Елена Самарина: «У театральной сцены всегда свои законы»

 
Елена Самарина с 2022 года является заведующей кафедрой искусства грима Российского института театрального искусства ГИТИС и передает свой опыт студентам. Также она является главным экспертом Национального открытого чемпионата в сфере творческих компетенций ArtMasters. Мы поговорили с Еленой Владимировной о ее методах работы, об отличиях театра и кино и о том, почему художнику по гриму так важно получить высшее образование.

– Елена, расскажите, как появилась идея создать кафедру искусства грима?

– Давайте начнем с того, что профессия художника по гриму всегда предполагала среднее специальное образование. Никогда в России по этой специальности высшего образования не было. И с 2020 года у нас стал проводиться очень большой проект – открытый национальный чемпионат творческой компетенции ArtMasters, задача которого была показать творческие профессии бэкстейджа. Собственно говоря, тех специалистов, которые находятся за кулисами, за кадром, которых никогда не видит зритель, но при этом именно они создают это творческое начало. Одной из представляемых компетенций на конкурсе стал как раз художник по гриму, и я возглавляла это направление на протяжении трех лет как главный эксперт. Именно благодаря вот этому проекту было принято решение запустить процесс обучения таких специалистов по некоторым компетенциям, среди которых была и наша – художник по гриму.

– Почему необходимо было сделать это направлением именно высшего образования?

– Я сама закончила театральное художественное училище, отделение художественно-гримерное, и получила диплом художника по гриму. И дальше, когда встал вопрос, где мне получать высшее образование, я, к сожалению, обнаружила, что тогда в нашей стране высшее образование по этой профессии получить было нельзя. Этого направления просто не существовало в 1990-е. И только в 2021 году ко мне обратился ректор Российского института театрального искусства ГИТИС Григорий Заславский, предложил организовать и возглавить кафедру грима. Дело в том, что наша страна большая и очень театральная. Здесь всегда стоит вопрос поиска специалистов. А выходит, что люди, которые приходят работать в театр, просто не имеют возможности получить базовое образование по нашей профессии, т. к. в регионах такого обучения нет. Они самоучки, и учатся очень часто уже непосредственно в театре, на практике. В нашем же случае важно еще и то, что мы предлагаем заочное обучение, благодаря которому как раз те сотрудники театров, которые уже работают у себя в городах, имеют возможность два раза в год приезжать на сессии и учиться профессии по практическим дисциплинам, которые недоступны на местах их работы, тем самым повышая свой профессиональный уровень и приобретая более расширенные навыки.

– А как проходит отбор? Какие вступительные испытания могут помочь понять, что абитуриент будет хорошим художником по гриму, если он еще не знаком с профессией и только начинает свой путь?

– В нашем случае, безусловно, сначала основное внимание уделяется тем, кто уже работает. Но вы совершенно правы, есть молодые ребята, которые поступают после школы. Им по 17 лет, и они не знакомы с этой специальностью. И тогда мы, конечно, обращаем внимание на портфолио, ведь, как правило, даже самые юные абитуриенты уже увлечены гримом, у них есть опыт работы с этим направлением: самостоятельная ли это практика или творческие непрофессиональные проекты. Также с этого года мы ввели такие вступительные экзамены, как живопись и рисунок, что даст возможность посмотреть, есть ли у человека хоть какое-то понимание колористики, композиции, законов пространства, света, тени, то есть всех основных понятий. И также с этого года мы впервые попробовали ввести практический экзамен, на котором будет даваться задание по гриму.

– Какие дисциплины обязательно должен знать художник по гриму?

– У нас очень много дисциплин, их мы разделяем на два направления. Есть дисциплины, которые относятся к лекционным материалам: история театра российского и зарубежного, история русской литературы и зарубежной литературы, история грима, история макияжа, история костюма и т.д. А есть практические дисциплины: это, безусловно, рисунок, живопись, пластическая анатомия, композиция, эскизирование, основа театрального грима, основа технологии макияжа, что очень важно не только для современного кинопроизводства, но и для театра. Постижерное дело, технология исторической прически (когда мы учим студентов делать прически разных эпох непосредственно на волосах актрисы, либо на париках), скульптура, пластический грим, киногрим… Таких вот профильных дисциплин очень много, и наша работа – выстроить программу обучения таким образом, чтобы она включала самые разные направления. Сегодня наша профессия достаточно универсальна, ведь у художника по гриму может стоять задача не только работать с лицом или прической, т. к. это все необходимо для создания образа, но вдруг возникнет задание работать и с телом артиста. Или реализовать какое-то кардинальное изменение внешности актера с помощью пластического грима. Также может понадобиться специалист по постижёрному делу, то есть человек, создающий любые изделия из натуральных либо искусственных волос: парики, бороды, усы, шиньоны, косы. Так как знание процесса изготовления постижерных изделий и непосредственно умение их шить – это тоже часть профессии художника по гриму. В общем, дисциплин много, и ни на одной театральной или киноплощадке без таких профессиональных знаний не обойтись.
– Кажется, что эти дисциплины настолько объемные, что могут пригодиться не только в театре или кино. В каких еще сферах смогут работать выпускники кафедры искусства грима?

– Конечно! Ведь художник по гриму действительно работает не только в театре и в кино. Специалисты часто приглашаются на различные мероприятия – это всевозможные фестивали, шоу, могут быть и рекламные съемки. А если, например, для какого-то проекта требуется создание исторического персонажа, то, естественно, приглашают художника по гриму. Потому что только художник может создать особенный образ, разработать грим, выполнить его. Поэтому направлений и возможностей очень много.

– А как вы пришли в профессию?

– Я с самого детства рисовала. И постоянно чем-то увлекалась, занималась творчеством, рукоделием. И когда пришло время решать, кем же я буду, мне попалась брошюрка Театрального художественно-технического училища, где было описание профессии художника по гриму. И меня это почему-то очень впечатлило. Но почему? Наверное, благодаря моей маме. Благодаря ей я уже тогда любила театр. И мама мне всегда говорила, что театр – это особенное место, туда обязательно нужно идти красивой! Меня в детстве наряжали в нарядное платье, и любой поход на спектакль становился событием. Теперь я особенно понимаю почему. Потому что театр – это всегда праздник. И когда я увидела ту брошюру, я просто поняла, что буду художником по гриму. Тогда же поступила, окончила училище с красным дипломом и дальше уже работала по профессии.

– Насколько я понимаю, степень специалиста позволит выпускникам ГИТИСа стать полноценными участниками творческого процесса, наравне со сценографами, художниками и режиссерами. Художник по гриму вносит свои идеи в создание спектакля или фильма. Мне кажется, до недавних пор в театре это было не очень популярно. А как это происходило в кинематографе?

– В этой сфере есть свое определенное разделение: в кино чаще можно увидеть и художника по гриму, и гримера, и помощника гримера, и даже еще ассистента, а вот в театре – либо художник, либо гример. И, действительно, раньше профессия гримера в театре носила характер более исполнительский, направленный на выполнение задач, которые ставил художник-сценограф. А вот уже художник по гриму действительно становится таким сотворцом, соавтором проекта. И как раз моя концепция высшего образования в этой профессии заключается в желании поднять ее уровень до того, чтобы с мнением наших специалистов считались, чтобы они могли вносить и защищать свои идеи, разрабатывать концепции образов, а не только быть исполнителями. Если мы говорим о кино, то там в принципе такая же ситуация, то есть все согласно сценарию, и видение режиссера определяло то, как должен персонаж выглядеть. А художник по гриму точно так же придумывает, собирает образ и вместе со своей командой это реализовывает.

– Есть ли в профессии художника по гриму особое деление на стили работы, творческие методы?

– В нашей работе есть всего два основных метода гримирования. Есть живописный метод, когда мы используем только краски и грим, и все перевоплощение актера, изменение его внешности происходит с помощью использования всех тех приемов, которые используют художники. Живописцы работают на плоскости, и они создают объемы за счет света, тени, полутени. Точно так же и мы, только мы еще этот эффект объема делаем на лице. Также есть скульптурно-объемный метод гримирования, когда применяются специальные технологии, которые позволяют физически изменить объемы лица. С помощью специальных материалов, например, можем смоделировать нос бабы-яги или какие-то объемные раны и повреждения кожи. Точно такого же изменения объема на лице можно достигнуть с помощью специальных материалов и накладок, которые заранее изготавливаются, делаются по слепку с лица актера. Эти технологии пластического грима особенно популярны на киноплощадках, так как они позволяют добиться наибольшей реалистичности.

Например, эффект состаривания лица актера (на 20-40 лет) невозможно сделать правдоподобным с помощью только живописного метода, это будет работать только в театре, на расстоянии. В кино же это должно быть максимально естественно и натурально, поэтому и используются дополнительные детали, которые изменяют морфологию лица актера.

– Какого из этих методов придерживаетесь вы?

– Какой бы мы грим ни делали, в каком бы мы направлении ни работали, мы применяем эти два метода, как правило, комбинируя их. Потому что зачастую одно без другого невозможно. Но я все-таки по образованию и внутреннему самоощущению – театральный гример. Я люблю грим за то, что он максимально перевоплощает актера, он может кардинально изменить весь образ. И я люблю театральный грим, особенно за его гротеск и определенную условность. Гротеск в театре нужен всегда, учитывая законы пространства и специфику сценического света. Ведь зрительный зал находится на большом удалении, и если мы не будем делать грим, то лицо актера будет выглядеть плоско, а зритель не прочтет ни эмоций, ни мимику.

– Расскажите о своих личных, любимых проектах и разработанных образах. Были ли сложности при их создании?

– Я бы, наверное, рассказала не о своих работах, а о проекте, который я уже упомянула, – это чемпионат ArtMasters. Дело в том, что те участники, которые подают заявки на этот чемпионат, это как раз все наши потенциальные студенты ГИТИСа. И цель его – выявить в разных уголках нашей страны очень ярких, очень талантливых самородков, которые могут себя реализовать в профессии и создавать совершенно потрясающие образы. Мы отбираем каждый год по 10 финалистов, а они создают невероятные образы! И каждый раз это мой личный восторг, сколько фантазии у людей, какого уровня они уже достигли и какие вещи они делают! Они совершенно свободно комбинируют и технологии театральные, и технологии киноиндустрии, и технологии боди-арта, и даже работают с бутафорией. В последнем чемпионате ArtMasters наши финалисты разрабатывали грим фантазийного персонажа для проведения кинопроб художественного фильма-сказки «Огниво». Я очень люблю сказочных персонажей, потому что нет ограничения фантазии, и можно придумать что угодно! У ребят была задача создать грим персонажей русских сказок в современном прочтении. И это были такие герои, как Лихо одноглазое, Кикимора, Ворон Фома, Лиходей, Русал, Чудо-Юдо, гномы. Ребята сами искали идеи, разрабатывали и воплощали образы, и все это было так интересно и ново.

– Как педагог и руководитель, что бы вы пожелали будущим выпускникам кафедры искусства грима?

– Я всегда желаю, чтобы ребята верили в себя, верили в свой выбранный путь, в свои знания, в свои навыки, которые они приобрели. Чтобы они никогда не останавливались в своем образовании, потому что мы учимся всю жизнь. Чтобы они были любопытны, чтобы их все интересовало, чтобы они были очень наблюдательны. Потому что все, что мы видим, – это наша большая копилка, все туда складывается, и любые идеи могут пригодиться в будущих проектах. И главное – не бояться работы и творческих экспериментов.


Поделиться в социальных сетях: