Прокатная тройка

Неделя в кино: две семейные драмы и важный фильм про войну

 
Отгремели новогодние блокбастеры, и в прокате появились большие авторские работы. На текущей неделе рекомендуем вам две грустные, но светлые и трогательные семейные драмы и важный фильм про войну.

ВОЗДУХ

Жесткий и поэтичный антивоенный фильм Алексея Германа-младшего о военных летчицах в Великой Отечественной, совершенно дегероизирующий войну.

Героини фильма – совсем юные девушки, которых судьба вынудила оказаться на фронте. Они только что закончили военное училище, никто из них ни разу не был в бою, они не могут стрелять даже по врагам. Одна – москвичка, вторая – грузинка, третья – деревенская, все разные и все в одном аду. Опытная летчица, «валькирия» (Елена Лядова), спросит у своего боевого друга Астафьева (Сергей Безруков), зачем он посылает в бой необученных девочек. «У меня приказ», – грустно ответит он. Но ясно, что посылать больше некого. На войне нет девочек и мальчиков, там полное гендерное равенство.  Каждый день кто-то не возвращается. Улетают прямо в небо.

Они защищают Дорогу жизни.  Немцы палят по ней – по колоннам беженцев, по женщинам с детьми, все гибнут в ледяной грязно-кровавой жиже. На дворе – промозглая весна 1942-го.

В центре сюжета – хрупкая нежная Женя (выдающаяся роль Анастасии Талызиной). Она из детдома: дочь расстрелянных «врагов народа», которая отказалась от родителей и от фамилии, а отец ее был героическим летчиком. Записалась в добровольцы, чтобы «искупить вину родителей». Теперь она – испуганный зверек, которому придется убивать.  А она не может. Она попытается спасаться любовью – единственное, чем можно по-настоящему спасать если не жизнь свою, то психику и себя. Но любовь – не железный щит, от пули не укроет. А некоторые погибают даже не от пуль. А просто – не выдерживают.

Это очень тонкий, искусно сделанный фильм, но в его залитых туманом кадрах растворена бесчеловечность войны как явления. Это очень жестокий, беспощадный фильм – о грязной, мерзкой войне, в мутной жиже которой пропадают такие ангельские девочки. И мальчики – там же. Ничего героического на войне нет – только грязь и смерть, кровь и стоны, боль и такое измождение, что не реагируешь даже на гибель близких. Никаких слезовыжимательных приемов авторы не используют ни разу, но ком к горлу подступает сам собой. Не то чтобы Алексей Герман-младший говорит нам о войне что-то, чего не сказал бы уже его отец и множество других авторов по-настоящему великих военных фильмов. Просто среди ура-патриотического картона с танцующими танками и сомнительными подвигами «Воздух» стоит особняком и ранит душу очень больно. Особенно потому, что смотря этот фильм в январе 2023 года, отчетливо понимаешь, что множество подлинных фильмов о войне, на которых выросло несколько поколений, не спасли нас от новой войны, и «Воздух» не спасет ни от чего и ничего никому не объяснит.  

ТАНЦУЙ, СЕЛЕДКА!

Черная комедия Александры Лупашко по пьесе Татьяны Загдай.  Дебютный фильм, который, похоже, может стать народным, потому что попадает в нерв очень широкой аудитории. Фильм получил приз за сценарий на новом фестивале авторского кино «Зимний», а также победил на фестивале ожидаемых экранизаций «Читка 2.0», разделив первую премию с «Мастером и Маргаритой».

Это история про девочку-безотцовщину, которая пытается выяснить отношения с папашей уже после его смерти, а на самом деле не с папашей, а с собственными травмами. А таких девочек и мальчиков у нас – вся страна.

В главной роли – Александра Бортич. Ее героиня Жанна возвращается из Москвы в провинциальную дыру своего детства, чтобы похоронить отца (Павел Майков). Больше его хоронить некому. Мать Жанны умерла, другие женщины отца непонятно где. Жил он весело, умер в одиночестве. Он ушел из семьи, когда дочке было лет 9, прямо в ее день рождения, и потом не звонил, не писал и даже на похороны матери не приехал. Жанна не смогла его простить. А теперь, когда предстоит расстаться с ним навсегда, она понимает, что не спросила, не поговорила, не отпустила, и тут папаша оживает и начинает с ней говорить, учить жизнь, требовать, объясняться в любви и называть ее, как в детстве «селедкой». И пока они едут из дома в райцентр, чтобы зафиксировать причину смерти, вся жизнь Жанны с отцом и без него проплывет у нее перед глазами и поможет принять отца – этого дурацкого недотепу, которому весь фильм хочется отвесить затрещину, но в то же время понять и простить. Тема прощения – основная в этом фильме, и даже слишком лобовая. И основная мысль ясная – надо уметь прощать, чтобы самой жить дальше. А если будет грустно и горько, то воспользоваться заветом отца: «Танцуй, селедка!»

Этот фильм снят как роуд-муви. Весь путь Жанна, мертвый отец, и прохиндей Костик (отличная роль молодого актера Ильи Антоненко) за рулем едут из точки А в точку Б, слушая по дороге кассеты с хитами 90-х, влипая в приключения и взрослея, каждый по своему.  Несмотря на множество комических моментов, этот фильм – тяжелая семейная драма, но с терапевтическим эффектом. Вместе с Жанной многие брошенные дети смогут «поговорить» с своими отцами, простить и отпустить.

ЗАДИРА

Еще одна трагикомедия про девочку, брошенную отцом, от еще одной дебютантки, британской, Шарлотты Риган. Фильм-победитель прошлогоднего фестиваля независимого кино «Санденс».

Главной героине Джорджи – 12 лет. Отец ушел из семьи, мать умерла, смышленая девчонка обманула органы опеки и теперь живет в Лондоне совершенно одна. А в социальные службы отчитывается голосовыми сообщениями вымышленного дяди по имени Уинстон Черчилль, которые записывает для нее продавец из соседнего магазина. На стене у Джорджи висит список стадий проживания горя, и постепенно она вычеркивает оттуда пункты – отрицание, гнев, торг. Остается только депрессия и принятие.

У Джорджи есть друг Али, он чуть старше, но такой же чудак, как и она сама. Они проводят время вместе и представляют всех своих знакомых киногероями, а заодно воруют и продают велосипеды. И тут в жизнь Джорджи возвращается ее отец, которого она вообще не помнит. Она уверена, что ей никто не нужен, поэтому хочет его выгнать. Никаких навыков родительства у Джейсона нет, поэтому он то пытается воспитывать Джорджи, то помогает ей воровать. Коммуникация между ними непростая – отец говорит, что сбежал из семьи потому, что был слишком юн, чтобы взять на себя ответственность, да и теперь, в свои 30, он тоже не очень-то готов, поэтому он скоро уедет. А Джорджи меж тем начинает к нему привязываться. Постепенно мы понимаем, что Джейсон сам, нуждающийся в опеке и тепле.

Несмотря на грустный сюжет, фильм снят в ярких и теплых тонах, мы будто видим мир бедного района и не самых благополучных людей глазами ребенка. Повествование периодически прерывается «документальными» интервью с работниками опеки и школы, а также одноклассниц Джорджи, которые говорят, какая она нехорошая девочка.

Это грустная и светлая драма взросления – не только ребенка, но и уже вроде бы взрослого отца, история о том, что стадий проживания горя у ребенка больше, чем пять, о том, что ребенку нужен взрослый и что откровенный разговор может многое исправить.


Поделиться в социальных сетях: