«Туминас улыбается с небес»

Последний спектакль мастера покажут в Китае

 
16 августа в Шанхае состоится премьера последнего спектакля Римаса Туминаса «Вишневый сад».

Над этой постановкой великий режиссер работал до последнего дня своей жизни. Все роли в спектакле исполняют актеры Mars Theater Group и Шанхайского театра танца Цзинь Син во главе с художественным руководителем, балериной, хореографом и актрисой Цзинь Син. В «Вишневом саде» она сыграет Раневскую.

О том, как возникла идея этой постановки и как Римас Туминас, борясь с тяжелейшим недугом, продолжал репетиции с китайским актерами, как пытался объяснить им суть чеховской драматургии – обо всем этом журнал «Театрал» попросил рассказать продюсера спектакля, многолетнего помощника Туминаса Алину Фроленко.

– Для Римаса Владимировича эта чеховская пьеса имела особое значение. Впервые он к ней обратился еще в 1990 году, поставив на сцене своего Малого театра в Вильнюсе. Уже тогда, по словам Римаса, он был поражен жестокостью судьбы, которая не щадила ни одного из чеховских героев. «Смерть всегда присутствует в пьесах Чехова. В "Вишневом саде" нет смерти, но потеря своего дома – худшее наказание», – говорил Туминас. Особенность чеховских произведений он видел в том, что комедия соединена с трагедией: сегодня герои могут веселиться, танцевать, но уже завтра их неумолимо настигает конец света.

Что же касается постановки «Вишневого сада» в Китае, то разговор об этом возник в 2019 году, когда Римас в Пекине репетировал «Фауста». Тогда в Шанхай привезли «Евгения Онегина» на большие гастроли, спектакль вызвал настоящий фурор, и после этого китайская актриса Цзинь Син, которая теперь будет играть Раневскую, попросила о встрече с Туминасом. Она приехала посмотреть его репетиции «Фауста», который должен был выпускаться через неделю. Шли финальные прогоны. Еще больше впечатлившись работой Римаса, Цзинь Син предложила ему поставить в Шанхае «Вишневый сад» Чехова. Прошли предварительные переговоры о том, чтобы уже с весны 2020 года начать репетировать. 

Изначально предполагалось, что актерский состав спектакля должен быть интернациональным, это была идея Римаса. Он хотел привлечь для участия в спектакле и вахтанговских актеров, и актеров Малого Вильнюсского театра, и китайских актеров. А Цзинь Син должна была играть главную роль – Раневскую, о которой она так мечтала. Идея Римаса всем очень понравилась, и все стали ломать голову, как воплотить ее в жизнь, преодолевая языковые проблемы. Римас тогда сказал, что это момент технический, в котором он не видит особых проблем, поэтому готов приступать к работе. Но в январе 2020-го началась пандемия, у нас все остановилось в силу непреодолимых обстоятельств. Закрылись границы, оборвались на время связи, начались бесконечные проблемы.  

Так продолжалось довольно долго – до тех пор, пока не открылся Китай. Мы уже успели к тому времени восстановить связь, дистанционно общались, переписывались, но я, если честно, думала, что проект уже не состоится. Тем не менее, Цзинь Син продолжала настаивать, и год назад мы провели еще одни переговоры в онлайне. К тому времени логистических проблем по известным драматическим причинам стало еще больше, и от идеи о международном составе пришлось отказаться. Тогда Цзинь предложила, чтобы весь состав спектакля был китайским, у нее есть в Шанхае своя танцевальная студия, свои актеры. Но состояние Римаса заметно ухудшилось, ему уже было тяжело летать, 9-часовой перелет до Шанхая был для него опасен. Тогда китайская команда приняла решение прилететь к нему – на нейтральную территорию. У Цзинь на юге Италии есть своя репетиционная база, поэтому она пригласила с собой около сорока человек, и они прилетели к Римасу.

Кроме актеров прилетела еще съемочная группа, которая снимала документальный фильм о создании спектакля, прилетел технический персонал, люди которые с нашими художниками будут работать над созданием костюмов. Репетиционный период запланировали с 20 января нынешнего года по 10 марта. Был арендован театр на юге, в регионе Пулье, начались репетиции, которые проходили каждый день. Римас чувствовал себя все хуже, но присутствовал на всех репетициях, проводя их и утром и вечером. С самого первого дня ему в этом помогала его дочь Габриэла. Она все записывала, фиксировала все ремарки, ассистировала в каждом эпизоде. Все это продолжалось до той поры, пока у Римаса оставались силы. Он заметно торопился, понимая, что может не успеть. Римас спешил донести им, что играть нужно не русскую душу, не пьесу русского классика, играть нужно самих себя, играть Человека в планетарном смысле, потому что страдания его души внеграничны. Великий Чехов писал именно об этом, и поэтому его пьесы уже более ста лет актуальны в любой точке мира и на любом языке…
 
Завершить репетиции Римас не успел. Его госпитализировали в клинику, он был очень очень слаб, понимал, что шансов вернуться к работе практически не остается, поэтому попросил дочь, чтобы она продолжила репетиции. Габриэле, мягко говоря, было очень непросто, тем не менее, она не остановила работу над спектаклем. А по вечерам приезжала к Римасу в больницу, показывала видео репетиций, записывала его комментарии и на следующий день репетировала дальше по его советам. Таким образом он успел сделать 80 процентов спектакля. Но 6 марта его не стало. И все мы, вся китайская команда пришли с ним проститься. Пришли проводить в бесконечность Вселенной великого мирового режиссера, который и в своих страданиях до последнего вздоха думал о мире, о Человеке, о внеграничности души.

Генеральный прогон мы провели уже после похорон Римаса. И после этого все разлетелись кто куда.

По первоначальному плану мы должны были завершить репетиционный период в марте, а затем уже в июле провести заключительные репетиции в Китае. Премьера должна была состояться 16 августа в Шанхае, играть должны были три дня. Эту заключительную часть плана мы сохранили. 20 июля Габриэла прилетела в Китай и возобновила репетиции. Вначале работали в репзале, затем начался монтаж декорации, и репетиции перенесли на сцену. Вместе с Габриэлой прилетел Адомас Яцовскис, друг и творческий партнер Римаса, который изначально выступает у нас в качестве художника-постановщика. А музыку для спектакля Римас выбрал у еще одного своего близкого товарища – у Латенаса, не так давно ушедшего из жизни. Костюмы создавал Юлиан Табаков, сценографию придумал Адомас, инсценировку Римасу помогала делать Катя Сассонская из израильского театра «Гешер», звукорежиссер тоже из Израиля. А я выступаю в качестве продюсера со стороны нашей творческой группы.

Теперь премьера «Вишневого сада» станет посвящением памяти  Туминаса. В Китае его почитают как очень крупного мирового режиссера, поставившего великие спектакли, волнующие публику на любом континенте.


«Евгений Онегин» и «Война и мир» Римаса Туминаса – это сегодня для китайских зрителей вершина театрального искусства. Поэтому с таким волнением и душевным трепетом в Шанхае ожидают премьеры «Вишневого сада» – последнего творения Мастера. Его прощального обращения к Человеку. К душе, о которой он так много думал, размышлял и призывал понимать. 

Во время репетиций и в Театре Вахтангова, и в Израиле, и в Италии Римас не раз говорил актерам, что на колосники прилетают ангелы, которые с улыбкой или грустью наблюдают за тем, как играют на сцене. Думаю, что китайские актеры, готовясь к премьере «Вишневого сада», вспоминали эти слова. И что, выходя на сцену в дни премьеры, они будут чувствовать, что с колосников их поддерживают не только ангелы. Им Туминас улыбается с небес.


Поделиться в социальных сетях: