В театре «Эрмитаж» состоялась премьера спектакля «Старушки» по одноименному рассказу Фридриха Горенштейна. Рассказ повествует об отношениях двух немолодых дам – дочери и матери, которые одновременно и любят, и ненавидят друг друга. Автор показывает, как историческая травма, а именно время сталинских репрессий, заставляет человека осознанно отказываться от жизни в реальности. При помощи «минус-приёма» он моделирует параллельное время, уход в которое помогает преодолеть последствия печальных событий. Старушка-мать создаёт свой собственный мир и пытается втянуть в него дочь, но та лишь раздражается и старается помешать матери прятаться от настоящего. О своей постановке рассказала режиссер Ольга Левитина.
Широкой публике Фридрих Горенштейн известен, как автор сценариев для фильмов «Седьмая пуля», «Раба любви», «Солярис», «Комедия ошибок». У него есть и пьесы, но режиссер Ольга Левитина решила поставить рассказ.
– Я искала пьесу для постановки на Малой сцене, и мой брат – Миша Левитин, человек интеллигентный, начитанный, посоветовал мне обратить внимание на рассказ Фридриха Горенштейна «Старушки», – объяснила Ольга Левитина. – Мне эта идея понравилась, но, поскольку Горенштейн много работал для кино, то и рассказ у него, конечно, кинематографический. Мы попытались перевести его на язык театра и надеюсь, нам это удалось. У нас нет декораций, только несколько необходимых атрибутов, потому что мы решаем проблему, заложенную в рассказе, не с помощью быта, а в силу внутреннего состояния персонажей. Думаю, зритель это понимает.
– Как ваши коллеги-актеры отнеслись к вам, как к режиссеру? Не спорили, доказывая свою правоту?
– Они полностью мне доверяли, и я им очень благодарна за это. Когда мы только приступили к работе, я очень волновалась, как к этому отнесется Ирина Богданова, заслуженная артистка РФ. Она изумительная актриса, одна из лучших актрис нашего театра, к тому же я играю в спектакле «Поклонницы», который она поставила. А сейчас я – режиссер, а Ирина – актриса, и у меня была по этому поводу тревога: что я могу посоветовать такому большому профессионалу? Но она была открыта мне, готова слушать и прислушиваться к моим советам.
Когда мы начали репетиции, у нас не сразу возникла близость между актрисами, исполняющими роли мамы и дочери, но, мне кажется, что сейчас всё уже получилось.
– Получилось – это не то слово! Актрисы просто филигранно ведут линию взаимоотношений матери и дочери. Более того, это решение – когда старуху-мать играет молодая актриса, на самом деле оказалось очень удачным.
– Дело в том, что у нас в труппе не так много актрис, способных сыграть старушку. И мой выбор пал на Ким Дарью Кошеву, которой всего 27 лет, а по сюжету 97. Мне сразу показалось, что она может это сделать, потому что у нее очень выразительная внешность. Ким может быть либо красавицей, либо совсем некрасивой, но при этом очаровательной. Она очень работоспособная девчонка, не боится трудностей, и прекрасно справилась с ролью старушки.
– В рассказе Горенштейна нет ангелов, но есть другие персонажи, которых нет у вас.
– У Горенштейна есть рассказ «Домашние ангелы», посвященный домашним животным, которые на самом деле – ангелы, опекающие людей. И это навело меня на мысль, не вводить дополнительные персонажи, а ввести ангелов. Чтобы они не только заботились об этих двух старушках, но и играли всех упомянутых в рассказе персонажей. Их играют Анна Богдан, Пелагея Растопчина и Виктория Закария, которая чередуется с одним из ангелов. Они ученицы Михаила Захаровича Левитина, и совершенно неотразимы в роли ангелов. Я ими очень довольна.
И не могу не отметить Сергея Бесхлебнова, который исполнил роль молодого человека из «соответствующих органов». Сергей – мой любимый молодой артист. Он очень талантливый, много снимается в кино, и мне нужна была от него какая-то кинематографичность, подробности. Это сложная роль, и он, по-моему, справился с этим просто блестяще.
Надо сказать, что блестяще справились с поставленной задачей буквально все актеры, занятые в спектакле. Тонко, искусно, с хорошим чувством юмора, а главное очень талантливо.
Над постановкой работали: режиссер – Ольга Левитина, помощник режиссера – Татьяна Карякина, звуковое оформление – Наталья Слежова, хореограф – Ирина Вакарина, свет – Евгений Жданов.
Широкой публике Фридрих Горенштейн известен, как автор сценариев для фильмов «Седьмая пуля», «Раба любви», «Солярис», «Комедия ошибок». У него есть и пьесы, но режиссер Ольга Левитина решила поставить рассказ.
– Я искала пьесу для постановки на Малой сцене, и мой брат – Миша Левитин, человек интеллигентный, начитанный, посоветовал мне обратить внимание на рассказ Фридриха Горенштейна «Старушки», – объяснила Ольга Левитина. – Мне эта идея понравилась, но, поскольку Горенштейн много работал для кино, то и рассказ у него, конечно, кинематографический. Мы попытались перевести его на язык театра и надеюсь, нам это удалось. У нас нет декораций, только несколько необходимых атрибутов, потому что мы решаем проблему, заложенную в рассказе, не с помощью быта, а в силу внутреннего состояния персонажей. Думаю, зритель это понимает.
– Как ваши коллеги-актеры отнеслись к вам, как к режиссеру? Не спорили, доказывая свою правоту?
– Они полностью мне доверяли, и я им очень благодарна за это. Когда мы только приступили к работе, я очень волновалась, как к этому отнесется Ирина Богданова, заслуженная артистка РФ. Она изумительная актриса, одна из лучших актрис нашего театра, к тому же я играю в спектакле «Поклонницы», который она поставила. А сейчас я – режиссер, а Ирина – актриса, и у меня была по этому поводу тревога: что я могу посоветовать такому большому профессионалу? Но она была открыта мне, готова слушать и прислушиваться к моим советам.
Когда мы начали репетиции, у нас не сразу возникла близость между актрисами, исполняющими роли мамы и дочери, но, мне кажется, что сейчас всё уже получилось.
– Получилось – это не то слово! Актрисы просто филигранно ведут линию взаимоотношений матери и дочери. Более того, это решение – когда старуху-мать играет молодая актриса, на самом деле оказалось очень удачным.
– Дело в том, что у нас в труппе не так много актрис, способных сыграть старушку. И мой выбор пал на Ким Дарью Кошеву, которой всего 27 лет, а по сюжету 97. Мне сразу показалось, что она может это сделать, потому что у нее очень выразительная внешность. Ким может быть либо красавицей, либо совсем некрасивой, но при этом очаровательной. Она очень работоспособная девчонка, не боится трудностей, и прекрасно справилась с ролью старушки.
– В рассказе Горенштейна нет ангелов, но есть другие персонажи, которых нет у вас.
– У Горенштейна есть рассказ «Домашние ангелы», посвященный домашним животным, которые на самом деле – ангелы, опекающие людей. И это навело меня на мысль, не вводить дополнительные персонажи, а ввести ангелов. Чтобы они не только заботились об этих двух старушках, но и играли всех упомянутых в рассказе персонажей. Их играют Анна Богдан, Пелагея Растопчина и Виктория Закария, которая чередуется с одним из ангелов. Они ученицы Михаила Захаровича Левитина, и совершенно неотразимы в роли ангелов. Я ими очень довольна.
И не могу не отметить Сергея Бесхлебнова, который исполнил роль молодого человека из «соответствующих органов». Сергей – мой любимый молодой артист. Он очень талантливый, много снимается в кино, и мне нужна была от него какая-то кинематографичность, подробности. Это сложная роль, и он, по-моему, справился с этим просто блестяще.
Надо сказать, что блестяще справились с поставленной задачей буквально все актеры, занятые в спектакле. Тонко, искусно, с хорошим чувством юмора, а главное очень талантливо.
Над постановкой работали: режиссер – Ольга Левитина, помощник режиссера – Татьяна Карякина, звуковое оформление – Наталья Слежова, хореограф – Ирина Вакарина, свет – Евгений Жданов.





