7 октября в театре «Сфера» в 100-й раз сыграли спектакль «Гнездо перелётных птиц» в постановке Константина Демидова. Актриса Виктория Склянченкова, играющая несколько ролей, рассказала, как прошел юбилейный показ.
– Виктория, хочется начать с истории постановки. Как возникло «Гнездо перелетных птиц» по юмористическим рассказам Аркадия Аверченко?
– Всё началось с безумной любви к автору. Аркадий Аверченко – король русского юмора. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Уже современники называли его «королем смеха» или «королем юмора». Писал Аверченко много. Когда его спрашивали, как ему это удается, он отвечал: «Я пишу только в тех случаях, когда мне весело. Мне часто весело. Значит, я часто пишу». Вот такой это был человек – с солнцем в крови. Он издал более 40 сборников юмористических рассказов, читая которые можно просто задохнуться от смеха! А какие замечательные названия у этих сборников: «Веселые устрицы», «Зайчики на стене», «Салат из булавок» и многие другие. Рассказы писателя также ценили за хороший вкус. Избегая пошлости и тривиальности, он писал весело и остроумно.
– Как и почему у спектакля появилось название «Гнездо перелётных птиц»?
– Аркадий Тимофеевич был не только писателем, но и драматургом, театральным критиком, редактором журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В 1920 году в Севастополе он создал собственный театр «Гнездо перелетных птиц» и после эмиграции в Константинополь вновь собрал свою труппу, с которой с большим успехом два года гастролировал по всей Европе. Отсюда и название спектакля.
– Как прошел 100-й показ «Гнезда перелетных птиц»?
– Как обычно, при полном аншлаге. Но сотый показ спектакля не единственный повод для праздника. 2025 год очень важен для нас и богат на юбилеи: 12 марта – 100 лет со дня памяти Аверченко, 27 марта – ровно 145 лет со дня его рождения. Также в 2025 году исполнится 105 лет со дня создания исторического «Гнезда перелетных птиц».
– Кто ваши партнеры по этой постановке?
– В спектакле играют семь актеров, и каждый из них сыграл 100 спектаклей. Дмитрий Новиков – наш главный, любимый персонаж, исполняющий роль автора, Антон Алипов – замечательный, яркий Свободин, Четвероруков и Перезвонов, Александр Пацевич – удивительный и неповторимый Бронзов, Белевич, Даниил Толстых – блестящий Вестник, ангел-хранитель «Гнезда», Ирина Померанцева – очаровательная проводница и Пикина, Елена Елова – трогательная, чудесная Лидочка, Симочка; и, наконец, я – автор инсценировки, исполнительница трех ролей – Аннушки, Анечки и Лизы.
– Какие чувства вы испытали после сотого показа?
– Мы бесконечно рады и счастливы работать вместе, каждый раз соприкасаться с этим дивным материалом. Мы благодарны нашим дорогим зрителям за полные залы, цветы и аплодисменты. Ждём вас в «Сфере»! До новых встреч! На прощание хочется процитировать слова Аркадия Аверченко: «Не смотрите на весь мир так, как будто он – неловкий слуга, не сумевший услужить вам и поэтому достойный презрения и проклятий. Используйте его получше и умирайте попозже».
– Виктория, хочется начать с истории постановки. Как возникло «Гнездо перелетных птиц» по юмористическим рассказам Аркадия Аверченко?
– Всё началось с безумной любви к автору. Аркадий Аверченко – король русского юмора. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Уже современники называли его «королем смеха» или «королем юмора». Писал Аверченко много. Когда его спрашивали, как ему это удается, он отвечал: «Я пишу только в тех случаях, когда мне весело. Мне часто весело. Значит, я часто пишу». Вот такой это был человек – с солнцем в крови. Он издал более 40 сборников юмористических рассказов, читая которые можно просто задохнуться от смеха! А какие замечательные названия у этих сборников: «Веселые устрицы», «Зайчики на стене», «Салат из булавок» и многие другие. Рассказы писателя также ценили за хороший вкус. Избегая пошлости и тривиальности, он писал весело и остроумно.
– Как и почему у спектакля появилось название «Гнездо перелётных птиц»? – Аркадий Тимофеевич был не только писателем, но и драматургом, театральным критиком, редактором журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон». В 1920 году в Севастополе он создал собственный театр «Гнездо перелетных птиц» и после эмиграции в Константинополь вновь собрал свою труппу, с которой с большим успехом два года гастролировал по всей Европе. Отсюда и название спектакля.
– Как прошел 100-й показ «Гнезда перелетных птиц»?
– Как обычно, при полном аншлаге. Но сотый показ спектакля не единственный повод для праздника. 2025 год очень важен для нас и богат на юбилеи: 12 марта – 100 лет со дня памяти Аверченко, 27 марта – ровно 145 лет со дня его рождения. Также в 2025 году исполнится 105 лет со дня создания исторического «Гнезда перелетных птиц».
– Кто ваши партнеры по этой постановке?
– В спектакле играют семь актеров, и каждый из них сыграл 100 спектаклей. Дмитрий Новиков – наш главный, любимый персонаж, исполняющий роль автора, Антон Алипов – замечательный, яркий Свободин, Четвероруков и Перезвонов, Александр Пацевич – удивительный и неповторимый Бронзов, Белевич, Даниил Толстых – блестящий Вестник, ангел-хранитель «Гнезда», Ирина Померанцева – очаровательная проводница и Пикина, Елена Елова – трогательная, чудесная Лидочка, Симочка; и, наконец, я – автор инсценировки, исполнительница трех ролей – Аннушки, Анечки и Лизы.
– Какие чувства вы испытали после сотого показа?
– Мы бесконечно рады и счастливы работать вместе, каждый раз соприкасаться с этим дивным материалом. Мы благодарны нашим дорогим зрителям за полные залы, цветы и аплодисменты. Ждём вас в «Сфере»! До новых встреч! На прощание хочется процитировать слова Аркадия Аверченко: «Не смотрите на весь мир так, как будто он – неловкий слуга, не сумевший услужить вам и поэтому достойный презрения и проклятий. Используйте его получше и умирайте попозже».




