Полина Рафеева: «Для меня самое важное – не изменять себе»

 
Полина Рафеева стремительно ворвалась в жизнь Театра Вахтангова. Еще во время учебы в Щукинском институте девушка исполняла главные роли в четырёх постановках. Сейчас актриса занята в одиннадцати работах, среди которых лауреаты множества театральных премий. Так, «Генерал и его семья», где Полина сыграла главную героиню Анечку Бочажок, стал «Лучшим спектаклем малой формы» премии «Звезда Театрала». Актриса поделилась тем, как создает свой стиль, кем она вдохновляется и каким жизненным принципам следует.

– Полина, расскажите, работаете ли вы над своим стилем, и как вы его для себя определяете?

– В этом году я активно работаю над тем, как выгляжу. В прошлом сезоне я дошла до того, что меня катастрофически не устраивало то, насколько не сочетаются моё внутреннее ощущение себя и мой внешний облик. У меня не получалось подобрать одежду так, чтобы это действительно отражало мое внутреннее содержание, настроение и при этом хорошо сочеталось. Да и занятость такая, что ты просыпаешься, запрыгиваешь в первое попавшееся и бежишь. В один момент мне это надоело, и я обратилась к специалисту. Мне очень понравилась философия стилиста Сони Юшковой, её подход к одежде. С ней я и решила работать. У меня долгое время была определенная зацикленность, я думала, что раз хочу выглядеть женственно, то носить нужно только платьишки, милые кофточки, юбочки. Соня мне открыла очень интересную мысль, которая меня поразила. Она сказала, что совершенно необязательно застревать в чём-то одном, потому что все мы люди, и невозможно всю жизнь следовать одному стилю.

Главная функция одежды – это отражать твоё внутреннее содержание. Например, сегодня я хочу выглядеть, как принцесса, а завтра абсолютно иначе, дерзко, а послезавтра более расслаблено, спортивно. И это нормально. Это тоже язык общения. Каждый день мы несём что-то новое в себе, и одежда, когда она соответствует настроению, помогает людям вокруг правильно тебя воспринимать. И сам ты чувствуешь себя увереннее, когда одежда работает на тебя.

– Как проходит ваша работа со стилистом? Вы заранее составляете капсулы на сезон или периодически вместе ходите за покупками?

– У нас с ней было всего два больших выезда в магазин. Изначально она посмотрела на мой гардероб, мы с ней определили, что из имеющегося совсем никуда не годится, что ещё можно оставить, а что вполне можно носить дальше. Почти от половины гардероба я избавилась, и это было такое прекрасное чувство. В моменте, конечно, сложно отказаться от привычного. Но когда ты от этого избавляешься, становится так легко, ты открываешься новому. Соня попросила у меня референсы того, как я хочу выглядеть, как я чувствую себя и в чём мне пока не очень комфортно. Мы всё взвесили и поехали в магазин, где меня уже ждал рейл подготовленных вещей. А еще, до того, как Соня начала работать над образом, мы встретились и много разговаривали. Ей было важно понять, что я за человек. Повторюсь, мой запрос был не в том, что я хочу быть «модненькой». Мне хотелось чувствовать себя уверенно в том, в чём я хожу. Не люблю бездумное следование трендам, иногда я смотрю на то, что сейчас модно, и думаю: господи, даже если мне заплатят, я это не надену.

– А какой из последних трендов вам особенно не понравился?

– Моё самое большое потрясение за прошедший сезон – шерстяной свитер с рукавами, горлом, но длиной выше пупка. Для меня это парадокс, я не понимаю функционал этой вещи. В прохладный день её не поносишь. Надевать майку под него нет смысла. Я поняла бы такую вещь где-нибудь в Калифорнии, Лос-Анджелесе, где осень и зима не такие морозные. Но в России... Все-таки в одежде должно быть комфортно.

– А есть тренд, который, наоборот, вас порадовал?

– Вы знаете, я очень рада тому, что сейчас снова возвращается тренд на женственность. Мне иногда люди говорят, что, если бы я родилась лет на 100–150 пораньше, я бы чувствовала себя комфортнее. Я, правда, об этом думаю, мне близки моральные ценности, которыми люди жили в XVIII и XIX веках. Поэтому, естественно, возвращение к женственности, к чему- то элегантному, изящному не может не радовать. Я вижу, что с приходом женственности в гардеробы девушек они расцветают. Когда я училась в школе, все девчонки и мальчишки ходили в мрачной, мешковатой одежде. И хотелось быть на равных со своими сверстниками, выглядеть классно, чтобы тебя не осудили. Вообще в школе, как нигде, ты подстраиваешься под массы.

– Мне кажется, на внешний вид молодежи во многом влияют социальные сети, которые развивают насмотренность в сфере моды, помогают найти кумиров. Но у этого есть и минусы…

– Да, несомненно. Иногда смотришь на подростков и видишь, сколько всего в них навязанного, того, что с ними не сочетается, их не украшает, отражает их нелучшие стороны. Вообще, мне кажется, почти во всех аспектах, будь то мода или какие-то человеческие решения, жизненные позиции и принципы, очень важно, чтобы желание, которое ты реализуешь, было истинно твоим, а не навязанным. Важно менять свой стиль не потому, что тебе что-то диктуют  тренды, а потому, что ты сам этого захотел. Важно делать тот или иной выбор не потому, что тебе так рекомендовали, а потому, что ты почувствовал в себе истинное желание что-то поменять. Очень важно прислушиваться к своим чувствам, даже если они не совпадают с общественным мнением.

– Возможно, каждый должен пережить период, из-за которого потом неловко пересматривать свои же фотографии. У вас было такое?

– Да, конечно, такое было. Иногда натыкаюсь на фотографии из школы и не понимаю, как меня на такое тянуло. Мой «любимый» период состоял из черных джинсов скинни, черных огромных кроссовок, бесформенных толстовок, которые выглядят несуразно. В тот момент мне казалось, что это круто.

– А были какие-то эксперименты с волосами, допустим?

– Нет, не было. Да и не хотелось. Я занималась в театральной студии с девяти лет, играла на сцене. И я не могла себе позволить покрасить волосы в ядовито-зеленый или ярко-розовый. Но во мне и не было этого бунтарства, желания таким образом выделиться.

– Получается, вы человек «стабильный».

– Скорее, консервативный, мне это близко. Я понимаю, что сейчас модно быть каким-то необычным, каким-то неформальным, странным, чудаковатым, неожиданным и непохожим на других. Это не моя история.

– А вам нравится сам процесс покупки одежды, любите шопинг?

– Конечно, это очень радостное событие. Сейчас все переходят в онлайн-формат. Мне тяжело, я ни разу не заказывала вещи онлайн, может быть, это внутренний консерватор мной управляет, но мне надо потрогать одежду, примерить ее. Если она хоть чуть-чуть не сядет, я не буду её брать. Мне приятнее и проще действительно съездить в магазин, посмотреть на себя в зеркало в этой вещи. Правда, времени на это мало, и я опять же очень благодарна Соне, она сильно все упрощает.

– В последнее время вы все чаще появляетесь на церемониях награждения премиями. При выборе наряда на торжественные вручения тоже консультируетесь со стилисткой?

– Да, я с ней советуюсь. Но у нас нет такого, что она составляет мне образ, а я его молча надеваю. Хотя я иногда упрашиваю Соню просто сказать, как надо. Она мне в эти моменты напоминает, что наша основная задача – научить меня одеваться самостоятельно. И я начинаю привыкать к этому. Когда у меня снова ничего не получалось и я попросила Соню сделать все за меня, она мне сказала: «Всё получится, просто дай себе время!» Вообще, это так здорово – давать себе время, когда знакомишься с чем-то впервые. Я теперь понимаю, что если что-то не получается с первого раза, спустя неделю, спустя месяц, в этом нет ничего страшного. Это нормально. Значит, это что-то абсолютно новое, и нужно к этому привыкнуть, понять, что это вообще за механизм, и постепенно внедрять его в свою жизнь. Прошёл почти год с начала нашей с Соней истории, и я понимаю, что какие-то вещи, которые для меня раньше были совсем непонятны, становятся все более привычными. Я смотрю на свои прошлогодние фотографии и понимаю, как сильно все изменилось за год работы со стилистом.

– Что вы любите из аксессуаров?

– Я очень люблю жемчуг. Тоже не так давно к этому пришла. Меня на это вдохновили образы женщин эпохи 1920 – 1930-х годов, именно в тот период жемчуг был очень популярен. В моду его ввела Коко Шанель. Очень люблю ее фразу: «Жемчуг всегда прав!» К тому же мне очень близка по темпераменту и стилю Одри Хепберн. Она для меня стала вдохновением, не только как актриса, но и как женщина. Это удивительный симбиоз игривости, кокетливости, лёгкости и при этом подлинно женской энергии и очарования. На ней часто можно заметить жемчуг как воплощение той самой нежности, юности. Мне кажется, аккуратная нитка жемчуга на юной девушке всегда смотрится очень гармонично. Лично для меня это даже нечто большее. Он напоминает мне о том, кто я на самом деле. Это какой-то маяк, символ, на который я могу опереться. В жемчуге заключена какая-то сакральная мысль, это очень тесная связь с моей сущностью, с моей природой.

– Одри, кстати, сильно в свое время повлияла на популярность балеток. А вы предпочитаете каблук или обувь на плоском ходу?

– Люблю каблуки, но в повседневной жизни это не всегда удобно, а вот на мероприятия я стараюсь их надевать. Я очень уважаю дресскод, мне кажется, если у человека есть возможность и повод выглядеть красиво, надеть каблуки, то зачем себя этого лишать. Потому что наш ритм сейчас таков, что мы все бежим, мы все постоянно в работе. Раньше жизнь была размереннее, и в ней было время для красоты. В наше время мы вынуждены жертвовать красотой ради комфорта, конечно, удобнее бежать по делам в кроссовках, а на встречу с друзьями надеть джинсы и футболку. У нас так мало поводов выглядеть по-настоящему торжественно. Я за это очень люблю нашу профессию – она вносит в повседневность красоту.

– А есть в вашей жизни люди, чьим стилем вы восхищаетесь?

– Я раньше даже не задумывалась о своей женственности. Первым примером того, как должна выглядеть леди, для меня стала моя крестная. А когда я пришла в институт, мой художественный руководитель Анна Леонардовна Дубровская и два моих педагога, Анна Марковна Бруссер и Галина Петровна Сазонова, стали для меня примерами абсолютной женственности. Мне так нравилось, как они себя несут, как они себя подают. Наверное, именно они вдохновили меня меняться, открывать в себе те стороны, которые раньше не замечала.

– Когда мы шли по коридору, мне казалось, что за вами аромат развевается, как шлейф. Как вы выбираете духи, что любите?

– Для меня духи – это значимый элемент образа. Летом я предпочитаю цитрусовые, свежие, легкие нотки, зимой более терпкие, глубокие – древесные, кожаные, но с ними нужно быть осторожным и не переборщить. Мне кажется, очень важно найти свой аромат, чтобы твой парфюм с тобой сочетался, отражал тебя, как зеркало.

– А какие образы ваших героинь вам больше всего запомнились?

– В спектакле «Генерал и его семья» я играю Анечку Божачок, генеральскую дочь, вокруг которой закручивается вся история. Когда мы ее придумывали, Светлана Васильевна Землякова сказала, что не хочет, чтобы героиня выглядела, как обычная советская девочка 1970-х годов. Она не такая. Если следовать советской моде, то у нее должна была быть укладка, глаза нужно было накрасить голубыми тенями. А Светлана Васильевна за - хотела, чтобы у Анечки были дерзко прямые волосы и большие широкие черные стрелки. Чтобы она была со - всем не отсюда. Такой подход меня очень впечатлил.

– Еще раз подтверждается мысль, что наш внешний образ очень влияет на самоощущение.

– Я окончила мой любимый Щукинский институт, и один из принципов, которому в нем учат, заключается в том, что нужно идти от внешнего к внутреннему. И этот принцип во многом совпадает с тем, о чем мы с вами сегодня говорим. От того, как ты накрасился, сделал прическу, оделся, какой создал себе внешний облик, действительно зависит твое внутреннее состояние и ощущение себя.

– Полина, а какой стиль вас привлекает в мужчинах?

– Мне кажется, когда мужчины одеваются во что-то элегантное, ну это не может не обаять. Это очень красиво. Я думаю, когда рядом с тобой галантный, изысканно одетый мужчина, само собой разумеется, что с ним ты начинаешь себя чувствовать настоящей женщиной. Понятно, что в наш век это не многим близко. Наверное, это вопрос внутреннего состояния. Не каждый молодой человек готов надеть костюм без определённой необходимости. Очень уважаю молодых людей, которые просто следят за своим внешним видом.

– Чем вы занимаетесь в свободное время?

– Скажу так, у меня сейчас впервые за девять лет появилось свободное время. Я катастрофически не понимаю, что с ним делать. Школа, театральная студия, подготовка к экзаменам, поступление, учеба в институте, работа в театре. За это время отпало много друзей, они не понимали, как свободное время для встречи может появляться раз в полгода. Люди думали, что я их игнорирую, намеренно отдаляюсь. Сейчас закончился сезон, закончился год назад институт. Естественно, усталость накоплена и хочется отдохнуть, но свободное время для меня сейчас непривычно.

– Тяжело в таком ритме?

– У людей, работающих в офисах, структурированный, стабильный рабочий день. Вечером они могут планировать встречи с друзьями, с семьей, поездки куда-либо. В нашей профессии всё иначе: утро часто занято репетициями, а вечером мы играем спектакли и возвращаемся домой только к ночи, когда близкие уже спят. Мне после прихода домой, чтобы спокойно уснуть, обычно нужно еще полтора часа, чтобы, скажем так, остыть, успокоить только что бодрствовавшую нервную систему и психику.

– Получается, что до просмотра фильмов руки редко доходят. В таком случае спрошу о самых любимых.

– Мне нравится произведение «Гордость и предубеждение». Больше всего в меня попала экранизация с Кирой Найтли. Я только начинаю свой путь в кино и часто задаю себе вопрос, в какой роли я себя вижу. Моя мечта – сняться в чем-то историческом. Мне близко такое кино, и тут дело в ощущении, которое оно дарит. Сразу хочется жить чем-то более высоким. Хочу ли я жить теми смыслами, которые сейчас зачастую афишируются? Нет. В современном кинематографе очень мало того, чем можно вдохновиться, за чем хочется тянуться вверх. Когда есть что-то высокое, глубже, чем просто интерес массового зрителя, это вызывает у меня уважение, в этом хочется работать.

– Вы провели свое детство в Забайкалье. Можете рассказать о своей малой родине?

– Я родом из маленького городка в Забайкальском крае. Там все друг друга знали, любили, жили как одна большая дружная семья. Все дни рождения, все праздники справлялись вместе. Не знаю, что это за удивительное свойство маленьких городов, но там были какие-то совершенно другие люди, у них были другие ценности. Это город, в котором меня окружали люди с огромными сердцами, с распахнутыми душами, дружелюбные, искренние, настоящие. И, естественно, ну не получилось бы у меня вырасти другим человеком в такой среде.

– Недавно в своей видеовизитке вы сказали, что хотели бы, чтобы маленькая Поля вами гордилась. А что для этого нужно сделать?

– Тут вопрос не в том, как высоко ты зайдешь по карьерной лестнице, каких статусов ты добьешься в своей жизни, за кого выйдешь замуж, сколько у тебя будет гектаров земли и денег на банковской карте. На самом деле, мне кажется, самое важное – это все-таки человеческие приобретения, успехи. Бывают в жизни такие выборы, когда на чаше весов либо твое человеческое, либо что-то материальное. В такие моменты я понимаю, что единственный человек, с которым тебе жить всю жизнь и от которого ты никуда не убежишь и не денешься, – это ты сам. И никакие деньги, никакие преференции, богатства и возможности не купят твою совесть. Для меня самое важное – не изменять себе. Конечно, о многом мечтается, многого хочется добиться, но главное – остаться достойной маленькой Поли.


Поделиться в социальных сетях: