«Театрал» напоминает, что в период театрального межсезонья можно устроить просмотр спектаклей, не выходя из дома. В нашей новой подборке – запечатленные на видео и размещенные в Ютуб постановки Юрия Бутусова "Бег", "Пер Гюнт" (Театр Вахтангова), "Дядя Ваня", "Гоголь. Женитьба. Гоголь" (Театр Ленсовета), "Король Лир", "Ричард III" (Сатирикон) и др.
Бег. Театр им.Вахтангова
Главная тема спектакля – наваждения, кошмары и трагические сны. Героям невозможно от них избавиться, как Серафиме, в начале спектакля страдающей от горячки, невозможно напиться, сколько бы она ни опустошила пластиковых стаканчиков. Место действия – призрачный полустанок, где смешались разные эпохи: герои, одетые в костюмы времен Гражданской войны, складывают вещи в клетчатые пластиковые сумки челноков времен развала СССР. По сцене скользит девушка – «ангел смерти», касаясь каждого подолом платья. Герои застряли между Россией и Европой и не могут разорвать связь с родиной. Зрелищный, динамичный, провокационный спектакль, поставленный в фирменном стиле режиссера. Мрачная захватывающая красота с лёгким привкусом ночного кошмара. Драма и абсурд, романтика и сарказм, психологическая глубина и ювелирно выстроенная композиция. (Источник: culture.ru)
Дядя Ваня. Театр им. Ленсовета
В постановке герои предстают перед зрителями, как перед Богом: во всей душевной наготе. Здесь нет привычных чеховских интонаций, нет паутины взаимоотношений – она в клочки разодрана. Персонажи как будто вынуты из ткани действия и предъявлены публики во всем обаянии и во всей слабости. Каждый бросается на бой с мироустройством. Есть мгновенья, где герой высок, есть мгновенья, где он жалок. Эксцентрика, гротеск и буффонада – все, что любит режиссёр. В трагикомической клоунаде речь пойдет о человеке и о жажде счастья. (Источник: lensov-theathre.spb.ru)
Гоголь. Женитьба. Гоголь. Театр им. Ленсовета
Это щемящая история про поиски счастья и невозможность воплощения мечты. Таинственный, мистический, неприкаянный Санкт-Петербург становится одним из главных действующих лиц. Одиночество здесь – норма: кто-то борется с ним исполнением песен из советского репертуара – чтобы хоть в хоре почувствовать единение с другими, кто-то надеется обрести утешение в прикармливании мириад голубей, а кто-то думает, что исправит своё положение женитьбой. Этот город, где по улицам до сих пор бродит Пётр I, – живее всех живых, а при нём – дама, претендующая на роль императрицы, обостряет в человеке всё то, что не даёт покоя. Он заставляет сомневаться, мучает видениями, подменяет сущности и сводит с ума. В постановке звучат тексты из романа Достоевского «Идиот» и романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение Цветаевой «Мы с вами разные, как суша и вода…» (Источник: lensov-theathre.spb.ru, Екатерина Омецинская «Петербургский театральный журнал»)
Король Лир. «Сатирикон»
Не упрощая шекспировских смыслов и предлагая зрителю довольно сложную метафорическую структуру, режиссер рассказывает историю, в которой распад семьи, распад страны, распад личности – всё связано друг с другом. Король Лир вообразил себя равным Богу – и раздал королевство дочерям, чтобы просто посмотреть, что из этого получится. В конце истории, под сопровождение пронзительно-ироничного «клезмера», он мечется между родными трупами, падающими на клавиши трех фортепиано. В судорожных перебежках читается проклятие неудавшегося отцовства. (Источник: satirikon.ru, Людмила Привизенцева «Зонд Новости»).
Ричард III. Театр «Сатирикон»
Мятая бумага – главный элемент сценографии спектакля, из нее сделан задник с маленькими тюремными окошечками сверху. В этом иллюзорном мире происходило какое-то смещение масштабов. На фоне огромных рисованных окон, дверей, массивной железной мебели и гигантского трона все люди кажутся детьми, решившими поиграть в рыцарей и королей, пока взрослые ненадолго отлучились. Игра вышла кровавой, потому что Ричард Глостер с самого начала решил играть не по правилам. Обиженный природой, хромой и горбатый, он не считает себя вполне человеком. Свое уродство, отталкивающее от него людей и внушающее ужас и презрение, он делает своим оружием. Раз не любите меня, я заставлю вас меня бояться. (Источник: Марина Шимадина «Театральный смотритель»)
Иванов. МХТ им. Чехова
Это первая чеховская постановка режиссера на московской сцене. Он радикально перемонтировал чеховскую пьесу – Иванов у него стреляется после каждой сцены, которые следуют в обратном порядке, от конца к началу. Этот прием неожиданно делает смысл пьесы страшней и пронзительней. Болезнь «русского Гамлета», его одиночество и беспощадная депрессия не зависят от внешних событий. Ему плохо всегда, и в первой сцене, и в последней. Жизнь Иванова – это бег по кругу, а смерть – самый легкий из этого круга выход. Декорации спектакля – это руины пней ефремовского спектакля с Иннокентием Смоктуновским в главной роли (дом с признаками будущего упадка придумал тогда Давид Боровский). Зрители здесь уже видят «останки» этого дома и вырубленный лес. (Источник: группа ВКонтакте «МХТ имени А.П. Чехова»).
Сын. РАМТ
«Эта пьеса о Гамлете в каждом из нас. В вынужденных компромиссах, в необходимости соглашаться с тем, с чем не хочет мириться, человек разрушает свою природу, веру в идеальный мир, то, что Шекспир назвал «квинтэссенцией всего живущего». Идеализм, неприятие несправедливости в человеке невозможно уничтожить. И ничего тут нельзя изменить. А правильно это или неправильно – каждый решает сам, – говорит режиссер. – И еще это очень «русская пьеса». Читая историю этого мальчишки, думаешь об Иванове, Зилове и всех «лишних людях» русской литературы. Дело не в подростковой депрессии, а в тех экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами». (Источник: ramt.ru)
Войцек. Театр им. Ленсовета
Мелодия Тома Уэйтса I’ll be gone с ее бесконечными вариациями одной и той же музыкальной фразы становится в спектакле темой изнурительного круговращенья жизни, ужасающего в своем обыденном бесстрастии. Здесь музыка, звучащая откуда-то сверху, с первых же тактов диктует жесткую иерархию отношений. Герои не танцуют, а точно оттаптывают за собственное унижение. Так бьют по лицу. Так вонзают нож – судорожными ударами по самую рукоять. «Хорошее убийство, настоящее убийство…» – финальная реплика, брошенная в зал, относится и к распростертому телу Марии, и к Войцеку, раздавленному миром масок черного, «казарменного», балагана». (Источник: Светлана Спирина, «Петербургский театральный журнал», 1997, № 14)
Все мы прекрасные люди. Театр им. Ленсовета
Комедия «Месяц в деревне» – одна из самых репертуарных пьес русского театра, в ней есть острая интрига, разнообразие характеров, глубина чувств. В благочестивом семействе помещика Ислаева появляется молодой симпатичный учитель, студент Алексей Николаевич Беляев. Страсти разгораются, и милый гостеприимный дом( утрачивает размеренный уклад. Наталья Петровна замужем за добропорядочным человеком, у нее есть сын. Огромной любви между супругами не случилось, но вдруг она настигает героиню – уже ни сын, ни муж не берутся в расчет, всю свою жизнь целиком она готова отдать Беляеву. Но ему не нужна ни ее жизнь, ни ее убийственная страстная любовь. (Источник: lensov-theathre.spb.ru)
Пер Гюнт. Театр им. Вахтангова
Смотреть ЗДЕСЬ
Спектакль «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсена был поставлен Юрием Бутусовым в 2019 году. Переплетение гротеска, социальной сатиры, лирики, реалистических и фантастических элементов сделали пьесу Генрика Ибсена очень сложной для постановки, но Юрию Бутусову, как всегда, удалось сочинить на основе текста свой авторский мир – парадоксальный, психоделический и захватывающий. В итоге спектакль удостоился премии «Золотая маска» в категории «Лучшая работа режиссёра в драме». Он был не только высоко оценен театральными критиками, но и стал одним из любимых у публики. Поэтому, когда в конце сезона 2022-2023 года спектакль был сыгран на сцене в последний раз, Театр Вахтангова выложил запись видеотрансляции «Пер Гюнта» в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». (Источник: teatrovidenie.ru)

Главная тема спектакля – наваждения, кошмары и трагические сны. Героям невозможно от них избавиться, как Серафиме, в начале спектакля страдающей от горячки, невозможно напиться, сколько бы она ни опустошила пластиковых стаканчиков. Место действия – призрачный полустанок, где смешались разные эпохи: герои, одетые в костюмы времен Гражданской войны, складывают вещи в клетчатые пластиковые сумки челноков времен развала СССР. По сцене скользит девушка – «ангел смерти», касаясь каждого подолом платья. Герои застряли между Россией и Европой и не могут разорвать связь с родиной. Зрелищный, динамичный, провокационный спектакль, поставленный в фирменном стиле режиссера. Мрачная захватывающая красота с лёгким привкусом ночного кошмара. Драма и абсурд, романтика и сарказм, психологическая глубина и ювелирно выстроенная композиция. (Источник: culture.ru)

В постановке герои предстают перед зрителями, как перед Богом: во всей душевной наготе. Здесь нет привычных чеховских интонаций, нет паутины взаимоотношений – она в клочки разодрана. Персонажи как будто вынуты из ткани действия и предъявлены публики во всем обаянии и во всей слабости. Каждый бросается на бой с мироустройством. Есть мгновенья, где герой высок, есть мгновенья, где он жалок. Эксцентрика, гротеск и буффонада – все, что любит режиссёр. В трагикомической клоунаде речь пойдет о человеке и о жажде счастья. (Источник: lensov-theathre.spb.ru)

Это щемящая история про поиски счастья и невозможность воплощения мечты. Таинственный, мистический, неприкаянный Санкт-Петербург становится одним из главных действующих лиц. Одиночество здесь – норма: кто-то борется с ним исполнением песен из советского репертуара – чтобы хоть в хоре почувствовать единение с другими, кто-то надеется обрести утешение в прикармливании мириад голубей, а кто-то думает, что исправит своё положение женитьбой. Этот город, где по улицам до сих пор бродит Пётр I, – живее всех живых, а при нём – дама, претендующая на роль императрицы, обостряет в человеке всё то, что не даёт покоя. Он заставляет сомневаться, мучает видениями, подменяет сущности и сводит с ума. В постановке звучат тексты из романа Достоевского «Идиот» и романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин», стихотворение Цветаевой «Мы с вами разные, как суша и вода…» (Источник: lensov-theathre.spb.ru, Екатерина Омецинская «Петербургский театральный журнал»)

Не упрощая шекспировских смыслов и предлагая зрителю довольно сложную метафорическую структуру, режиссер рассказывает историю, в которой распад семьи, распад страны, распад личности – всё связано друг с другом. Король Лир вообразил себя равным Богу – и раздал королевство дочерям, чтобы просто посмотреть, что из этого получится. В конце истории, под сопровождение пронзительно-ироничного «клезмера», он мечется между родными трупами, падающими на клавиши трех фортепиано. В судорожных перебежках читается проклятие неудавшегося отцовства. (Источник: satirikon.ru, Людмила Привизенцева «Зонд Новости»).
Ричард III. Театр «Сатирикон»
Мятая бумага – главный элемент сценографии спектакля, из нее сделан задник с маленькими тюремными окошечками сверху. В этом иллюзорном мире происходило какое-то смещение масштабов. На фоне огромных рисованных окон, дверей, массивной железной мебели и гигантского трона все люди кажутся детьми, решившими поиграть в рыцарей и королей, пока взрослые ненадолго отлучились. Игра вышла кровавой, потому что Ричард Глостер с самого начала решил играть не по правилам. Обиженный природой, хромой и горбатый, он не считает себя вполне человеком. Свое уродство, отталкивающее от него людей и внушающее ужас и презрение, он делает своим оружием. Раз не любите меня, я заставлю вас меня бояться. (Источник: Марина Шимадина «Театральный смотритель»)

Это первая чеховская постановка режиссера на московской сцене. Он радикально перемонтировал чеховскую пьесу – Иванов у него стреляется после каждой сцены, которые следуют в обратном порядке, от конца к началу. Этот прием неожиданно делает смысл пьесы страшней и пронзительней. Болезнь «русского Гамлета», его одиночество и беспощадная депрессия не зависят от внешних событий. Ему плохо всегда, и в первой сцене, и в последней. Жизнь Иванова – это бег по кругу, а смерть – самый легкий из этого круга выход. Декорации спектакля – это руины пней ефремовского спектакля с Иннокентием Смоктуновским в главной роли (дом с признаками будущего упадка придумал тогда Давид Боровский). Зрители здесь уже видят «останки» этого дома и вырубленный лес. (Источник: группа ВКонтакте «МХТ имени А.П. Чехова»).

«Эта пьеса о Гамлете в каждом из нас. В вынужденных компромиссах, в необходимости соглашаться с тем, с чем не хочет мириться, человек разрушает свою природу, веру в идеальный мир, то, что Шекспир назвал «квинтэссенцией всего живущего». Идеализм, неприятие несправедливости в человеке невозможно уничтожить. И ничего тут нельзя изменить. А правильно это или неправильно – каждый решает сам, – говорит режиссер. – И еще это очень «русская пьеса». Читая историю этого мальчишки, думаешь об Иванове, Зилове и всех «лишних людях» русской литературы. Дело не в подростковой депрессии, а в тех экзистенциальных вопросах, которые стоят перед всеми нами». (Источник: ramt.ru)

Мелодия Тома Уэйтса I’ll be gone с ее бесконечными вариациями одной и той же музыкальной фразы становится в спектакле темой изнурительного круговращенья жизни, ужасающего в своем обыденном бесстрастии. Здесь музыка, звучащая откуда-то сверху, с первых же тактов диктует жесткую иерархию отношений. Герои не танцуют, а точно оттаптывают за собственное унижение. Так бьют по лицу. Так вонзают нож – судорожными ударами по самую рукоять. «Хорошее убийство, настоящее убийство…» – финальная реплика, брошенная в зал, относится и к распростертому телу Марии, и к Войцеку, раздавленному миром масок черного, «казарменного», балагана». (Источник: Светлана Спирина, «Петербургский театральный журнал», 1997, № 14)

Комедия «Месяц в деревне» – одна из самых репертуарных пьес русского театра, в ней есть острая интрига, разнообразие характеров, глубина чувств. В благочестивом семействе помещика Ислаева появляется молодой симпатичный учитель, студент Алексей Николаевич Беляев. Страсти разгораются, и милый гостеприимный дом( утрачивает размеренный уклад. Наталья Петровна замужем за добропорядочным человеком, у нее есть сын. Огромной любви между супругами не случилось, но вдруг она настигает героиню – уже ни сын, ни муж не берутся в расчет, всю свою жизнь целиком она готова отдать Беляеву. Но ему не нужна ни ее жизнь, ни ее убийственная страстная любовь. (Источник: lensov-theathre.spb.ru)

Смотреть ЗДЕСЬ
Спектакль «Пер Гюнт» по одноименной пьесе Генрика Ибсена был поставлен Юрием Бутусовым в 2019 году. Переплетение гротеска, социальной сатиры, лирики, реалистических и фантастических элементов сделали пьесу Генрика Ибсена очень сложной для постановки, но Юрию Бутусову, как всегда, удалось сочинить на основе текста свой авторский мир – парадоксальный, психоделический и захватывающий. В итоге спектакль удостоился премии «Золотая маска» в категории «Лучшая работа режиссёра в драме». Он был не только высоко оценен театральными критиками, но и стал одним из любимых у публики. Поэтому, когда в конце сезона 2022-2023 года спектакль был сыгран на сцене в последний раз, Театр Вахтангова выложил запись видеотрансляции «Пер Гюнта» в официальной группе в социальной сети «ВКонтакте». (Источник: teatrovidenie.ru)