КАННСКИЕ ФАВОРИТЫ-3

 
Каннский фестиваль закончился, но не отпускает. Вот еще одна тройка интересных каннских фильмов, оставшихся без призов, но не без внимания.  
 
УЧЕНИК, режиссер Али Абасси
Новый фильм шведского подданного иранского происхождения – Али Абасси. Того самого режиссера, чей предыдущий фильм «Убийца «Священный паук» в прошлом году вышел в российский прокат, но был немедленно запрещен (говорили, что по настойчивой просьбе посольства Ирана).  Новый фильм Абасси в России тоже скорее всего не выйдет.  «Ученик» – история становления Дональда Трампа.  Не слишком жесткая, не слишком обличительная или разоблачительная, и совсем не оскорбительная, но предвыборный штаб Трампа разгневался до такой степени, что подал на Абасси в суд за клевету.  Заметим, что и в США у фильма пока нет дистрибьютора.

Действие разворачивается в 1970–1980 годах, молодой Трамп-бизнесмен, сын крупного девелопера, занимается недвижимостью в компании отца, но мечтает о собственных проектах – отеле на Манхеттене и небоскребах. «Ученик» – это название популярного тв-шоу, которое Трамп вел много лет.  Но в фильме имеется в виду не оно, а отношения будущего президента США со своим наставником – юристом и адвокатом Роем Коном (Джереми Стронг – «Наследники», «Большая игра», «Джентльмены»). Кон был весьма одиозной личностью – адвокатом дьявола, одним из главных охотников на ведьм, а также на геев в правительственных кругах. При этом он сам был геем и умер от СПИДа.  
Рой Кон в начале истории помогает семье Трампов отмазаться от обвинений в расизме, а после, почуяв непомерные амбиции своего молодого клиента, учит его жизни и ее основным правилами – всё отрицай, всегда атакуй, поражения не признавай.  Трамп оказался прилежным учеником.  И, как водится, неблагодарным.

Главную роль в фильме играет Себастиан Стэн («Серебряный медведь» за лучшую мужскую роль Берлинале-2024 за фильм «Другой человек»). Стэн – более чем удачный выбор на эту роль.  Он достигает не только внешнего сходства, но и правдоподобно воплощает все внутренние метаморфозы восходящего политика – за два часа наивный, в чем-то романтический и даже обаятельный Трамп превращается в циничного, безжалостного и безразличного к другим человека.  В фильме показана вся семья Трампов – властный требовательный отец, несчастный брат, потерявший все опоры и умерший от алкоголизма в сорок с небольшим, первая жена Ивана (Мария Бакалова – номинантка «Оскара» и множества других премий за роль дочери Бората в фильме «Борат-2»).
В отличие от «Убийцы «Священного паука», который был представлен в Каннах в 2022 году, «Ученик» – фильм весьма вегетарианский. Он хоть и стал объектом громкого скандала, но остался без наград. И тем не менее смотреть его все равно интересно, а еще интереснее его обсуждать.
 
САВАН, режиссер Дэвид Кроненберг

Очень личный, почти исповедальный, фильм Дэвида Кроненберга, снятый им после смерти жены.  Главный герой, которого играет сильно похудевший и очень красивый Венсан Кассель, в этой роли очень похож на Кроненберга, и это не случайность – он его и играет.  Его зовут Карш, он бинесмен, его любимая жена (Диана Крюгер) несколько лет назад умерла от рака.  И чтобы как-то справиться с потерей, Карш открывает инновационное кладбище –  усопших заворачивают в специальный наносаван, в который встроены специальные камеры. Прямо в надгробия вмонтированы экраны, на которых родственники в прямом эфире могут наблюдать, как разлагаются и изменяются останки близких. Так же, установив приложение, ту же трансляцию можно смотреть на смартфоне, можно даже увеличивать изображение и рассматривать кости и ткани подробно. Зачем?  Чтобы быть рядом.

Сам Кроненберг несколько лет не снимал кино, потому что ухаживал за страдающей и умирающей женой, которую он очень любил.  Он сам рассказывает, что идею этого фильма придумал как раз на могиле жены. Его герой Карш тоже любит свою жену безусловно.  Но в жизни Карш хочет найти новую сексуальную партнершу, потому назначает встречи потенциальным претенденткам в собственном ресторане «Саван», который находится прямо на кладбище. Не каждая способна принять такую его странность.

«Саван» очень запутанный и сложный, разобраться в происходящем сложно даже хорошо подготовленному и знакомому с творчеством Кроненберга киноману. Параллельно с линией скорби и инновационных могил развивается линия конспирологии, в которую погружается сестра умершей жены (ее тоже играет Диана Крюгер), которая рассталась с мужем и не в силах смириться с потерей брака.  А ещё, и это забавно, в этом канадском фильме есть русский след – за технологиями Карша гоняются российские хакеры, а пришедшая во сне жена вспоминает сталинское «дело врачей», и Карш начинает подозревать ее врача в умышленном убийстве жены с целью использования ее органов.  Все скорбят и сходят с ума по-своему.

В своем уже весьма преклонном возрасте (Кроненбергу 81 год) режиссер совсем не потерял форму, а может быть даже приобрел. Его «Саван» очень изобретательный, изысканный и, несмотря на конспирологические теории, очень рассудочный и реальный. В нем много чувства, в том числе интимного, которое Кроненберг не боится формулировать.  Смерть неизбежна, каждому придется приобрести опыт проживания скорби, один из самых глубоких режиссеров Дэвид Кроненберг делится своим. 
В российский прокат фильм выпустит «Наше Кино»
 
ПТИЦА, режиссер Андреа Арнольд

Андреа Арнольд – одна и ведущих британских режиссеров, обладательница Оскара за короткометражку «Оса» (2005) и трижды лауреат каннского Приза жюри за «Американскую милашку», «Аквариум» и «Жилой комплекс «Ред Роуд», в этот раз Арнольд осталась без больших наград, но с хорошей критикой и 100%-м рейтингом на Rotten Tomatoes.
Героиня «Птицы» –  12-летняя девочка Бейли. Она растет в неблагополучной семье –  мать от нее отказалась, она живет с отцом (Барри Кеоган) и старшим братом в сквоте, а иногда заходит в дом к матери проведать младших братьев и сестер, таких же обездоленных, как и она. Ощущая себя никому не нужной, Бейли постоянно сидит в телефоне. До тех пор, пока не встречает взрослого мужчину (Франц Раговски), который ищет своих родителей.  Его зовут Бёрд, то есть Птица. И он такой же брошенный и никому не нужный, как и Бейли, как и миллионы таких же брошенных детей (не важно, сколько им лет).   Бейли пытается помочь Бёрду, надеясь, что если у него что-то получится, то и у нее тоже.

Андреа Арнольд – удивительный, очень самобытный режиссер, наследующая с одной стороны Кену Лоучу, а с другой – манифесту «Догма 95», провозглашенному Ларсом фон Триером и его коллегами. Кино Арнольд очень документально.  Сама вышедшая из среды бедняков, она очень хорошо чувствует проблемы и нерв маргиналов и аутсайдеров.  Она их любит и всегда оставляет свет и надежду даже самым безнадежным, которые нередко бывают «на лицо ужасные, добрые внутри».

В российский прокат фильм выпустит компания  «Провзгляд».
 


ТегиКино

Поделиться в социальных сетях: