В театре «У Никитских ворот» прошел показ спектакля «По ком звонит колокол» по одноименному роману Эрнеста Хемингуэя. События книги разворачиваются во время Гражданской войны в Испании, в мае 1937 года, однако на сцене все происходит в реальном времени. История почти 90-летней давности становится злободневной.
«Постановка о героизме, мужестве, трусости и предательстве, любви.... Всё, рассказанное в ней, проверяет человеческий характер со всех позиций. Но мы ничего не делали, чтобы искусственно актуализировать эту прозу. Мы пытались только прочесть Хемингуэя сегодня», – говорит режиссер.
Марк Розовский поставил спектакль в узнаваемом зрителю стиле, чтобы как можно точнее высказаться о ценности нравственного выбора и человеческой жизни, ведь живые и мертвые на любой войне оказываются связанными одной цепью.
Особенно воздействует на зал сочетание активно меняющегося света с пронзительными фрагментами из композиций Альфреда Шнитке, Арво Пярта, Астора Пьяццоллы и «Stabat mater» в исполнении ансамбля «Kremerata», Гидона Кремера, Мануэля де Фалья, Энрике Гранадоса. Музыка усиливает напряжение, которое не снижается и между мизансценами. До последнего сценического момента накал не утихает. Марк Розовский показывает, как могут молчать герои в самом громком разговоре. «Классическая школа, которую больше нигде не встретить», – отметил один из зрителей.
Роберт Джордан в исполнении Ивана Арнгольда – честен и искренен. Он волен поступать по долгу совести и верит в собственную правду, даже в моменты, когда она его ломает изнутри: «Ты выполнишь, что тебе прикажут, потому что веришь». Он влюблен в Марию (Ирина Уханова), с которой знакомится в партизанском отряде Пабло, и чью судьбу раздробила война, дарит ей надежду на лучшее будущее: Мадрид, отель, они вдвоём... Но теряет равновесие между своими принципами и чувствами к ней. Роберт признается зрителю, что его собственных убеждений, на данный момент, у него нет.
Герой Пабло в исполнении Владимира Давиденко получился экспрессивным, но при этом рассудительным. И при этом, похожим на туго натянутую струну, которая вот-вот порвётся. В книге Пабло достаточно жесток, властен. Он отрицает надобность бросаться на амбразуру, ведь у него уже за плечами немалый опыт, и подрыв моста совершенно не входит в его планы. Пабло Марка Розовского с трудом решается на это. Он анализирует себя и людей вокруг, задается вопросами философии войны. Этим зритель может оправдать похищенную им взрывчатку. «Ты называешь человека трусом только потому, что у него есть здравый смысл?». С одной стороны, Пабло не хочет взрывать мост по собственным соображениям, с другой – боится превосходящего по силе врага. Встав рядом со своим отрядом в финале постановки, он выполняет не только долг командира, но и солдата, тем самым отвечает на вопрос: «Что будет, если мы на самом деле взорвем мост?». Будет «пахнуть смертью».
Именно эти слова говорит своему мужу Пабло Пилар (Заслуженная артистка РФ Ольга Лебедева). Яркая и эмоциальная, она оказывает материнскую поддержку каждому в отряде. Будучи цыганкой по происхождению, Пилар предсказывает по руке и подсказывает лучшие решения для возникающих среди партизан вопросов, помогает советом, хоть и сама часто нуждается в утешении. Она не живет прошлым, однако относится к нему с большим трепетом. Помнит и верит. Сквозь ее моноло-воспоминание о жизни до революции внимательный зритель может уловить простую мысль: в мирное время Пилар, как и другие жители ее городка, ела, пила и занималась любовью с мужем, получая от жизни все, что нужно для счастья. Ее история отражает весь ужас любой войны. Она меняет человечество и отбирает возможность удовлетворить базовые потребности, разрушая жизнь каждого до основания. После войны невозможно стать прежним, и Пилар знает об этом не понаслышке.
И пока Пилар вспоминает, тонкая, измученная ужасами жизни Мария молится Богу о Роберте. Хоть они и ушли от Господа, он не забыл о них: «Бог существует, хоть мы от него и отреклись», – произносят герои. Когда весь отряд, не страшась будущего, жертвует своей жизнью во благо и вручает себя глубоко внутри спрятанной надежде, это наводит зрителя на главную мысль: «Можно ли воевать и любить одновременно?» Каждый сам найдет ответ. И поэтому «не стоит спрашивать, по ком звонит колокол. Он звонит и по тебе».
«Постановка о героизме, мужестве, трусости и предательстве, любви.... Всё, рассказанное в ней, проверяет человеческий характер со всех позиций. Но мы ничего не делали, чтобы искусственно актуализировать эту прозу. Мы пытались только прочесть Хемингуэя сегодня», – говорит режиссер.


























