В театральном мире столицы есть события, которые не хочется пропускать. Так, 20 марта в МТЦ «Вишневый сад» состоялась премьера – «Борис Годунов» Пушкина в постановке художественного руководителя театра, заслуженного деятеля искусств РФ, народного артиста России, профессора Александра Вилькина, который известен не только своим бережным отношениям к авторскому тексту, но и глубоким пониманием классики.
– Александр Михайлович, вы долгое время хотели поставить спектакль по пьесе Пушкина «Борис Годунов». Для вас это сейчас осуществившаяся мечта или ответ на сегодняшний запрос молодежи, которая все больше начинает интересоваться классикой, в частности – Пушкиным?
– Ну как вам сказать… Что такое мечта? Каждый спектакль, который режиссер выпускает – его сокровенная мечта на этот момент. Но «Борис Годунов» – отдельная история. Начнем с того, что в 2025 году исполняется 30 лет с момента рождения Театрального центра «Вишневый сад». Я, как художественный руководитель, все эти годы стремился к простой цели – заложить здесь фундамент русского психологического театра. И сегодня в репертуаре есть постановки по Островскому, Чехову, Тургеневу, Гоголю, Достоевскому… Единственное, чего не было в этой «базе» – краеугольного камня. Того произведения, на котором, по моему мнению, должен держаться русский театр – спектакля по Пушкину.
Сейчас, видимо, пришло время, когда, несмотря на чудовищные сроки и сложности с финансированием, мы выпустили «Бориса Годунова». Он же – «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве».
– К тому же – одно из наиболее рецензируемых произведений в русской литературе, ведь каждый по-своему интерпретирует Пушкина. «Борис Годунов» Александра Вилькина – он какой?
– Меня недавно спросили, коротко можете сказать, о чем будет ваш спектакль? Я говорю, ну, я думаю о том, о чем и писал Александр Сергеевич. А именно: «Нет никакой высокой цели, которая оправдывала бы безнравственность средств ее достижения». Я так прочитал это.
– «Борис Годунов» входит в школьную программу для учеников десятого класса. А все мы знаем, что школьники частенько ленятся читать классику, заменяя это скучное, по их мнению, занятие походом в театр. Каким они увидят ваш спектакль? Попытались ли вы сделать его более понятным для молодежи?
– Сейчас же какая тенденция? Многие режиссеры пытаются заигрывать с публикой и ставят постановки, перерабатывая классику на современный лад. Мне это не близко, честно говоря, подобные вещи скучны. Мне, как режиссеру, важно, убедить артистов глубоко проанализировать материал, сыграть настолько честно и эмоционально, чтобы зрители ощутили себя вне времени. Я буду очень рад, если школьники будут смотреть и таким образом познакомятся с Пушкиным еще ближе. Например, у нас есть спектакль «Преступление и наказание» Достоевского, и я очень радуюсь, когда слышу, как дети делятся своими впечатлениями об этой постановке…
– Как вы работали с артистами в процессе погружения в этот материал, были какие-то для вас открытия?
– Я должен сказать, что я вообще очень хорошо отношусь к труппе «Вишневого сада». Сам собирал (смеется). Мне кажется, что в этой работе нам вместе с ними удалось сыграть Пушкина. Почему? Потому что получился достаточно честный разговор. О том, что такое власть, о том, что такое ответственность за власть и какая расплата бывает за использование власти в личных целях.
– Что такое для режиссера открытый финал, как в данном спектакле? Сложно ли ставить перед зрителями вопросы морали?
– Не совсем открытый финал, многие забывают, что перед репликой «Народ безмолвствует», есть реплика «Народ в ужасе». Тут итог очевиден, на мой взгляд. В Борисе Годунове на самом деле очень простая конструкция – все действие происходит между двумя событиями: начинается с убийства престолонаследника и заканчивается убийством сына Годунова, Федора.
Как профессор, при изучении этой пьесы, я иногда задавал вопрос моим студентам. Скажите, вы хотели бы занять столь высокий пост, если бы вы знали, что ваш наследник будет убит? Всегда возникала достаточно тяжёлая пауза.
Мне хочется, чтобы, когда посмотрели в театре это произведение хотя бы несколько человек задумались о том, что это за груз власти, который человек взваливает на себя? Этот нравственный вопрос всегда актуален.
И у меня есть некоторые мысли по этому поводу. Вот, например, всем известно, что Александр Сергеевич хотя и собирался на декабрьское восстание, не попал туда. Якобы заяц дорогу перебежал… Но у меня ощущение, что некоторый отход Пушкина от декабристов был связан с программой Пестеля. Который писал, что уничтожит царскую семью до седьмого колена, включая детей, внуков и так далее. Подозреваю, что Александра Сергеевича это обстоятельство оттолкнуло. С моей точки зрения идея о том, что дети отвечают за грехи родителей – вопиюща. Вот, а здесь? Убийство престолонаследника заканчивается новым убийством престолонаследника, только уже сына Бориса… Наводит на некоторые размышления.
– Какую роль в вашей постановке играет музыка и декорации? Как они помогают раскрыть основные идеи пьесы?
– Писать музыку для такого произведения опасно, я бы сказал. Кроме того, есть знаменитая опера Мусоргского… Но композитор Никита Широков, с которым я работаю много лет и выпустил достаточное количество спектаклей, справился, как мне кажется, блестяще! Художник-постановщик Сергей Тимонин совершенно очарователен, он создал необыкновенные, атмосферные декорации, которые неизбежно притягивают взгляд зрителей, заставляя внимательно их изучать. Неожиданное решение сценографии и очень удачное! Майя Венгерцева – талантливый художник по костюмам, с которой нам также очень повезло. Также мы знаем, как важен в театре свет – Антон Юдаков, наш художник по свету проделал, как и всегда, прекрасную работу… Благодаря этим выдающимся людям мы можем не просто смотреть спектакль, а следить за развитием жизни конкретных реальных персонажей!
– А как вы сами оцениваете актерские работы в этой постановке?
– Я могу быть необъективен, конечно, но смотрю со стороны, и мне нравится, как и молодые, и ведущие артисты подходят к освоению этого материала. Постараюсь не давать оценок. Главное, как зритель принимает.
– А можно ли спрогнозировать успех спектакля?
– Вы знаете, я никогда бы не подумал, что, например, «Женитьбу» Гоголя будут так хорошо принимать! Даже не предполагал. И меня это радует. Я поставил около 150-ти спектаклей за свою жизнь, и спокойно отношусь, если постановка «не идет». Каждый раз сам себя проверяю, удалось это или не удалось, если не удалось, то насколько и почему? Но стараюсь, тем не менее, ставить спектакль так, чтоб не было претензий к актерам!
– Если подытожить, Александр Михайлович, какую первую реакцию вы ждете от зрителя, который придет на спектакль?
– Тишину! Я даже первое время думал написать, что в этом спектакле актеры на поклоны не выходят. А потом решил – нет уж, пусть несут ответственность за то, что они делают (смеется).
– Александр Михайлович, вы долгое время хотели поставить спектакль по пьесе Пушкина «Борис Годунов». Для вас это сейчас осуществившаяся мечта или ответ на сегодняшний запрос молодежи, которая все больше начинает интересоваться классикой, в частности – Пушкиным?
– Ну как вам сказать… Что такое мечта? Каждый спектакль, который режиссер выпускает – его сокровенная мечта на этот момент. Но «Борис Годунов» – отдельная история. Начнем с того, что в 2025 году исполняется 30 лет с момента рождения Театрального центра «Вишневый сад». Я, как художественный руководитель, все эти годы стремился к простой цели – заложить здесь фундамент русского психологического театра. И сегодня в репертуаре есть постановки по Островскому, Чехову, Тургеневу, Гоголю, Достоевскому… Единственное, чего не было в этой «базе» – краеугольного камня. Того произведения, на котором, по моему мнению, должен держаться русский театр – спектакля по Пушкину.
Сейчас, видимо, пришло время, когда, несмотря на чудовищные сроки и сложности с финансированием, мы выпустили «Бориса Годунова». Он же – «Комедия о настоящей беде Московскому государству, о царе Борисе и о Гришке Отрепьеве».

– Меня недавно спросили, коротко можете сказать, о чем будет ваш спектакль? Я говорю, ну, я думаю о том, о чем и писал Александр Сергеевич. А именно: «Нет никакой высокой цели, которая оправдывала бы безнравственность средств ее достижения». Я так прочитал это.

– Сейчас же какая тенденция? Многие режиссеры пытаются заигрывать с публикой и ставят постановки, перерабатывая классику на современный лад. Мне это не близко, честно говоря, подобные вещи скучны. Мне, как режиссеру, важно, убедить артистов глубоко проанализировать материал, сыграть настолько честно и эмоционально, чтобы зрители ощутили себя вне времени. Я буду очень рад, если школьники будут смотреть и таким образом познакомятся с Пушкиным еще ближе. Например, у нас есть спектакль «Преступление и наказание» Достоевского, и я очень радуюсь, когда слышу, как дети делятся своими впечатлениями об этой постановке…

– Я должен сказать, что я вообще очень хорошо отношусь к труппе «Вишневого сада». Сам собирал (смеется). Мне кажется, что в этой работе нам вместе с ними удалось сыграть Пушкина. Почему? Потому что получился достаточно честный разговор. О том, что такое власть, о том, что такое ответственность за власть и какая расплата бывает за использование власти в личных целях.

– Не совсем открытый финал, многие забывают, что перед репликой «Народ безмолвствует», есть реплика «Народ в ужасе». Тут итог очевиден, на мой взгляд. В Борисе Годунове на самом деле очень простая конструкция – все действие происходит между двумя событиями: начинается с убийства престолонаследника и заканчивается убийством сына Годунова, Федора.
Как профессор, при изучении этой пьесы, я иногда задавал вопрос моим студентам. Скажите, вы хотели бы занять столь высокий пост, если бы вы знали, что ваш наследник будет убит? Всегда возникала достаточно тяжёлая пауза.

И у меня есть некоторые мысли по этому поводу. Вот, например, всем известно, что Александр Сергеевич хотя и собирался на декабрьское восстание, не попал туда. Якобы заяц дорогу перебежал… Но у меня ощущение, что некоторый отход Пушкина от декабристов был связан с программой Пестеля. Который писал, что уничтожит царскую семью до седьмого колена, включая детей, внуков и так далее. Подозреваю, что Александра Сергеевича это обстоятельство оттолкнуло. С моей точки зрения идея о том, что дети отвечают за грехи родителей – вопиюща. Вот, а здесь? Убийство престолонаследника заканчивается новым убийством престолонаследника, только уже сына Бориса… Наводит на некоторые размышления.

– Какую роль в вашей постановке играет музыка и декорации? Как они помогают раскрыть основные идеи пьесы?
– Писать музыку для такого произведения опасно, я бы сказал. Кроме того, есть знаменитая опера Мусоргского… Но композитор Никита Широков, с которым я работаю много лет и выпустил достаточное количество спектаклей, справился, как мне кажется, блестяще! Художник-постановщик Сергей Тимонин совершенно очарователен, он создал необыкновенные, атмосферные декорации, которые неизбежно притягивают взгляд зрителей, заставляя внимательно их изучать. Неожиданное решение сценографии и очень удачное! Майя Венгерцева – талантливый художник по костюмам, с которой нам также очень повезло. Также мы знаем, как важен в театре свет – Антон Юдаков, наш художник по свету проделал, как и всегда, прекрасную работу… Благодаря этим выдающимся людям мы можем не просто смотреть спектакль, а следить за развитием жизни конкретных реальных персонажей!
– А как вы сами оцениваете актерские работы в этой постановке?
– Я могу быть необъективен, конечно, но смотрю со стороны, и мне нравится, как и молодые, и ведущие артисты подходят к освоению этого материала. Постараюсь не давать оценок. Главное, как зритель принимает.
– А можно ли спрогнозировать успех спектакля?
– Вы знаете, я никогда бы не подумал, что, например, «Женитьбу» Гоголя будут так хорошо принимать! Даже не предполагал. И меня это радует. Я поставил около 150-ти спектаклей за свою жизнь, и спокойно отношусь, если постановка «не идет». Каждый раз сам себя проверяю, удалось это или не удалось, если не удалось, то насколько и почему? Но стараюсь, тем не менее, ставить спектакль так, чтоб не было претензий к актерам!
– Если подытожить, Александр Михайлович, какую первую реакцию вы ждете от зрителя, который придет на спектакль?
– Тишину! Я даже первое время думал написать, что в этом спектакле актеры на поклоны не выходят. А потом решил – нет уж, пусть несут ответственность за то, что они делают (смеется).