В Театре Гоголя состоялся спектакль-концерт «Когда пришла к тебе любовь». В название вынесли фразу из рассказа Юрия Казакова «Голубое и зеленое», который в этот вечер прозвучал в исполнении Игоря Костолевского. Артисту аккомпанировал камерный ансамбль «Солисты Москвы» под управлением Юрия Башмета. На фортепиано солировала Ксения Башмет, соло на скрипке исполнял Грант Башмет. Поставила спектакль-концерт, представленный в рамках Зимнего фестиваля искусств, Марина Брусникина.
Юрий Казаков – мастер «негромкой прозы», легендарный автор-шестидесятник, при жизни не ставший известным. Арбатский мальчик, отца которого сослали на север, ученик Константина Паустовского. Взросление Казакова пришлось на время Великой Отечественной войны – ему было 13 лет, когда немцы напали на СССР. После войны Казаков окончил Московский архитектурно-строительный техникум, в который поступил еще во времена Великой Отечественной, потом прошел в Музыкальное училище имени Гнесиных, где оттачивал навыки игры на контрабасе, и лишь в 1953-м оказался в Литинституте.
Говорят, что проза Казакова музыкальна по своей природе. По словам Павла Басинского, «каждое слово музыкально выверено, словно сначала он записывал это нотами, а уже затем переводил в слова». Первые рассказы Казакова привлекали искренностью и сердечностью. «Голубое и зелёное» он написал еще в 1956-м, будучи студентом Литинститута. Сюжет отчасти автобиографичен. Главный герой – десятиклассник Алёша, который переживает свою первую любовь. Текст Казакова фиксирует мельчайшие детали отношений юноши с его возлюбленной Лилей.
На сцене Театра Гоголя рассказ сопровождается музыкой Эдварда Грига, Сергея Прокофьева, Александра Цфасмана и Георгия Свиридова. Из современных композиторов выбирают Михаила Петренко. В этом спектакле-концерте «Солисты Москвы» исполняют не самые известные и узнаваемые шедевры знаменитых композиторов, но каждое произведение соответствует атмосфере и дополняет смысл текста.
Музыканты на сцене появляются часто. Ведь герой любит, когда ему «снится музыка». «Солисты Москвы» находят очень много удачных мест: то в кино, то на Тверском Бульваре, то у Большого театра, то на вокзале. Атмосферу времени передают легкие джазовые мотивы легендарного Александра Цфасмана, не самые очевидные произведения Грига и сочинения Прокофьева.

Игорь Костолевский отвечает за художественное слово. Алёша в его прочтении – робкий мальчик-интеллигент, весьма правдиво смущающийся во время первой встречи с красивой девчонкой. И так же искренне ругающий своего приятеля, когда тот «предательски» отстает со своей девушкой. Казаков тщательно прописывает монологи своего героя и не жалеет лирических красок: первые чувства получаются, как в жизни – очень трогательными, но сложными и непонятными.
Кажется, что память рассказчика сохраняет все: и первый поход в кино, когда за напускной бравадой прячется почти детская смущенность, и первую (конечно, слегка нелепую и потому местами смешную) прогулку по улицам Москвы. Но особенно – первый поцелуй на вокзале, который обрастает весьма жизненными для своего времени обстоятельствами. В исполнении Костолевского есть место и искренним чувствам, и очаровательным шуткам о юности.
Минута, «когда к тебе пришла любовь», для спектакля-концерта ключевая. Ведь никто не знает, когда она на самом деле приходит. Важен лишь миг, когда ее осознаешь. Кажется, что музыка помогает этот миг продлить. Или задуматься о том, какими иногда бывают первые чувства. Ну, те самые, которые приходят к человеку, когда он к ним еще не готов.
Алёша и наивный, и целеустремленный, и мечтательный, но главное – очень добрый. Эти качества он проносит сквозь время, и именно они позволяют ему так откровенно и беззлобно говорить о прошлом. Встречи с Лилей становятся все более теплыми, ее образ обрастает невинными деталями – то милыми привычками, то внешней красотой, которую возможно разглядеть только с близкой дистанции. У подростков появляются свои мечты. Как выяснится позже, они не совпадают, и это приводит к первой сердечной катастрофе.
За сценой расставания следует взросление. Герой Костолевского становится студентом. Миг, когда все рассказанное обращается в память, а для прошлого находится не так много места в настоящем, растягивается на целый год. Получается, не такой уж этот миг и короткий...
Следующий спектакль-концерт, но уже под названием «Арбатский мальчик», пройдет 11 марта на сцене Театра Маяковского.
Юрий Казаков – мастер «негромкой прозы», легендарный автор-шестидесятник, при жизни не ставший известным. Арбатский мальчик, отца которого сослали на север, ученик Константина Паустовского. Взросление Казакова пришлось на время Великой Отечественной войны – ему было 13 лет, когда немцы напали на СССР. После войны Казаков окончил Московский архитектурно-строительный техникум, в который поступил еще во времена Великой Отечественной, потом прошел в Музыкальное училище имени Гнесиных, где оттачивал навыки игры на контрабасе, и лишь в 1953-м оказался в Литинституте.
Говорят, что проза Казакова музыкальна по своей природе. По словам Павла Басинского, «каждое слово музыкально выверено, словно сначала он записывал это нотами, а уже затем переводил в слова». Первые рассказы Казакова привлекали искренностью и сердечностью. «Голубое и зелёное» он написал еще в 1956-м, будучи студентом Литинститута. Сюжет отчасти автобиографичен. Главный герой – десятиклассник Алёша, который переживает свою первую любовь. Текст Казакова фиксирует мельчайшие детали отношений юноши с его возлюбленной Лилей.
На сцене Театра Гоголя рассказ сопровождается музыкой Эдварда Грига, Сергея Прокофьева, Александра Цфасмана и Георгия Свиридова. Из современных композиторов выбирают Михаила Петренко. В этом спектакле-концерте «Солисты Москвы» исполняют не самые известные и узнаваемые шедевры знаменитых композиторов, но каждое произведение соответствует атмосфере и дополняет смысл текста.
Музыканты на сцене появляются часто. Ведь герой любит, когда ему «снится музыка». «Солисты Москвы» находят очень много удачных мест: то в кино, то на Тверском Бульваре, то у Большого театра, то на вокзале. Атмосферу времени передают легкие джазовые мотивы легендарного Александра Цфасмана, не самые очевидные произведения Грига и сочинения Прокофьева.



Минута, «когда к тебе пришла любовь», для спектакля-концерта ключевая. Ведь никто не знает, когда она на самом деле приходит. Важен лишь миг, когда ее осознаешь. Кажется, что музыка помогает этот миг продлить. Или задуматься о том, какими иногда бывают первые чувства. Ну, те самые, которые приходят к человеку, когда он к ним еще не готов.
Алёша и наивный, и целеустремленный, и мечтательный, но главное – очень добрый. Эти качества он проносит сквозь время, и именно они позволяют ему так откровенно и беззлобно говорить о прошлом. Встречи с Лилей становятся все более теплыми, ее образ обрастает невинными деталями – то милыми привычками, то внешней красотой, которую возможно разглядеть только с близкой дистанции. У подростков появляются свои мечты. Как выяснится позже, они не совпадают, и это приводит к первой сердечной катастрофе.
За сценой расставания следует взросление. Герой Костолевского становится студентом. Миг, когда все рассказанное обращается в память, а для прошлого находится не так много места в настоящем, растягивается на целый год. Получается, не такой уж этот миг и короткий...
Следующий спектакль-концерт, но уже под названием «Арбатский мальчик», пройдет 11 марта на сцене Театра Маяковского.