Человек из земли Уц: «Иов» Валерия Фокина

Премьерный спектакль «Иов» в Александринском театре

 
Книгу Иова богословы относят к «учительным» книгам Священного писания, подчеркивая главную цель – научить, вразумить, показать, как должно мыслить о самом сложном: о соотношении правды Божией и правды человеческой, о путях Божественного правосудия и причинах страданий праведника. Валерий Фокин эту дидактическую задачу решает средствами театра, облекая слова Священного писания живой театральной плотью. 

Спектакль «Иов» идёт в Царском фойе Александринского театра. Зрительские ряды стоят вдоль четырёх стен. Красно-золотое пространство ковра, высокие зеркала, золотые люстры с разгорающимися и гаснущими огоньками, стрельчатые окна (само темнеющее питерское небо становится частью декорации). Волшебный голос Николая Мартона читает слова пролога: «Был человек в земле Уц, имя его Иов; и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла»... И вот сатана предложил Богу испытать Иова: справедливый и богобоязненный в счастье и благополучии, как поведёт он себя, когда лишится своего богатства, своей семьи, лишится уважения окружающих, лишится здоровья... «И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его».

Двое капельдинеров в форменных ливреях приносят свернутый тюк. Укладывают посреди ковра, разворачивают. Среди обрывков ткани и полиэтилена лежит мужчина в струпьях, ранах, грязи. Поначалу кажется, что человек уже умер. Но вот по телу пробегает судорога, оно дрожит, изгибается, слышен стон. Женщина в черной парандже присела у края его гноища и обратилась к мужу: «Похули Бога и умри!»  И тут лежащий полутруп неожиданно сильным голосом ответил: «Неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать?»

Контраст уязвимости человеческой плоти и высоты духа человека здесь явлен с какой-то подавляющей и ошеломляющей наглядностью. Грязное страдающее тело и неукротимый человеческий дух, сохраняющий свою свободу даже в бездне отчаяния и боли.


Очень немногие актёры могут соответствовать поставленной Валерием Фокиным задаче (их знаю меньше, чем пальцев на руке). Иван Ефремов, ставший за последние годы одним из лучших актеров Александринки, с честью выдержал искус и вызов. Актер поразительного диапазона, он равно убедителен и в роли мелкого беса учителя Передонова в «Твари» Валерия Семеновского по роману Фёдора Сологуба «Мелкий бес», и в роли праведного Иова, в крестных муках которого угадывается провозвестие пути Иисуса.

В библейской истории рядом с Иовым, помимо его жены, – четверо друзей. Валерий Фокин оставил одного друга, которого играет Александр Поламишев. Молодой, успешный, благополучный и самоуверенный его герой в деловом костюме и традиционной шляпе, в ласковых туфлях картинно обходит, шепча молитвы, гноище Иова. Он садится недалеко от страдальца и начинает свою речь, упрекая друга в малодушии и уверяя, что Бог никого не наказывает безвинно. Иов, раз он подвергся бедствиям, не может считать себя благочестивым, невинно наказанным: «Вспомни же, погибал ли кто невинный, и где праведные бывали искореняемы?»

Уверенность близких в его вине и прочности бьёт Иова своей несправедливостью: как же сохранять силу духа, если даже близкие не верят в его невинность и чистоту души? От близких ждёшь поддержки, ждёшь, что они будут на твоей стороне, даже если твоя распря идёт со Всевышним.

Иов протестует против наветов на его поведение и намёков на его греховность. Он уверен, что если бы был посредник между ним и Богом, то посредник бы засвидетельствовал непорочность Иова, подтвердил, что нет на нем вины, и не за что его наказывать так жестоко. Иов говорит о своих страданиях, о том, что жаждет смерти, проклинает час своего появления на свет. И страшнее всего, что не постигает он, за что истязует его Бог, и не видит, как «отстоять пути мои пред лицем Его».

В открывшиеся двери Царского фойе врывается ветер, дрожат огоньки люстры, слышен грохот подступающей бури. И прямо по тексту книги зазвучал из бури божественный голос Николая Мартона: «Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? Препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне: где был ты, когда Я полагал основания земли?» Бог отвечает своему созданию, снисходя до объяснения божественной воли, которая направляет и слабый ветерок, и могучего Бегемота.

В своём спектакле по книге Иова великий Эймунтас Някрошюс отбрасывал финал библейской истории, обрывая его божественными объятиями. Бог-Сильвиус Трепулис Бог подходил вплотную к Иову-Ремигиюсу Вилкайтису, цеплял его за ремень, рывком бросал к себе. И это было самым важным – прикосновение Его руки, которая поднимает тебя на плечи и показывает мир. Бог, который стоит рядом и которого можно коснуться. Иов тянулся к ладоням Бога, точно пытаясь спрятать голову на его груди. Слушал рассказ о чудесах Вселенной, как дети слушают сказку на ночь.

Для Валерия Фокина финал истории Иова – обетование грядущего Воскресения – центральное событие книги. После изъявления божественной воли жена (Дарья Ванеева), издав радостный вопль, кидалась за лоханью с водой. Она смывала со ставшего с гноища Иова грязь, куски прилипшего целлофана, обрывки перепревших тканей. С тела смывались следы крови и показы, нечистоты и усталость. На Иова надевали белые одежды. И откинув паранджу с неожиданно молодого лица, его жена пускалась в праздничный пляс, который подхватывал и друг, и сам Иов.

А голос над нами гремел и рассказывал, что Бог ради Иова простил и малодушных друзей его, и домочадцев его. Удвоились стада праведника. И родились у него семь сыновей и трое прекрасных дочерей. Иов «видел сыновей своих и сыновей сыновних до четвертого рода; и умер Иов в старости, насыщенный днями».

В темные времена вера в чудо и воздаяние, обетование милости Бога к своим детям – это то главное, что нам может дать молитва и искусство...


Поделиться в социальных сетях: