14 ноября, в прокат должен был выйти, но не выйдет, фильм «Ученик. Восхождение Трампа» – тонкий, умный, интересный двойной байопик Дональда Трампа и его наставника – адвоката Роя Кона. Мы писали об этом фильме в обзорах Каннского фестиваля. Фильм не получил прокатное удостоверение. В официальном сообщении Министерство культуры ссылается на подпункт 3, то есть «иные определенные федеральными законами случаи». Осмелимся лишь предположить, что все дело в результатах американских выборов и в том, что Россия готовится к диалогу с новоизбранным президентом, которому, как известно, этот фильм резко не нравится. Но пока весь мир строит прогнозы на будущее, рекомендуем вам отвлечься от большой политики и посмотреть хорошее кино – из того, что осталось.
КАНИКУЛЫ
Полнометражный дебют Анны Кузнецовой, ставший в 2023-м победителем на фестивале «Маяк» и долгое время не получавший прокатного удостоверения.
Это история про группу подростков из театрального кружка, которые летят на фестиваль в Сочи. К ним приставлена строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и молодая учительница, она же руководительница драмкружка, Таня (Дарья Савельева). Они везут на фестиваль пьесу «Земляничное вино», но представитель худсовета требует пьесу переименовать – «у нас детский фестиваль, темы алкоголя и табакокурения у нас табуированы». На сцене один за другим – самодеятельные спектакли по «Питеру Пэну» и другой детской классике, членам жюри очень нравится, когда дети выбирают «доброе и светлое», и когда говорят со сцены внятно и громко. А подросткам хочется говорить про своё, иногда тихо и под нос, но это не тянет на награды. И вообще осуждается, как будто жюри отказывает подросткам в праве на настоящие чувства. А страсти в коллективе кипят нешуточные – первая любовь, безответная, подружка-разлучница, буллинг, комплексы, неприятие себя, проблемы отцов и детей и всё, что бывает в пубертате. «Земляничное вино» как раз про это, но по требованию фестиваля его надо переименовать в «Земляничный нектар».
Таню подростки любят – она с ними на одной волне. Она и сама как подросток, и с ней Марии Генриховне еще сложнее, чем с детьми. Дети хотя бы привыкли слушаться взрослых, а Таня, хоть и сама училка, но не отформатирована под требования учреждений образования и вообще под жесткую дисциплину. Поэтому, когда возникают проблемы с документами на регистрации рейса, завуч распоряжается отправить рыдающего ребенка домой, а Таня выбирает обмануть систему. Но Мария Генриховна только выглядит как сухарь, в душе она тоже хулиганка, она мечтала бы быть как Таня, но положение в школе обязывает, и муж – армянин: традиционные ценности, все дела. Но иногда так хочется нахлебаться шампанского их горла, купить устриц и выпустить их в море – пусть живут. Такие разные, Мария Генриховна и Таня, постепенно сближаются – детей они не растеряли, все живы и здоровы, а кружок все равно закрывают (надо экономить школьный бюджет), поэтому не будет больше этих поездок, этих конкурсов и этих слёз. Будет что-то другое, но важно ценить сегодняшний день, а не плакать о том, что было и бояться того, что будет.
Это очень нежное, тонкое и пронзительное кино. Которое тихо и без театральных воплей говорит о том, что ушло и не вернется. Оно и само стало символом той жизни, которой больше нет, как теплое воспоминание, как фотографии в старых альбомах. В начальных титрах фильма – европейский фонд Eurimage, который тоже ушел и в ближайшее время не вернется. А еще Минкульт, который деньги на фильм дал, а прокатку больше года не давал. И теперь это новая норма. Говорить о настоящих проблемах теперь тоже не надо. Никакого больше горького вина, только лишь приторный нектар.
ОТЕЦ ГОДА
Американский фильм про традиционные ценности с оскаровским номинантом и дважды лауреатом «Золотого Глобуса» Майклом Китоном и одной из самых популярных американских актрис Милой Кунис. В фильме они – отец и взрослая дочь, беременная первенцем. Энди ушел из семьи, когда она, Грейс, была малышкой, всю жизнь занимался карьерой (он – владелец галереи современного искусства), создал другую семью, в которой у него двое детей – младших школьников (Мос и Билли), но и ими он не слишком увлекался, потому что современное искусство, как говорится, само себя не создаст, не оценит и не продаст, и выставку само себе не организует. И вот однажды ночью ему звонит жена и сообщает, что она в рехабе и проведет там три месяца, потому что у нее алкоголизм и депрессия. Как так? Энди же ничего не замечал. Впрочем, он даже не заметил, что жены нет дома, когда ложился спать. О том, что у нее проблемы знали все – старшая дочь, няня младших, родители одноклассников в школе, но только не Энди. Он в упор не видел ничего, кроме своей галереи, но теперь ему придется провести три месяца один на один с детьми, которых надо не только кормить, а еще и забирать из школы, водить на кружки и вообще о чем-то с ними разговаривать. Энди кидается за помощью к Грейс, но периодически путает имена своих дочерей.
Этот фильм как будто бы комедия, и в нем, действительно, много веселых эпизодов, но местами это смех сквозь слезы и грусть. Грусть о том, что, отдаваясь карьере, мы забываем про близких и не придаем значения тому, что в нас кто-то нуждается, не замечаем людей рядом, их проблем и их радостей тоже, сладострастно утопаем в собственном эгоизме, но, когда жизнь дает пинка, бежим к тем, для кого жалели время и силы. «Я всегда была счастлива, потому что не считала семью обузой», – говорит Энди бывшая жена, которая успешна даже больше, чем Энди, но наслаждается ролью матери и бабушки.
Этот фильм о самой банальной истине на свете – о том, что дети – это смысл жизни. И о том, какое счастье быть многодетным отцом. А еще он очень красивый и яркий, поскольку наполнен современным искусством, солнцем Лос-Анджелеса и улыбкой Милы Кунис, героине которой приходится простить своего непутевого отца, которого она всю жизнь так любила, а он понял это только тогда, когда стал дедом.
ЕРЕТИК
Новый хоррор от студии А24. Британский красавец Хью Грант в роли злодея, мерзавца и абсолютного зла. Его герой – мистер Рид. Как часто бывает с психопатами, он с виду весьма добродушен и обаятелен, поэтому две милые мормонские миссионерки, которые пришли рассказать ему о Церкви Святых Последних Дней, и не подозревают, что окажутся его пленницами и будут обречены на жуткие испытания, чтобы доказать свою веру.
Вам будет страшно, даже очень. Но есть вещи поважнее – вас ждет серьезный разговор о природе и нравственности религии и ее месте в современном мире. Собственно, этот разговор, религиозный диспут – и есть хоррор, потому что страшно вам будет просто от слов. Рид, который казался девушкам интеллигентным и заинтересованным, а потому годным для обращения в их религию, начнет с банальнейших вопросов типа «зачем Господь создает грешников, чтобы потом их наказывать», но после начнется изуверская манипулятивная игра, в которой проповедницы усомнятся в собственной вере. Рид и сам одержим поиском единой истинной религии, и, конечно, о перейдет от слов к делу, но только во второй половине фильма, когда начнется классический хоррор о борьбе за выживание.
Режиссеры фильма – Скотт Бекк и Брайан Вудс были сценаристами хоррора «Тихое место» и режиссерами фантастического боевика «65» с Адамом Драйвером, но их предыдущие работы не снискали особенной популярности, зато «Еретик» громко прозвучал на фестивале в Торонто и теперь успешно идет по миру.
Не стоит бояться того, что полфильма какой-то душнила в очках будет навязывать вам свои безумные религиозные убеждения, смешивая в один компот христианство, буддизм, игру «Монополия», «Звездные войны» и Лану дель Рей. Поставьте себя на место девушек, запертых с ним в одной комнате – это не просто жутко, это полный кошмар. Набожных девушек, которые еще недавно смущенно разговаривали про порносайты, ждет погружение в самый ад. В отличие от религиозных хорроров, где церковь противостоит демонам, «Еретик» рассказывает о неопровержимой истине – зло не от демонов и каких-то сверхъестественных сил, зло – от человека, возомнившего себя Богом, карающим грешников.
Смотрим «Еретика» и ждем Хью Гранта в образе комического злодея в «Приключениях Паддингтона 3», уже скоро.
КАНИКУЛЫ
Полнометражный дебют Анны Кузнецовой, ставший в 2023-м победителем на фестивале «Маяк» и долгое время не получавший прокатного удостоверения.
Это история про группу подростков из театрального кружка, которые летят на фестиваль в Сочи. К ним приставлена строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова) и молодая учительница, она же руководительница драмкружка, Таня (Дарья Савельева). Они везут на фестиваль пьесу «Земляничное вино», но представитель худсовета требует пьесу переименовать – «у нас детский фестиваль, темы алкоголя и табакокурения у нас табуированы». На сцене один за другим – самодеятельные спектакли по «Питеру Пэну» и другой детской классике, членам жюри очень нравится, когда дети выбирают «доброе и светлое», и когда говорят со сцены внятно и громко. А подросткам хочется говорить про своё, иногда тихо и под нос, но это не тянет на награды. И вообще осуждается, как будто жюри отказывает подросткам в праве на настоящие чувства. А страсти в коллективе кипят нешуточные – первая любовь, безответная, подружка-разлучница, буллинг, комплексы, неприятие себя, проблемы отцов и детей и всё, что бывает в пубертате. «Земляничное вино» как раз про это, но по требованию фестиваля его надо переименовать в «Земляничный нектар».
Таню подростки любят – она с ними на одной волне. Она и сама как подросток, и с ней Марии Генриховне еще сложнее, чем с детьми. Дети хотя бы привыкли слушаться взрослых, а Таня, хоть и сама училка, но не отформатирована под требования учреждений образования и вообще под жесткую дисциплину. Поэтому, когда возникают проблемы с документами на регистрации рейса, завуч распоряжается отправить рыдающего ребенка домой, а Таня выбирает обмануть систему. Но Мария Генриховна только выглядит как сухарь, в душе она тоже хулиганка, она мечтала бы быть как Таня, но положение в школе обязывает, и муж – армянин: традиционные ценности, все дела. Но иногда так хочется нахлебаться шампанского их горла, купить устриц и выпустить их в море – пусть живут. Такие разные, Мария Генриховна и Таня, постепенно сближаются – детей они не растеряли, все живы и здоровы, а кружок все равно закрывают (надо экономить школьный бюджет), поэтому не будет больше этих поездок, этих конкурсов и этих слёз. Будет что-то другое, но важно ценить сегодняшний день, а не плакать о том, что было и бояться того, что будет.
Это очень нежное, тонкое и пронзительное кино. Которое тихо и без театральных воплей говорит о том, что ушло и не вернется. Оно и само стало символом той жизни, которой больше нет, как теплое воспоминание, как фотографии в старых альбомах. В начальных титрах фильма – европейский фонд Eurimage, который тоже ушел и в ближайшее время не вернется. А еще Минкульт, который деньги на фильм дал, а прокатку больше года не давал. И теперь это новая норма. Говорить о настоящих проблемах теперь тоже не надо. Никакого больше горького вина, только лишь приторный нектар.
ОТЕЦ ГОДА
Американский фильм про традиционные ценности с оскаровским номинантом и дважды лауреатом «Золотого Глобуса» Майклом Китоном и одной из самых популярных американских актрис Милой Кунис. В фильме они – отец и взрослая дочь, беременная первенцем. Энди ушел из семьи, когда она, Грейс, была малышкой, всю жизнь занимался карьерой (он – владелец галереи современного искусства), создал другую семью, в которой у него двое детей – младших школьников (Мос и Билли), но и ими он не слишком увлекался, потому что современное искусство, как говорится, само себя не создаст, не оценит и не продаст, и выставку само себе не организует. И вот однажды ночью ему звонит жена и сообщает, что она в рехабе и проведет там три месяца, потому что у нее алкоголизм и депрессия. Как так? Энди же ничего не замечал. Впрочем, он даже не заметил, что жены нет дома, когда ложился спать. О том, что у нее проблемы знали все – старшая дочь, няня младших, родители одноклассников в школе, но только не Энди. Он в упор не видел ничего, кроме своей галереи, но теперь ему придется провести три месяца один на один с детьми, которых надо не только кормить, а еще и забирать из школы, водить на кружки и вообще о чем-то с ними разговаривать. Энди кидается за помощью к Грейс, но периодически путает имена своих дочерей.
Этот фильм как будто бы комедия, и в нем, действительно, много веселых эпизодов, но местами это смех сквозь слезы и грусть. Грусть о том, что, отдаваясь карьере, мы забываем про близких и не придаем значения тому, что в нас кто-то нуждается, не замечаем людей рядом, их проблем и их радостей тоже, сладострастно утопаем в собственном эгоизме, но, когда жизнь дает пинка, бежим к тем, для кого жалели время и силы. «Я всегда была счастлива, потому что не считала семью обузой», – говорит Энди бывшая жена, которая успешна даже больше, чем Энди, но наслаждается ролью матери и бабушки.
Этот фильм о самой банальной истине на свете – о том, что дети – это смысл жизни. И о том, какое счастье быть многодетным отцом. А еще он очень красивый и яркий, поскольку наполнен современным искусством, солнцем Лос-Анджелеса и улыбкой Милы Кунис, героине которой приходится простить своего непутевого отца, которого она всю жизнь так любила, а он понял это только тогда, когда стал дедом.
ЕРЕТИК
Новый хоррор от студии А24. Британский красавец Хью Грант в роли злодея, мерзавца и абсолютного зла. Его герой – мистер Рид. Как часто бывает с психопатами, он с виду весьма добродушен и обаятелен, поэтому две милые мормонские миссионерки, которые пришли рассказать ему о Церкви Святых Последних Дней, и не подозревают, что окажутся его пленницами и будут обречены на жуткие испытания, чтобы доказать свою веру.
Вам будет страшно, даже очень. Но есть вещи поважнее – вас ждет серьезный разговор о природе и нравственности религии и ее месте в современном мире. Собственно, этот разговор, религиозный диспут – и есть хоррор, потому что страшно вам будет просто от слов. Рид, который казался девушкам интеллигентным и заинтересованным, а потому годным для обращения в их религию, начнет с банальнейших вопросов типа «зачем Господь создает грешников, чтобы потом их наказывать», но после начнется изуверская манипулятивная игра, в которой проповедницы усомнятся в собственной вере. Рид и сам одержим поиском единой истинной религии, и, конечно, о перейдет от слов к делу, но только во второй половине фильма, когда начнется классический хоррор о борьбе за выживание.
Режиссеры фильма – Скотт Бекк и Брайан Вудс были сценаристами хоррора «Тихое место» и режиссерами фантастического боевика «65» с Адамом Драйвером, но их предыдущие работы не снискали особенной популярности, зато «Еретик» громко прозвучал на фестивале в Торонто и теперь успешно идет по миру.
Не стоит бояться того, что полфильма какой-то душнила в очках будет навязывать вам свои безумные религиозные убеждения, смешивая в один компот христианство, буддизм, игру «Монополия», «Звездные войны» и Лану дель Рей. Поставьте себя на место девушек, запертых с ним в одной комнате – это не просто жутко, это полный кошмар. Набожных девушек, которые еще недавно смущенно разговаривали про порносайты, ждет погружение в самый ад. В отличие от религиозных хорроров, где церковь противостоит демонам, «Еретик» рассказывает о неопровержимой истине – зло не от демонов и каких-то сверхъестественных сил, зло – от человека, возомнившего себя Богом, карающим грешников.
Смотрим «Еретика» и ждем Хью Гранта в образе комического злодея в «Приключениях Паддингтона 3», уже скоро.