Спасение от ноябрьской хандры: что смотреть в театрах?

 
Москва

Сатирическая драма
«Самоубийца»
На черную комедию Эрдмана зрителей настраивают сразу – сценографией (над ней работал сам Николай Рощин). На сцене выстроили огромный гроб, сужающийся к ногам. Его стенки стали стенами дома Семена Подсекальникова. Ничем не примечательный безработный, он, подобно Хлестакову, по недоразумению оказывается в центре внимания общества. Но Хлестаков это общество подчиняет, а Подсекальников оказывается его жертвой, которую буквально загоняют в гроб. Мрачный, но смешной, манкий, но сложный – текст Эрдмана звучит на сцене МХТ, не теряя ни грамма остроты.

Прямая речь
Иван Волков, исполнитель главной роли:
– Текст вычурный и гротесковый, возникает опасность анонсировать его как комедию. То есть это, конечно, комедия… но не комедия! В пьесе есть репризность и клоунада, но если начинаешь играть ее как клоунаду – это плохо. Играть бытово, психологически – тоже не годится. И найти тонкую грань, пройти между струями – вот наша задача.

Где: МХТ имени Чехова
Когда: 7 и 15 ноября

Спектакль-рок-концерт
«2007»
– 2007 год давно стал мемом для нынешних поколений. Это символ времени, когда на пике моды была альтернативная музыка, яркое самовыражение, субкультуры, подростковый бунт. Высшей ценностью считалась непохожесть, проявление индивидуальности не знало границ. Всё, что происходило тогда, походило на одну большую рекламу катастрофы. Новый спектакль для подростков в филиале на Сретенке – рок-концерт со всеми особенностями жанра: танцпартером, слэмом, криком до хрипоты и совместным пением любимых песен.

Прямая речь
Дмитрий Крестьянкин, режиссер:
– В этой истории мы пытаемся зафиксировать такое состояние, когда молодой человек влюбляется настолько сильно, что всё – гибель! Эмоции на разрыв. Именно это было трендом, а не осознанность и гармония, как сегодня. В 2007-м делалось всё, чтобы вывести себя и этот мир из равновесия, раскачать эмоциональность на максимум и плыть под парусами тяжёлой музыки.

Где: Театр им. Маяковского
Когда: 16 и 20 ноября

Романс без антракта
«Гроза прошла»
Постановка по одноименной пьесе Мережковского, в которой, с одной стороны, есть наивные и трогательные размышления о красоте и вере, любви и одиночестве, призвании и славе. И с другой – мощно вылепленные характеры и потрясающе выстроенный любовный сюжет со страстями, изменами и верностью. Режиссер спектакля Андрей Максимов считает, что Серебряный век не просто название эпохи, но жанр, основа которого – красота, даже в рассказе о самом трагическом. Отсюда и необычный жанр постановки: романс.

Где: Театр им. Моссовета
Когда: 7 ноября


История принятия
«Я кулак. Я А-н-н-а»
В мире двенадцатилетней Анны – быть глухой – это данность. Ей не приходится выслушивать мамины истерики, она крепко спит под телепередачи бабушки, а гневные замечания учительницы остаются в памяти лишь картинками искажённых губ. Она зачитывается Джеком Лондоном и мечтает найти друга, чтобы делить с ним парту, фенечки, книги и поездки на маршрутном такси. Но друга нет. А если и бы был – разве смог бы он понять ее холодное безмолвие?

Этот спектакль – не о человеке с ограниченными возможностями, он о каждом из нас. О том, как важно быть понятым и принятым таким, какой ты есть, ведь каждый из нас заслуживает любви и внимания. Это история, которая тронет сердце каждого, кто сможет услышать мир без слов и увидеть смысл в тишине.

Где: Театр города М.
Когда: 10 и 22 ноября

Человек в горниле истории
«Леопольдштадт»
Автобиографическая семейная сага Тома Стоппарда с многофигурным и несмотря на всю горечь ироничным эпосом о вере и иллюзиях, о противостоянии человека и истории, о людской силе и слабости. И о голосе крови, который делает человека человеком.

Герман Мерц ни секунды не сомневается, что его дети и внуки будут жить в царстве разума и красоты, научного прогресса, философии и искусства... В 1955 году в гостиной встретятся Роза, Натан и Лео – три «осколка» некогда огромного рода, единственные, кому удалось выстоять в огне XX столетия.

Где: РАМТ
Когда: 21 ноября

Гоголевская фантасмагория
«Игроки»
Мир фантасмагории, обмана и иллюзий, созданный драматургией Гоголя и режиссурой Альберта Хасиева, погружает зрителя в историю искусного карточного шулера Ихарева, который становится жертвой собственного мошенничества. Отдельным действующем лицом постановки становится пластика, с помощью которой не только в переносном, но и в прямом смысле раскрываются карты сюжета и ходы игроков.

Прямая речь
Альберт Хасиев, режиссер:
– Все, что будет происходить – это игра, своеобразное казино. Мы используем много интересных пластических решений, с помощью которых, например, будут представлены карточные игры. Мы с командой постарались докопаться до той самой гоголевской фантасмагории. Это увлекательный, но не прямолинейный сюжет, который, мы надеемся, понравится зрителю.

Где: Театр сатиры
Когда: 17 ноября

Философско-музыкальное шоу
«Государь-стендап»
Через разные эстрадные жанры стендап, музыкальные номера, конферанс – Государь, Генерал, Священник и Марфуша выйдут на разговор о русской истории и сущности государства. В основе постановки – трактаты «Государь» Макиавелли и «Государство» Платона.

Прямая речь
Александр Локтионов, режиссер:
– Структура шоу, свидетелями которого станут зрители, – это «путешествие во времени». Есть эпизоды, в которых мы фантазируем о будущем, путешествуем в прошлое, где со стендапом выступают Иван Грозный и Пётр Первый. Именно такой подход, как в научной фантастике, создает условность, необходимую для театра, и открывает как нашу, так и зрительскую фантазию, а также даёт возможность шутить, что тоже очень важно для этого спектакля. Мы говорим о сложном с юмором и пробуем, веселясь, подумать о важном.

Где: Театр «Сатирикон» (на сцене ВШСИ)
Когда: 21 и 30 ноября

Роль личности
«Веселая женщина»
Комедия Михаила Левитина о молодых годах Елены Блаватской – религиозного философа, литератора, публициста, оккультиста, путешественницы и одной из самых ярких и загадочных женщин не только в российской, но и в мировой истории.

Пьеса рассказывает о формировании личности Блаватской, когда ее (в дальнейшем огромное) влияние на умы людей, в том числе и великих, распространялось пока только на членов семьи, встречая их активное сопротивление.

Один из героев пьесы – 10-летний мальчик Сережа Витте, двоюродный брат Блаватской, в будущем выдающийся государственный деятель Российской империи.

Где: Театр «Эрмитаж»
Когда: 4, 21 и 28 ноября
 
Кукольная притча

«Последний сон уточки»
Спектакль Владислава Тутака по пьесе Клавы Ильиной – это притча для семейного просмотра, затрагивающая одну из самых табуированных тем – тему смерти. Будем ли мы мучиться или будем для кого-то мучением? Будем ли мы уходить в окружении близких или в полном одиночестве? А главное: что будет дальше, если будет вообще? Над этими вопросами размышляют авторы спектакля, погружая зрителей в мир Уточки, каждый день которой похож на предыдущий.  А когда за ней приходит Смерть – в положенное время – оказывается, что Уточка совсем не хочет отправляться в своё последнее путешествие...

Где: Театр им. Вахтангова
Когда: 9 и 14 ноября
 
Петербург

Перфомативная читка с песнями
«Довлатов»
Спектакль Евгении Богинской по написанным в эмиграции рассказам Сергея Довлатова – одного из самых популярных и читаемых русских писателей конца XX века. Литературной основой постановки стали «Роль», «Полковник говорит — люблю», «Третий поворот налево», «Встретились, поговорили», фрагменты повестей «Заповедник» и «Иностранка», сборников «Наши» и «Чемодан».

Где: Театр им. Ленсовета
Когда: 4 ноября

Фантазии на тему Киплинга
«Мы с тобой одной крови»
Над спектаклем вместе с режиссером Екатериной Ложкиной-Белевич работали студенты первого курса Мастерской Руслана Кудашова. Они, как и когда-то их педагоги по пластике, ритму и актерскому мастерству, участвовавшие в легендарном спектакле «Человеческий детеныш», начали с задания на наблюдение за животными, а вышли к методологии Михаила Чехова, к его пониманию образа и характера. Здесь перевоплощение, осевое слово для Чехова, связано не только с актерской природой, но и с художественным миром спектакля – миром Маугли, в котором так важна среда ощущений, текучесть и трансформация одной формы жизни в другую.

Прямая речь
Руслан Кудашов, художественный руководитель постановки:
– Когда мы вспоминаем тот спектакль, то вспоминаем в первую очередь его энергию. Незамутненную, первородную. Энергию, которая позволила тогда появиться новому театру. Хотелось, чтобы она была близка и этому поколению артистов. Что может противодействовать насилию? Вот их вопрос.

Где: Большой театр кукол
Когда: 16 и 17 ноября

Кафка сегодня
«Процесс»
«Кто-то, по-видимому, оклеветал Йозефа К., потому что, не сделав ничего дурного, он попал под арест», – так начинается философский неоконченный роман Франца Кафки. Режиссер Аттила Виднянский вслед за Луи Барро называет Йозефа К. Гамлетом ХХ, а теперь уже и ХХI века, погружает героев в особую кафкианскую реальность между сном и явью и переплетает мотивы суда земного и небесного, темы невиновности и поиска вины.

Где: Александринский театр
Когда: 20 ноября
 
Владимир


Комедия
«Жизнь прекрасна!»
Владимир Лаптев поставил спектакль по юмористическим рассказам Чехова, которые он писал в самом начале творческого пути под псевдонимом Антоша Чехонте. Сюжета как такового здесь нет – просто несколько комических сценок из жизни про любовь, ненависть, обманы и ссоры. Режиссёр отмечает: на таком спектакле зритель может не только отдохнуть, но и задуматься о чем-то важном, ведь каждая шутка – это еще и повод поговорить о серьезном. Не случайно в конце спектакля звучат цитаты из «другого» Чехова – автора «Дяди Вани», «Чайки», «Трех сестер» и других пьес.

Где: Владимирский театр драмы
Когда: 11 ноября

Калуга

Детективный сюжет
«Вас нельзя не любить!»
Анна Сергеевна – вдова и наследница богатейшего олигарха. А как человек может распорядиться огромным состоянием? Можно прожигать деньги в роскоши, можно умножать капитал, развивая семейный бизнес. Но героиня спектакля выбирает путь активной помощи неимущим: она создаёт фонд для того, чтобы «дать возможность нуждающимся людям осуществить их заветные мечты». Она хочет, чтобы деньги служили добру. Но планы ее взрослых приемных детей другие: любой ценой сохранить наследство своего отца. И поэтому они помещают приемную мать в респектабельную клинику, чтобы поправить, как им кажется, ее пошатнувшееся здоровье. Врачи и пациенты становятся невольными участниками происходящих событий. Их необычные судьбы и самобытные характеры создают целый клубок курьезных и порой даже опасных ситуаций. Как и положено в старом добром детективе, напряжённый сюжет разворачивается в замкнутом пространстве и изобилует неожиданными поворотами.

Где: Калужский драматический театр
Когда: 23 и 24 ноября

Рязань

Современная драматургия
«Я танцую как дебил»
Молодой рязанский драматург Игорь Витренко основную линию сюжета ведет по конфликту отцов и детей, в котором главный герой предстает перед зрителями мягким человеком со своими слабостями, страхами, привычками, которому сопереживаешь, сочувствуешь и даже симпатизируешь. Глядя на него, понимаешь, что таких, как он, очень много в современном мире, что ты тоже в чем-то «тот самый нерешительный Толик», переживающий, вечно сомневающийся, боящийся сделать первый шаг. А еще, глядя на героя пьесы, понимаешь, что каждый человек должен позволить себе быть самим собой. И эта мысль сквозной нитью проходит через всю историю.

Где: Рязанский театр драмы
Когда: 27 и 28 ноября


Поделиться в социальных сетях: