Каждый год в середине лета у любителей театра появляется возможность отправиться в будущее. Мастерская Брусникина проводит Питчинги, на которых показывает эскизы премьер театрального сезона. В этом году Питчинг мастерской Брусникина прошел в театральном центре «На Плющихе». Зрители смогли послушать читки и перфомансы, посетить тематическую лекцию и выставку, и, конечно, прикоснуться к завораживающему процессу рождения спектаклей.
Открылся Питчинг читками пьес «Диксон и Дикси» и «Пельмени с вишней». Две разноплановые по содержанию и исполнению работы расшевелили зрителей, помогли им настроится на восприятие главного блюда дня – эскизов. (О читках, проходивших в тот день, вы можете прочесть в материале «Театр без декораций».)
«В дороге»
Первым свой эскиз представлял выпускник мастерской Бутусова Илья Зайцев. Молодой режиссер взял роман Джека Керуака «В дороге» и упаковал в современную обертку. В постановке Зайцева Керуак (Андрей Минеев) приходит на интервью и рассказывает историю своего путешествия, которая в ключевых эпизодах иллюстрируется сценическим действием.
Важной метафорой стали часы, тикающие на мультимедийном экране в глубине сцены. В начале эскиза время тянется невыносимо медленно, символизируя пустоту и скуку обывательского, теплого существования. Но стоит Джеку оказаться на дороге, как таймер ускоряется, и в кульминационные моменты секунду уже летят, иллюстрируя мощь и напор жизни.
Другой режиссерской находкой является преодоление 4-й стены. Интервьюер (Леонид Саморуков) периодически просит зал похлопать писателю, а Дин Мариарти (один из главных героев произведения Керуака) передает кому-то из зрителей бутылку, предлагая выпить за его здоровье.
Эти элементы, наряду с яркими костюмами и динамичным аудио сопровождением (разумеется, без песни Hit the road, Jack режиссер нас не оставил), делают эскиз очень живым и приятным для восприятия. Однако с точки зрения содержания постановка еще нуждается в доработке. К концу эскиза не создается целостной картины. Понято, от чего Джек бежал, а вот что нашел на дороге – остается загадкой.
«Гномы Гну»
Следующим свою работу представлял Александр Пронькин, поставивший сказку Умберто Эко «Гномы Гну».
В произведении землянин Ги прилетает на пасторальную планету Гну, чтобы «вытащить ее из варварского состояния». Однако, пообщавшись с населяющими ее гномами, понимает, что в помощи нуждаются не они, а земляне.
Контраст между обитателями Земли и планеты Гну создает пластика актеров. Движения Ги (Константина Мирошникова) осмысленные и рассчитанные, а вот гномы (Владимир Канухин, Эва Мильграм) не могут устоять на месте, им присущи игривость и легкость, символизирующие их простоту и естественность.
Договорившись с гномами о помощи, вдохновленный исследователь возвращается на Землю, но премьер-министр быстро охлаждает его пыл перечислением необходимых в данном случае формальностей (вид на жительство, разрешение на работу). Несмотря на это, окончание эскиза дарит надежду: «Трудно сказать, доберутся ли до нас когда-нибудь гномы Гну. Но если не доберутся, то что мешает нам самим сделать то, что сделали они?»
Такие спектакли, как «Гномы Гну», могут казаться простыми и слишком прямолинейными. Однако они – прекрасный способ разговора с детьми, а также возможность побывать в уютном и дорогом мире волшебной сказки.
«Гриша не свидетель»
Закрывалось первое отделение эскизов постановкой Андрея Гордина «Гриша не свидетель» по одноименному роману в стихах Анастасии Рябцевой.
Начинается эскиз в форме стендапа. Гриша (Михаил Мещеряков) рассказывает, как еще в детстве он научился отшучиваться от нападок сверстников и занял незаметную роль «свидетеля».
Звонок прерывает монолог героя. Мы попадаем в типичный школьный день, прекрасно воссозданный на уровне интонаций. Неожиданно для Гриши, безразличие учительницы, бесконечно долгие уроки и ухмылки одноклассников, выведенные на дисплей в глубине сцены, начинают раздражать его. В репликах героя слышится звон натянутых до предела нервов. Мальчику что-то мешает, что-то мучает его. Фоновая музыка ускоряется, речитативы героев становятся быстрее. Гриша задается вопросом: правильно ли все время быть только свидетелем?
В кульминационный момент герой требует, чтобы девочку, страдавшую от буллинга, оставили в покое.
Можно предположить, что дальше произойдет с Гришей, пошедшим против «элиты класса». Однако питч не рассказывает нам продолжения истории. Действие заканчивается на высокой ноте победы совести над соображениями личного удобства.
Антракт
После окончания питча был объявлен часовой перерыв. Зрители разбрелись по зданию театрального центра, чем-то напоминающему Колизей. Кто-то отправился на выставку современного искусства «Здесь свободно?», кто-то в буфет, а кто-то на читку пьесы «Гиперакузия» и перфоманс поэтической студии Андрея Вознесенского «Москва 24».
«00447»
Вторую часть просмотра эскизов открыла работа «00447» режиссера Дмитрия Мулькова.
*00447- это приказ НКВД. На его основании была проведена крупнейшая операция Большого террора, в ходе которой было репрессировано 1,7 млн человек.
В зале с полностью выключенным светом пишущая машинка начала выстукивать на экране в глубине сцены текст кровавого распоряжения.
Причем треск клавиш и звонки каретки образовывали причудливую музыкальную композицию. Как рассказал режиссер, монологи актеров были превращены в песни, а композитор Андрей Платонов перевел тексты документов времен Большого террора в ритмическую структуру, создав необычный саундтрек к постановке.
Когда приказ 00447 был отпечатан, на сцену стали подниматься жертвы репрессий. В своеобразном кольце из микрофонов, направленных на говорящих, словно стволы пистолетов, люди пропевали свои истории. Все судьбы роднил финал – расстрел.
Потом свет снова потух и в кромешной темноте на экране стали появляться сводки по итогам операции: «Грузинская ССР – 5000. Азово-Черноморский край – 13000. Западно-Сибирский край – 17000»…
Пишущая машинка бесстрастно фиксировала многотысячные расстрелы, а цифры, после того, как были отпечатаны, наливались кровью. В конце, перекрывая все прежде написанное, на экране появилась число 725000 – количество людей, расстрелянных по приказу 00447.
После окончания питча, когда мерный и безразличный стук машинки замер, в зале еще несколько минут было темно, висела звенящая тишина.
«Плотник»
Что делать, когда вокруг происходит что-то страшное, а тебя самого захлестывает тревога?
Ответ на этот вопрос постарался дать режиссер Алексей Мартынов, инсценируя пьесу Ирины Головановой «Плотник». Вместе с хореографом Александром Шуйским они создали спектакль, в котором главным коммуникативным средством являются движения.
По сюжету девушка из Москвы приезжает в провинциальный городок, где ее дед в незапамятные времена построил шалаш. Она начинает его реставрировать, и это занятие превращается в ритуальное действо.
Движения героини, поначалу медленные и корявые, постепенно становятся все быстрее и увереннее. Она отдается работе и в награду получает избавление от накипи городских волнений, а также счастье непосредственного преобразования мира.
Алексей Мартынов и его команда создали питч-гимн, в яркой и запоминающейся форме утверждающий терапевтические свойства физического труда.
«Фита»
Последним эскизом мероприятия стал «Фита» Михаила Мещерякова.
Действие эскиза разворачивается в сонном губернском городе, где неожиданно появляется Фита – существо без роду и памяти. У него отталкивающая внешность, он глуп, но сам факт его появления в городе так необычен, что жители назначают его своим правителем.
Получив бразды правления, Фита (Аскар Нигамедзянов) начинает издавать глупые, а порой и жестокие приказы. Однако горожане не возмущаются, а, напротив, начинают любить его еще сильнее.
Сами жители показаны в эскизе довольно необычно. Народная стихия приравнена к песне, и в моменты волеизъявления горожан звучат довольно жуткие композиции.
Михаил Мещеряков подчеркнул, что на питчинге было показано лишь самое начало его спектакля, своеобразный тизер: «Мы показали примерно одну пятую от финального спектакля. Мне хочется создать целую вселенную, где живут эти странные персонажи, и на их примере исследовать феномен нездоровой любви народа к правителям».
Мы постараемся!
В конце дня все участники Питчинга покидали центр «На Плющихе» с довольными улыбками. Публике понравились эскизы, а, как поделился один актер, некоторые режиссеры прямо после показа получили предложения о сотрудничестве от различных театров. В который раз Питчинг Мастерской Брусникина выступил в роли друга, который ободряюще похлопал тебя по плечу и сказал, что все еще впереди.