С 2 по 9 июня в Уфе, отмечающей в этом году 450-летие, прошёл XXI Фестиваль театров малых городов России, организованный Театром Наций при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. В смотре приняли участие 16 театров из Новоуральска, Прокопьевска, Стерлитамака, Губахи, Великих Лук, Серова, Березников, Братска, Нижневартовска, Кудымкара, Глазова, Альметьевска, Новокузнецка, Канска, Нягани. Жюри под руководством Адольфа Шапиро выбрало два спектакля-победителя, которые будут показаны в Москве.
Поддержка театров малых городов – одна из постоянных и важнейших программ Театра Наций, которая не ограничивается одним фестивалем. В течение всего года театр под руководством Евгения Миронова проводит лаборатории в разных городах России, приглашая туда молодых режиссеров, а также знакомит регионы со столичными спектаклями на фестивалях «Театр Наций FEST».
Думается, это одна из причин явной децентрализации театрального искусства, которую мы наблюдаем в последние годы, когда театры из малых городов становятся ньюсмейкерами и по уровню не уступают столичным, а порой и превосходят их. Иногда смотришь спектакль – по современной пьесе, смелый по форме и содержанию, с высокой постановочной культурой – и не веришь, что он сделан в крошечном театре, единственном в своем городе, да еще не московским режиссером, а своим, местным. И на Фестивале театров малых городов в Уфе таких было много.
Гран-при «Лучший спектакль большой формы» уже в пятый раз получил Альметьевский татарский театр за спектакль «Не был женат». В его основе – одноименная повесть Гаяза Исхаки о сложностях межнациональных браков. Она начинается, почти как знаменитая «Варшавская мелодия», со случайной встречи в театре. Но между татарским юношей и русской девушкой встает не железный занавес, как в пьесе Зорина, а национальные установки, когда соблюдение законов шариата оказывается важнее собственных чувств и личного выбора. При всей серьезности темы режиссер Айдар Заббаров поставил комедию, полную гэгов и ярких актерских реприз.
Лучшим спектаклем малой формы жюри признало «Калечину-Малечину» Няганского ТЮЗа в постановке Сойжин Жамбаловой – одной из самых интересных молодых режиссеров, работающих для подростковой аудитории. Повесть Евгении Некрасовой о «невыросшей» девочке Кате, которую травят в школе и не замечают дома, и ее волшебной помощнице Кикиморе, написана в жанре магического реализма. В спектакле свинцовую реальность будней выражает серый бетонный забор во всю сцену, а за магию – опасную хтоническую силу – отвечают фантастические костюмы и музыка Дахалэ Жамбалова. При этом насыщенный, образный текст Некрасовой дополнен личными рассказами актеров о травмах детства, что делает постановку особенно подлинной и пронзительной.
Если постановку Няганского ТЮЗа можно назвать «спектакль-боль», то глазовский театр «Парафраз» показал «спектакль-праздник» под названием «Алло, мама!». Дамир Салимзянов поставил «Золушку» Шварца, выведя на первый план старшее поколение – Короля, Мачеху и Лесничего. Все они рано овдовели и так и не оправились от потери своей «второй половинки». Но однажды они получают волшебную возможность позвонить на тот свет и поговорить со своими любимыми. Режиссер переписал текст Шварца, сохранив его мягкий, философский юмор, и дополнил современными шутками (например, об оскорблении чувств всех подряд), а также музыкальными номерами, вызывающими острые приступы ностальгии. Но все же главный месседж постановки – что нельзя жить прошлым, забывая про настоящее, и что любовь к ушедшим от нас близким может стать не только травмой, но и опорой. Спектакль получил спецприз главы Республики Башкорстостан с формулировкой «за волшебное чувство театра».
Специальным призом Министерства культуры республики был награжден спектакль «Фрекен Жюли» Прокопьевского драматического театра. Режиссер Дмитрий Акриш тут придумал интересный ход, показав Жана, Кристину и фрекен Жюли в старости. Возрастные герои сидят за красиво накрытым столом и молча наблюдают за своими молодыми двойниками. И за их оценками (состраданием, стыдом, болью, язвительными взглядами) следить не менее интересно, чем за развитием сюжета. И очевидно, что бесконечное, уже в который раз, проживание этой драмы становится для них настоящей пыткой. Так что старшая фрекен Жюли в конце концов решается на то, что не смогла сделать младшая – собирает со стола все таблетки и уходит за сцену.
Приз в номинации «Лучшая мужская роль» был присуждён Андрею Ковзелю за роль Сократа в спектакле «Платон» Новокузнецкого драматического театра. В его основе – пьеса Алексея Житковского о древнегреческом философе, которого жители полиса приговаривают к смертной казни за чрезмерную свободу мысли. Режиссер Максим Соколов тоже поступает смело: первый акт его спектакля длится всего минуту – ровно столько нужно для исполнения пьесы Беккета «Дыхание», состоящей из одного вдоха и выдоха. Второй акт, уже по пьесе Житковского, тоже похож на перформанс: актеры стоят в ряд под огромными свисающими сверху камнями (художник – Анастасия Юдина), а их ботинки прикованы к сцене, так что они могут лишь качаться, как «мыслящий тростник». И лишь одни Сократ, босоногий и свободный от предубеждений, не прикован к земле, а спокойно сидит сверху на своем камне.
Приз за лучшую женскую роль получила молодая актриса Софья Белова из Серовского театра драмы, сыгравшая Соню в «Дяде Ване». В постановке Анатолия Праудина чеховские герои больше похожи на жителей каких-нибудь подмосковных Вербилок – неопрятные, немолодые, в резиновых шлепках, лабающие по старой памяти Pink Floyd в гараже. Да и сама усадьба завалена досками и картошкой, лежащей даже на давно умолкнувшем фортепиано (художник Владимир Кравцов). И в мире тотальной безнадежности, где все похоронили себя заживо, лишь эта некрасивая девочка Соня, как «луч света в темном царстве», еще способна что-то чувствовать и верить.
Премия «Надежда» на Фестивале театров малых городов обычно вручается как раз молодой актрисе или актеру, но на этот раз она досталась целому театру – «Доминанте» из Губахи, за спектакль Дмитрия Огородникова «Тихий свет» по пьесе Романа Козырчикова. Ученик Николая Коляды продолжает традиции уральской школы, показывая один ничем не примечательный вечер в захолустной деревне. Люди пьют чай (или водку), мучают друг друга упреками и обидами, а в это время рядом разворачивается трагедия – местная шпана топит в реке дурачка Миколку. Пьеса мастерски сочетает бытовой юмор, живой язык, элементы саспенса и мистики. А артисты играют героев с таким полным присвоением, что кажется – на сцене не актеры, а люди, выхваченные прямо из гущи народной жизни.
Совсем другой, высокотехнологичный и европейский по стилю спектакль представил Новоуральский театр музыки, драмы и комедии – он получил премию Ассоциации театральных критиков «за музыкальное и визуальное решение и высокую постановочную культуру». Режиссер Петр Незлученко поставил «Старика и море» Хемингуэя как иммерсивное погружение или «саундраму». Зрители тут словно попадают на морское дно – слышат пение сирен и видят мерцание света на глади волн. А историю битвы человека со стихией в инсценировке Светланы Баженовой рассказывает та самая побежденная рыба. Мы видим только фрагменты её/его лица на live-экранах. Но оказывается, что Старик и Рыба – это по сути одно (их играет один актер, Евгений Недокушев). И получается, что борьбу гордый человек вел с самим собой, так что его пиррова победа закономерно обернулась поражением.
Башкирский театр в конкурсе представлял спектакль «Гульнара» из Стерлитамака. Постановка молодого режиссера Ильсура Казакбаева переосмысляет повесть башкирского драматурга Флорида Булякова о детстве и своей первой учительнице. Классический советский нарратив о том, как молодая комсомолка несет свет знаний в глухие косные аулы, оборачивается масштабной сагой о становлении советской власти через кровь, террор и насилие. Причем, этот маховик ненависти запускает сама Гульнара – прекрасная светлая героиня в белом платье (Гульемеш Ибрагимова) – когда собирается устроить клуб в мечети. В итоге она поплатится за это и личным счастьем, и жизнью ребенка, и потерей рассудка, но кажется, так и не поймет, в чем была не права. Причем, эту вполне традиционную историю режиссер рассказывает, используя приемы современного театра – условность сценического мира, визуальные метафоры, пластические эпизоды.
Ну а гостевым спектаклем смотра на этот раз стали «Мертвые души» новосибирского «Красного факела». Андрей Прикотенко в своей первой постановке в качестве худрука театра занял почти всю труппу. И она получилась действительно ансамблевой, словно поэму Гоголя нам прочитали или пропели артисты в строгих концертных костюмах. Тут нет привычных нам ярких, гротескных характеров помещиков, нет гоголевского сочного юмора, а смех возникает в совершенно других, неожиданных местах. Но все же в спектакле преобладает минорная интонация, однозвучная, словно колокольчик на «птице-тройке», теряющийся в бескрайнем космосе пустой сцены. Русская классика, как и русская душа, оказывается тут непознаваемой terra incognita.
Поддержка театров малых городов – одна из постоянных и важнейших программ Театра Наций, которая не ограничивается одним фестивалем. В течение всего года театр под руководством Евгения Миронова проводит лаборатории в разных городах России, приглашая туда молодых режиссеров, а также знакомит регионы со столичными спектаклями на фестивалях «Театр Наций FEST».
Думается, это одна из причин явной децентрализации театрального искусства, которую мы наблюдаем в последние годы, когда театры из малых городов становятся ньюсмейкерами и по уровню не уступают столичным, а порой и превосходят их. Иногда смотришь спектакль – по современной пьесе, смелый по форме и содержанию, с высокой постановочной культурой – и не веришь, что он сделан в крошечном театре, единственном в своем городе, да еще не московским режиссером, а своим, местным. И на Фестивале театров малых городов в Уфе таких было много.
Гран-при «Лучший спектакль большой формы» уже в пятый раз получил Альметьевский татарский театр за спектакль «Не был женат». В его основе – одноименная повесть Гаяза Исхаки о сложностях межнациональных браков. Она начинается, почти как знаменитая «Варшавская мелодия», со случайной встречи в театре. Но между татарским юношей и русской девушкой встает не железный занавес, как в пьесе Зорина, а национальные установки, когда соблюдение законов шариата оказывается важнее собственных чувств и личного выбора. При всей серьезности темы режиссер Айдар Заббаров поставил комедию, полную гэгов и ярких актерских реприз.
Лучшим спектаклем малой формы жюри признало «Калечину-Малечину» Няганского ТЮЗа в постановке Сойжин Жамбаловой – одной из самых интересных молодых режиссеров, работающих для подростковой аудитории. Повесть Евгении Некрасовой о «невыросшей» девочке Кате, которую травят в школе и не замечают дома, и ее волшебной помощнице Кикиморе, написана в жанре магического реализма. В спектакле свинцовую реальность будней выражает серый бетонный забор во всю сцену, а за магию – опасную хтоническую силу – отвечают фантастические костюмы и музыка Дахалэ Жамбалова. При этом насыщенный, образный текст Некрасовой дополнен личными рассказами актеров о травмах детства, что делает постановку особенно подлинной и пронзительной.
Если постановку Няганского ТЮЗа можно назвать «спектакль-боль», то глазовский театр «Парафраз» показал «спектакль-праздник» под названием «Алло, мама!». Дамир Салимзянов поставил «Золушку» Шварца, выведя на первый план старшее поколение – Короля, Мачеху и Лесничего. Все они рано овдовели и так и не оправились от потери своей «второй половинки». Но однажды они получают волшебную возможность позвонить на тот свет и поговорить со своими любимыми. Режиссер переписал текст Шварца, сохранив его мягкий, философский юмор, и дополнил современными шутками (например, об оскорблении чувств всех подряд), а также музыкальными номерами, вызывающими острые приступы ностальгии. Но все же главный месседж постановки – что нельзя жить прошлым, забывая про настоящее, и что любовь к ушедшим от нас близким может стать не только травмой, но и опорой. Спектакль получил спецприз главы Республики Башкорстостан с формулировкой «за волшебное чувство театра».
Специальным призом Министерства культуры республики был награжден спектакль «Фрекен Жюли» Прокопьевского драматического театра. Режиссер Дмитрий Акриш тут придумал интересный ход, показав Жана, Кристину и фрекен Жюли в старости. Возрастные герои сидят за красиво накрытым столом и молча наблюдают за своими молодыми двойниками. И за их оценками (состраданием, стыдом, болью, язвительными взглядами) следить не менее интересно, чем за развитием сюжета. И очевидно, что бесконечное, уже в который раз, проживание этой драмы становится для них настоящей пыткой. Так что старшая фрекен Жюли в конце концов решается на то, что не смогла сделать младшая – собирает со стола все таблетки и уходит за сцену.
Приз в номинации «Лучшая мужская роль» был присуждён Андрею Ковзелю за роль Сократа в спектакле «Платон» Новокузнецкого драматического театра. В его основе – пьеса Алексея Житковского о древнегреческом философе, которого жители полиса приговаривают к смертной казни за чрезмерную свободу мысли. Режиссер Максим Соколов тоже поступает смело: первый акт его спектакля длится всего минуту – ровно столько нужно для исполнения пьесы Беккета «Дыхание», состоящей из одного вдоха и выдоха. Второй акт, уже по пьесе Житковского, тоже похож на перформанс: актеры стоят в ряд под огромными свисающими сверху камнями (художник – Анастасия Юдина), а их ботинки прикованы к сцене, так что они могут лишь качаться, как «мыслящий тростник». И лишь одни Сократ, босоногий и свободный от предубеждений, не прикован к земле, а спокойно сидит сверху на своем камне.
Приз за лучшую женскую роль получила молодая актриса Софья Белова из Серовского театра драмы, сыгравшая Соню в «Дяде Ване». В постановке Анатолия Праудина чеховские герои больше похожи на жителей каких-нибудь подмосковных Вербилок – неопрятные, немолодые, в резиновых шлепках, лабающие по старой памяти Pink Floyd в гараже. Да и сама усадьба завалена досками и картошкой, лежащей даже на давно умолкнувшем фортепиано (художник Владимир Кравцов). И в мире тотальной безнадежности, где все похоронили себя заживо, лишь эта некрасивая девочка Соня, как «луч света в темном царстве», еще способна что-то чувствовать и верить.
Премия «Надежда» на Фестивале театров малых городов обычно вручается как раз молодой актрисе или актеру, но на этот раз она досталась целому театру – «Доминанте» из Губахи, за спектакль Дмитрия Огородникова «Тихий свет» по пьесе Романа Козырчикова. Ученик Николая Коляды продолжает традиции уральской школы, показывая один ничем не примечательный вечер в захолустной деревне. Люди пьют чай (или водку), мучают друг друга упреками и обидами, а в это время рядом разворачивается трагедия – местная шпана топит в реке дурачка Миколку. Пьеса мастерски сочетает бытовой юмор, живой язык, элементы саспенса и мистики. А артисты играют героев с таким полным присвоением, что кажется – на сцене не актеры, а люди, выхваченные прямо из гущи народной жизни.
Совсем другой, высокотехнологичный и европейский по стилю спектакль представил Новоуральский театр музыки, драмы и комедии – он получил премию Ассоциации театральных критиков «за музыкальное и визуальное решение и высокую постановочную культуру». Режиссер Петр Незлученко поставил «Старика и море» Хемингуэя как иммерсивное погружение или «саундраму». Зрители тут словно попадают на морское дно – слышат пение сирен и видят мерцание света на глади волн. А историю битвы человека со стихией в инсценировке Светланы Баженовой рассказывает та самая побежденная рыба. Мы видим только фрагменты её/его лица на live-экранах. Но оказывается, что Старик и Рыба – это по сути одно (их играет один актер, Евгений Недокушев). И получается, что борьбу гордый человек вел с самим собой, так что его пиррова победа закономерно обернулась поражением.
Башкирский театр в конкурсе представлял спектакль «Гульнара» из Стерлитамака. Постановка молодого режиссера Ильсура Казакбаева переосмысляет повесть башкирского драматурга Флорида Булякова о детстве и своей первой учительнице. Классический советский нарратив о том, как молодая комсомолка несет свет знаний в глухие косные аулы, оборачивается масштабной сагой о становлении советской власти через кровь, террор и насилие. Причем, этот маховик ненависти запускает сама Гульнара – прекрасная светлая героиня в белом платье (Гульемеш Ибрагимова) – когда собирается устроить клуб в мечети. В итоге она поплатится за это и личным счастьем, и жизнью ребенка, и потерей рассудка, но кажется, так и не поймет, в чем была не права. Причем, эту вполне традиционную историю режиссер рассказывает, используя приемы современного театра – условность сценического мира, визуальные метафоры, пластические эпизоды.
Ну а гостевым спектаклем смотра на этот раз стали «Мертвые души» новосибирского «Красного факела». Андрей Прикотенко в своей первой постановке в качестве худрука театра занял почти всю труппу. И она получилась действительно ансамблевой, словно поэму Гоголя нам прочитали или пропели артисты в строгих концертных костюмах. Тут нет привычных нам ярких, гротескных характеров помещиков, нет гоголевского сочного юмора, а смех возникает в совершенно других, неожиданных местах. Но все же в спектакле преобладает минорная интонация, однозвучная, словно колокольчик на «птице-тройке», теряющийся в бескрайнем космосе пустой сцены. Русская классика, как и русская душа, оказывается тут непознаваемой terra incognita.