Руководитель московской Школы актерского мастерства, режиссер и педагог Олег Жирицкий рассказал «Театралу» о своей миссии, о том, чему учат в этой школе и кто может стать ее учеником.
– Олег, расскажите о вашей Актерской мастерской.
– Мы работаем с 2002 года, так что, можно сказать, что мы – одна из первых негосударственных школ актерского мастерства в Москве.
Обучение мы начинаем с трёхмесячного базового курса, который как бы на стыке между подготовительными курсами и первым семестром театрального института. В программе четыре классических предмета: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение и психофизический тренинг. В финале курса происходит показ учебных работ и выход на публику. Я считаю, что программа подходит для любого человека, который хочет что-то изменить в себе.
Мы с ребятами, по сути, проходим за эти три месяца первый семестр театрального института: показываем животных, занимаемся речью, этюдами. И актёрский тренинг, как вспомогательный предмет: раскрепощение, командная работа, умение, в принципе, работать над театральными задачами. После этого трехмесячного курса все, кто его успешно преодолел, идут на дальнейшие этапы.
Например, на годовой продвинутый курс. Собственно, он как первый год театрального института, где мы двигаемся по программе, в основе которой – система Станиславского: изучаем сценическую задачу, сверхзадачу, исходное событие.
И параллельно ребята начинают делать уже более сложные, объемные работы. Если на первом этапе они пытаются хотя бы минуту или две удержать зрительское внимание, то на следующих этапах это время должно понемногу увеличиваться. Сначала до пяти минут, потом – до десяти. Чтобы обучающиеся могли почувствовать свой потенциал.
– При вашей Школе существует и свой театр. Как происходит взаимодействия между учебным и постановочным процессами?
– Да, можно сказать, что у нас Школа-театр. В любом театральном ВУЗе есть учебный театр, и мы решили сделать свой. Сейчас в репертуаре семь спектаклей. У актеров нашего театра совершенно разный творческий опыт. Кто-то из них учится в нашей Школе два года, кто-то пять лет, кто-то уже закончил профессиональный вуз, а кто-то еще не закончил или только поступает.
У нас профессиональные педагоги. Мы занимаемся театром профессионально. Кстати, зрители очень часто удивляются, что у нас такой высокий уровень спектаклей для студенческого учебного театра.
– А кто может стать учеником вашей школы и актером учебного театра?
– Основная наша идея в том, что актерское мастерство доступно каждому. Я вообще считаю, что этот предмет должен преподаваться в общеобразовательной школе.
На первом этапе мы берём всех, кто умеет работать в команде, слушать и уважать других людей и «убирать» себя на второй план, кто понимает, что пришел не развлекаться, а все-таки учиться.
Почти всем сейчас нужно раскрепощение, все хотят социализироваться и уметь взаимодействовать с аудиторией, и друг с другом. Может, вы, например, учитель в школе, или музыкант? Журналист? Или просто вам необходимо выступать на публике?
К нам часто приходят люди, которым это нужно, в первую очередь, в их профессии. И только потом они начинают больше погружаться в профессию актера, и многим становится интересно уже именно театральное направление, хочется играть на сцене более сложные роли. Может, закрыть какие-то детские и юношеские гештальты.
– Есть какие-то возрастные рамки?
– Мы принимаем только с 18 лет. С подростками мы не работаем, потому что для детей и подростков нужны совсем другие программы. А верхний возрастной предел зависит от подвижности – и психической, и физической.
После базового у нас идет второй этап. Туда идут люди, которым интересно попробовать поглубже изучить эту историю: поработать, в том числе, на публику, поиграть какие-то отрывки, сцены, поработать с индивидуальными монологами. Одним словом – побольше сценического времени, побольше реплик, побольше ответственности. Ведь надо повышать планку!
А вот после этого второго этапа заниматься дальше имеет смысл только тем, кто хочет выступать на сцене.
– На сцене вашего театра?
– Для начала – на нашей, потому что у нас же школа – учебный театр. А потом, если они захотят, то могут поступать в театральный вуз или начать свой творческий проект. В принципе, у нас даже после базового курса какое-то количество людей поступает в театральные и в другие творческие вузы.
Но вообще, сценой может быть и кабинет математики в школе, а учитель – и режиссер урока и актер в одном лице.
– Все занятия происходят очно или онлайн?
– Да, все это – живьем. У нас есть онлайн-курс, но он, скорее, вспомогательный, для тех, кто у нас уже учится. Там есть теория, есть упражнения для индивидуального изучения. Но, вообще, актерскую профессию изучать онлайн – невозможно. Это история не информационная, а поведенческая. Все надо пробовать на практике. Поэтому актерским мастерством нельзя заниматься дома перед зеркалом, это публичная профессия.
– Как часто проходят занятия в Школе и сколько они длятся по времени?
– На базовый курс обычно люди могут выделять два раза в неделю по три часа. Это некий максимум для дополнительного образования в сегодняшнем ритме жизни. Потому что у всех семья, работа. Поэтому два раза в неделю в течении трех месяцев – это первый этап, и в нем получается примерно 25 занятий.
Он выходит достаточно интенсивным, потому что есть и домашние задания, и обсуждения в закрытой онлайн группе.
– А режиссурой в театре вы сами занимаетесь?
– У нас несколько педагогов и несколько режиссеров, которые делают постановки. Мы можем иногда кого-то со стороны пригласить, но в основном кто преподает, тот и ставит. Кстати, параллельно сейчас мы еще и режиссерский курс набрали. Там ребята учатся базовым основам режиссуры. У нас вообще достаточно много направлений. Сейчас кроме вот этих базовых и продвинутых курсов, где мы изучаем четыре основных предмета, параллельно еще идет работа в лаборатории физтеатра, это такой пластический театр.
– Кроме системы Станиславского, изучаете ли вы другие театральные методы?
– Система работы любого режиссера или педагога складывается всегда из нескольких ингредиентов. Из тех, которые для него конкретно работают, и в которых он находит эффективность. Поэтому мы используем все, что на сегодняшний момент известно в театральных практиках. От Станиславского и Чехова, до Гротовского и Васильева, и каких-то современных, может быть даже постдраматических подходов к театру.
Когда речь идет про спектакли, там точно совершенно разные методологии и технологии могут использоваться. А вот базовый курс мы все равно начинаем с базовых вещей: это классическая техника речи и система Станиславского, тоже классическая. Нет смысла первые три месяца запутывать людей какими-то «высшими сферами». Все равно все системы – это «надстройки над Станиславским».
Но главная наша задача – это создать творческое сообщество, в котором безопасно и легко учиться. И здесь не так важно, какая система будет взята за основу.
Реклама. ИП Жирицкий О.В. ИНН 772200466646. erid:2VtzqvyarqZ
– Олег, расскажите о вашей Актерской мастерской.
– Мы работаем с 2002 года, так что, можно сказать, что мы – одна из первых негосударственных школ актерского мастерства в Москве.
Обучение мы начинаем с трёхмесячного базового курса, который как бы на стыке между подготовительными курсами и первым семестром театрального института. В программе четыре классических предмета: актерское мастерство, сценическая речь, сценическое движение и психофизический тренинг. В финале курса происходит показ учебных работ и выход на публику. Я считаю, что программа подходит для любого человека, который хочет что-то изменить в себе.
Мы с ребятами, по сути, проходим за эти три месяца первый семестр театрального института: показываем животных, занимаемся речью, этюдами. И актёрский тренинг, как вспомогательный предмет: раскрепощение, командная работа, умение, в принципе, работать над театральными задачами. После этого трехмесячного курса все, кто его успешно преодолел, идут на дальнейшие этапы.
Например, на годовой продвинутый курс. Собственно, он как первый год театрального института, где мы двигаемся по программе, в основе которой – система Станиславского: изучаем сценическую задачу, сверхзадачу, исходное событие.
И параллельно ребята начинают делать уже более сложные, объемные работы. Если на первом этапе они пытаются хотя бы минуту или две удержать зрительское внимание, то на следующих этапах это время должно понемногу увеличиваться. Сначала до пяти минут, потом – до десяти. Чтобы обучающиеся могли почувствовать свой потенциал.

– Да, можно сказать, что у нас Школа-театр. В любом театральном ВУЗе есть учебный театр, и мы решили сделать свой. Сейчас в репертуаре семь спектаклей. У актеров нашего театра совершенно разный творческий опыт. Кто-то из них учится в нашей Школе два года, кто-то пять лет, кто-то уже закончил профессиональный вуз, а кто-то еще не закончил или только поступает.
У нас профессиональные педагоги. Мы занимаемся театром профессионально. Кстати, зрители очень часто удивляются, что у нас такой высокий уровень спектаклей для студенческого учебного театра.
– А кто может стать учеником вашей школы и актером учебного театра?
– Основная наша идея в том, что актерское мастерство доступно каждому. Я вообще считаю, что этот предмет должен преподаваться в общеобразовательной школе.
На первом этапе мы берём всех, кто умеет работать в команде, слушать и уважать других людей и «убирать» себя на второй план, кто понимает, что пришел не развлекаться, а все-таки учиться.
Почти всем сейчас нужно раскрепощение, все хотят социализироваться и уметь взаимодействовать с аудиторией, и друг с другом. Может, вы, например, учитель в школе, или музыкант? Журналист? Или просто вам необходимо выступать на публике?
К нам часто приходят люди, которым это нужно, в первую очередь, в их профессии. И только потом они начинают больше погружаться в профессию актера, и многим становится интересно уже именно театральное направление, хочется играть на сцене более сложные роли. Может, закрыть какие-то детские и юношеские гештальты.
– Есть какие-то возрастные рамки?
– Мы принимаем только с 18 лет. С подростками мы не работаем, потому что для детей и подростков нужны совсем другие программы. А верхний возрастной предел зависит от подвижности – и психической, и физической.
После базового у нас идет второй этап. Туда идут люди, которым интересно попробовать поглубже изучить эту историю: поработать, в том числе, на публику, поиграть какие-то отрывки, сцены, поработать с индивидуальными монологами. Одним словом – побольше сценического времени, побольше реплик, побольше ответственности. Ведь надо повышать планку!
А вот после этого второго этапа заниматься дальше имеет смысл только тем, кто хочет выступать на сцене.
– На сцене вашего театра?
– Для начала – на нашей, потому что у нас же школа – учебный театр. А потом, если они захотят, то могут поступать в театральный вуз или начать свой творческий проект. В принципе, у нас даже после базового курса какое-то количество людей поступает в театральные и в другие творческие вузы.
Но вообще, сценой может быть и кабинет математики в школе, а учитель – и режиссер урока и актер в одном лице.
– Все занятия происходят очно или онлайн?
– Да, все это – живьем. У нас есть онлайн-курс, но он, скорее, вспомогательный, для тех, кто у нас уже учится. Там есть теория, есть упражнения для индивидуального изучения. Но, вообще, актерскую профессию изучать онлайн – невозможно. Это история не информационная, а поведенческая. Все надо пробовать на практике. Поэтому актерским мастерством нельзя заниматься дома перед зеркалом, это публичная профессия.
– Как часто проходят занятия в Школе и сколько они длятся по времени?
– На базовый курс обычно люди могут выделять два раза в неделю по три часа. Это некий максимум для дополнительного образования в сегодняшнем ритме жизни. Потому что у всех семья, работа. Поэтому два раза в неделю в течении трех месяцев – это первый этап, и в нем получается примерно 25 занятий.
Он выходит достаточно интенсивным, потому что есть и домашние задания, и обсуждения в закрытой онлайн группе.
– А режиссурой в театре вы сами занимаетесь?
– У нас несколько педагогов и несколько режиссеров, которые делают постановки. Мы можем иногда кого-то со стороны пригласить, но в основном кто преподает, тот и ставит. Кстати, параллельно сейчас мы еще и режиссерский курс набрали. Там ребята учатся базовым основам режиссуры. У нас вообще достаточно много направлений. Сейчас кроме вот этих базовых и продвинутых курсов, где мы изучаем четыре основных предмета, параллельно еще идет работа в лаборатории физтеатра, это такой пластический театр.

– Система работы любого режиссера или педагога складывается всегда из нескольких ингредиентов. Из тех, которые для него конкретно работают, и в которых он находит эффективность. Поэтому мы используем все, что на сегодняшний момент известно в театральных практиках. От Станиславского и Чехова, до Гротовского и Васильева, и каких-то современных, может быть даже постдраматических подходов к театру.
Когда речь идет про спектакли, там точно совершенно разные методологии и технологии могут использоваться. А вот базовый курс мы все равно начинаем с базовых вещей: это классическая техника речи и система Станиславского, тоже классическая. Нет смысла первые три месяца запутывать людей какими-то «высшими сферами». Все равно все системы – это «надстройки над Станиславским».
Но главная наша задача – это создать творческое сообщество, в котором безопасно и легко учиться. И здесь не так важно, какая система будет взята за основу.
Реклама. ИП Жирицкий О.В. ИНН 772200466646. erid:2VtzqvyarqZ