В Театре Вахтангова состоялось открытие нового мультимедийного выставочного пространства «Гений места». Экспозиция, состоящая из двух смежных камерных залов, расположена на четвертом этаже исторического здания. Она создана не в хронологическом порядке, однако вмещает в себя все детали истории Вахтанговского театра. Автор идеи – Кирилл Крок, режиссёр – Ася Князева, сценарист – Денис Сутыка.
В первом зале гостям открывается история Вахтанговского театра глазами 13-ти режиссёров. Слушая голоса рассказчиков (Мария Аронова, Сергей Маковецкий, Игорь Карташёв, Артур Иванов), посетители двигаются по дороге ключевых моментов из жизни театра и наблюдают за созданием легендарных постановок. В центре зала возвышается экран, на котором чередуются кадры из «прошлых столетий», а вокруг – вереница портретов, и каждый изображённый на них режиссёр хочет высказаться сквозь года. По замечанию создателей, «режиссёры сами диктовали своё место на стене». Так, Борис Захава смотрит на своего учителя Евгения Вахтангова, а Римас Туминас на Всеволода Мейерхольда. Как говорят авторы, при создании выставки они руководствовались велением сердца.
Перемещаясь по залу, гости могут прочитать подлинные документы, бережно сохранившиеся в архиве театра. Среди них – письма Мейерхольда – Вахтангову, репетиционные записи Николая Акимова, Петра Фоменко, Юрия Любимова, программки, эскизы декораций, детали костюмов и реквизита, фотографии и многое другое. Некоторые театральные артефакты хранятся не только в стеклянных стендах, но и в подвижных ящиках стола: рукописи, заявления о зачислении в штат, благодарности, телеграммы и прочее.
В следующем зале зритель знакомится с историей здания театра Вахтангова. Каждый сеанс выставки могут посетить 13 человек, и это неспроста. 13 – Вахтанговское число, поэтому все детали в этом пространстве сделаны совершенно уникальным образом и рассчитаны для маленьких групп. Подиум, на котором расположен большой круглый диван, крутится вместе с гостями, пока на больших экранах разворачивается настоящее документальное кино. Рассказчики – Анна Дубровская и Юрий Поляк – погружают зрителя в период от Великой Отечественной войны до наших дней. 24 июля 1941 года – страшная дата в истории театра. При нападении фашистской Германии фугасная бомба попала в здание и разрушила его, от взрывной волны погибли дежурные артисты и сотрудники театра. Память о них Вахтанговцы хранят особенно бережно. В рамках экспозиции в зале особое внимание уделено реставрационным работам, которые велись во время войны. С большой гордостью и любовью рассказчики говорят о премьере спектакля «Крепость на Волге» в постановке Рубена Симонова в ноябре 1949 года.
Одни из интересных деталей выставки – оживающие экспонаты театра. Статуя, Шапка Мономаха из спектакля «Великий Государь», осколок бомбы, жалобная книга, доспехи, веер Мансуровой для спектакля «Много шума из ничего», дирижёрская палочка графа Шереметева становятся не просто вещами, а зеркалом истории. Они ведут между собой диалог, погружают зрителя в свою судьбу и иногда перебивая друг друга, словно они и правда живые. Доспехи из спектакля «Гамлета» говорят стихами!
«Мы всего-то молчаливые помощники режиссёров, артистов и самое страшное в нашем деле – провожать их. Они уходят, а мы нет. Мы храним воспоминания, тепло их рук, талант. Помним, кем были, как жили, от чего страдали. Храните же и вы нашу тайну. Не выдавайте!» – завещает подлинная статуя, пережившая вместе с театром все взлёты и падения.
Работа над выставкой продолжалась в течение 104 сезона (2024/25), проект полностью создан на средства Театра Вахтангова и Дома Вахтангова.
«Почему так долго создавалась экспозиция? Любое, даже самое маленькое изменение влечет за собой пересчёт всего. В то лето сюда зашли строители, мы начали работать с воздухом, завели провода. Изначально хотели открывать выставку ко дню театра, потом поняли, что всё же надо к концу сезона, но и к нему не были готовы», – поделился директор театра Кирилл Крок.
Один из консультантов проекта, Антон Прохоров: «Сложность в том, что пока мы занимались всеми изменениями, находились ещё экспонаты, которые мы включали, из-за них увеличивался хронометраж. Например, головной убор Аллы Александровны Казанской. Он не упоминается, но в июне, когда уже экспозиция была готова, прогоны прошли, он буквально выпал на нашего художника Максима Обрезкова. Почти сказал, что тоже хочет в выставку. Такие эпизоды, конечно, замедляли процесс. А дальше – смотрите сами!»
«Мы вас ждём!» – обращается к будущим гостям выставочного пространства Кирилл Крок. Премьера мультимедийной выставки «Гений места» для зрителей состоится 25 сентября.
В первом зале гостям открывается история Вахтанговского театра глазами 13-ти режиссёров. Слушая голоса рассказчиков (Мария Аронова, Сергей Маковецкий, Игорь Карташёв, Артур Иванов), посетители двигаются по дороге ключевых моментов из жизни театра и наблюдают за созданием легендарных постановок. В центре зала возвышается экран, на котором чередуются кадры из «прошлых столетий», а вокруг – вереница портретов, и каждый изображённый на них режиссёр хочет высказаться сквозь года. По замечанию создателей, «режиссёры сами диктовали своё место на стене». Так, Борис Захава смотрит на своего учителя Евгения Вахтангова, а Римас Туминас на Всеволода Мейерхольда. Как говорят авторы, при создании выставки они руководствовались велением сердца.
Перемещаясь по залу, гости могут прочитать подлинные документы, бережно сохранившиеся в архиве театра. Среди них – письма Мейерхольда – Вахтангову, репетиционные записи Николая Акимова, Петра Фоменко, Юрия Любимова, программки, эскизы декораций, детали костюмов и реквизита, фотографии и многое другое. Некоторые театральные артефакты хранятся не только в стеклянных стендах, но и в подвижных ящиках стола: рукописи, заявления о зачислении в штат, благодарности, телеграммы и прочее.
В следующем зале зритель знакомится с историей здания театра Вахтангова. Каждый сеанс выставки могут посетить 13 человек, и это неспроста. 13 – Вахтанговское число, поэтому все детали в этом пространстве сделаны совершенно уникальным образом и рассчитаны для маленьких групп. Подиум, на котором расположен большой круглый диван, крутится вместе с гостями, пока на больших экранах разворачивается настоящее документальное кино. Рассказчики – Анна Дубровская и Юрий Поляк – погружают зрителя в период от Великой Отечественной войны до наших дней. 24 июля 1941 года – страшная дата в истории театра. При нападении фашистской Германии фугасная бомба попала в здание и разрушила его, от взрывной волны погибли дежурные артисты и сотрудники театра. Память о них Вахтанговцы хранят особенно бережно. В рамках экспозиции в зале особое внимание уделено реставрационным работам, которые велись во время войны. С большой гордостью и любовью рассказчики говорят о премьере спектакля «Крепость на Волге» в постановке Рубена Симонова в ноябре 1949 года.
Одни из интересных деталей выставки – оживающие экспонаты театра. Статуя, Шапка Мономаха из спектакля «Великий Государь», осколок бомбы, жалобная книга, доспехи, веер Мансуровой для спектакля «Много шума из ничего», дирижёрская палочка графа Шереметева становятся не просто вещами, а зеркалом истории. Они ведут между собой диалог, погружают зрителя в свою судьбу и иногда перебивая друг друга, словно они и правда живые. Доспехи из спектакля «Гамлета» говорят стихами!
«Мы всего-то молчаливые помощники режиссёров, артистов и самое страшное в нашем деле – провожать их. Они уходят, а мы нет. Мы храним воспоминания, тепло их рук, талант. Помним, кем были, как жили, от чего страдали. Храните же и вы нашу тайну. Не выдавайте!» – завещает подлинная статуя, пережившая вместе с театром все взлёты и падения.
Работа над выставкой продолжалась в течение 104 сезона (2024/25), проект полностью создан на средства Театра Вахтангова и Дома Вахтангова.
«Почему так долго создавалась экспозиция? Любое, даже самое маленькое изменение влечет за собой пересчёт всего. В то лето сюда зашли строители, мы начали работать с воздухом, завели провода. Изначально хотели открывать выставку ко дню театра, потом поняли, что всё же надо к концу сезона, но и к нему не были готовы», – поделился директор театра Кирилл Крок.
Один из консультантов проекта, Антон Прохоров: «Сложность в том, что пока мы занимались всеми изменениями, находились ещё экспонаты, которые мы включали, из-за них увеличивался хронометраж. Например, головной убор Аллы Александровны Казанской. Он не упоминается, но в июне, когда уже экспозиция была готова, прогоны прошли, он буквально выпал на нашего художника Максима Обрезкова. Почти сказал, что тоже хочет в выставку. Такие эпизоды, конечно, замедляли процесс. А дальше – смотрите сами!»
«Мы вас ждём!» – обращается к будущим гостям выставочного пространства Кирилл Крок. Премьера мультимедийной выставки «Гений места» для зрителей состоится 25 сентября.




