Артисты Театра Табакова Яна Сексте и Алексей Усольцев дебютировали в роли режиссеров. На Другой сцене «Современника» они представили премьеру «Ковчег» по мотивам «Дневника Анны Франк». В ролях – артисты «Современника», студенты Театральной школы Табакова и сам Алексей Усольцев.
Спектакль поставили по оригинальной пьесе Олега Антонова – драматурга, завлита «Табакерки» и «Современника». Основой пьесы стало произведение Фрэнсис Гудрич и Альберта Хакетта «Дневник Анны Франк», а также сами дневниковые записи 13-летней еврейской девочки. Рукописные строки даже стали частью сценографии спектакля.
«За 25 месяцев на чердаке Анна прожила свою маленькую жизнь. От этого невероятная мудрость в ее словах и парадоксальные выводы, которые взрослому кажутся неочевидными. Ты никогда не задумывался об этом, а ребенок думал. Конечно, атмосфера вокруг способствовала тому, чтобы человек созревал с более высокой скоростью, чем люди расслабленные, которым ничто не угрожает», – считает Олег Антонов.
Из-за гонений на евреев Анна Франк вынуждена переехать с семьей из Германии в Нидерланды, но и в Амстердаме они не могут жить спокойно. Власть в стране захватывают немцы, и антисемитизм начинает перерастать в настоящую охоту на евреев. Что они сделали нацистам? Этим вопросом задаются на тесном чердаке, который стал тайным убежищем, две еврейские семьи – Отто и Эдит Франки с дочерьми Марго и Анной, Герман и Августа Ван Дааны с сыном Питером, а также примкнувший к ним позже дантист Ян Дюссель. Связь с внешним миром все держат через господина Кралера (Максим Сачков), который может и продукты достать, когда цены неумолимо летят вверх, и поддельные документы организовать.
Две прежде не знакомые семьи пытаются приспособиться к жизни друг с другом на 42 квадратных метрах. А жить надо по новым для всех, строгим, правилам: в течение дня по полу в обуви не ходить, говорить шепотом, водопроводом и туалетом не пользоваться, в окна не смотреть. Иначе сотрудники конторы, что находится внизу, могут рассекретить тайное убежище.
Атмосфера взаимных претензий в тесном пространстве чердака сгущается с каждым днем. Упреки, обиды, недомолвки, ревность, рассказанные секреты и несбывшиеся надежды в обеих семьях выплескиваются в мелкие ссоры, большие скандалы и слезные истерики. Доходит даже до рукоприкладства. Запертые, не имеющие возможности «сменить картинку», видящие друг друга изо дня в день, из часа в час, опутанные страхом и пребывающие в постоянном напряжении – не только потому что могут разоблачить, но и потому что жить по новым правилам становится сложнее. Когда все вернется на круги своя (и вернется ли?) – непонятно. Оттого герои то и дело срываются на крик, делая совместную жизнь еще более невыносимой. «Нам и нацистов не надо. Мы сами себя уничтожим», – приходит к выводу Отто Франк (Александр Хованский).
На 42 «квадрата» здесь аж трое подростков. Но если Марго (Нелли Хапёрская) и Питер (Никита Табунщик) почти не доставляют проблем взрослым, то Анна (Мария Шумилова) не оставляет равнодушной никого. Особенно из-за этого переживает мама девочки – Эдит Франк (Елена Плаксина). Живая и протестующая, как все подростки, Анна не лезет за словом в карман, хотя и не «допекает» взрослых назло. У нее все выходит само собой – естественно и непринужденно. Даже соседу по комнате – брюзжащему дантисту Яну Дюсселю – приходится несладко: Анна то беспокойно возится, то кричит во сне. Оттого Дюссель так радуется подаренным ему берушам – место для улыбок, танцев под музыку из старенького патефона и теплых семейных праздников несмотря на ужас, происходящий за стенами чердака, все же находится.
Еще на этом ковчеге есть место чистой и искренней любви. 13-летняя Анна Франк влюбилась в Питера Ван Даана и поначалу не признается в этом даже себе. Но чувства берут верх, и вскоре подростки строят планы на совместное будущее. Дом на берегу моря, закат в окнах и ужины за овальным столом вместе с четырьмя детьми...
«Нам прежде всего хотелось рассказать историю любви: любви, которой находится место даже в самых чудовищных обстоятельствах. И это показывает история Анны Франк: юная девушка однажды влюбляется и любит до конца своей жизни. И конечно, мы хотели воссоздать жизнь на этом чердаке – ковчеге, который, кажется, уже движется к земле. Это история об обретении чувств», – говорит худрук «Современника» Владимир Машков.
Пока же в Амстердаме дела для евреев обстоят все хуже и хуже. Теперь гестапо врывается в их дома, «пакует» всех невзирая на прежние заслуги, плотно набивает в вагоны для скота и везет в «лагеря смерти», которые больше не прячет за названием «трудовой лагерь». Обо всех этих ужасах обитателям чердачного ковчега рассказывает новоприбывший Ян Дюссель (Аркадий Киселев / Алексей Усольцев). Сам он – не чистокровный еврей, и лечиться к нему ходят немецкие военные, но это никак не улучшает его положение. Поэтому Дюссель тоже вынужден скрываться.
Говоря об актуальности спектакля, режиссер Яна Сексте подчеркивает: «Это не ушло в историю. Мир вокруг нас по-прежнему жесток, несправедлив и страшен». А актриса Мария Шумилова добавляет: «Мы стараемся играть не про то, как люди жили тогда, а как наши герои жили бы сейчас. Если бы они в наши дни прятались на этом пыльном чердаке».
Рассмотреть жизнь двух семей в «Современнике» предлагают с разных ракурсов, поэтому зрительские места располагают буквой «П» – с трех сторон сцены. Отгораживают артистов от зрителей только вертикальные столбики света, падающие с потолка до пола. «Ты себя чувствуешь в таком замкнутом пространстве, как в клетке. И красивый свет по периметру сцены только усиливает ощущения. Эта клетка со всех сторон на тебя давит», – рассказывает актриса Ольга Родина (Августа Ван Даан).
Командует жизнью на чердаке отец Анны – Отто Франк. В прошлом он военный, прошедший Первую мировую, поэтому вопросы безопасности всех обитателей ковчега лежат на нем, ему же принадлежит идея укрыться на чердаке. По словам актера Александра Хованского, подобные роли – большая редкость для артистов. «Это одновременно и боль, и огромное счастье. Счастье в том, что в таких ролях нет потолка, – говорит артист. – С каждым спектаклем можно расти над собой. А боль – когда ты осознаешь, что играешь реальных людей, которые жили на этом чердаке и прошли через ад. Даже сидя спиной, я чувствую, когда на экран выводят портреты героев и рассказывают кто и где погиб. Я сижу и плачу в этот момент, потому что очень больно».
Предполагается, что жизни обитателей чердака загубил донос рабочего, который услышал их снизу. Выжить удалось только одному из восьми человек. И он приложил все усилия, чтобы дневник Анны Франк стал одним из многочисленных свидетельств нацистских преступлений.
Следующие показы «Ковчега» запланированы на 26 апреля, 2, 11 и 16 мая.


























Спектакль поставили по оригинальной пьесе Олега Антонова – драматурга, завлита «Табакерки» и «Современника». Основой пьесы стало произведение Фрэнсис Гудрич и Альберта Хакетта «Дневник Анны Франк», а также сами дневниковые записи 13-летней еврейской девочки. Рукописные строки даже стали частью сценографии спектакля.
«За 25 месяцев на чердаке Анна прожила свою маленькую жизнь. От этого невероятная мудрость в ее словах и парадоксальные выводы, которые взрослому кажутся неочевидными. Ты никогда не задумывался об этом, а ребенок думал. Конечно, атмосфера вокруг способствовала тому, чтобы человек созревал с более высокой скоростью, чем люди расслабленные, которым ничто не угрожает», – считает Олег Антонов.
Из-за гонений на евреев Анна Франк вынуждена переехать с семьей из Германии в Нидерланды, но и в Амстердаме они не могут жить спокойно. Власть в стране захватывают немцы, и антисемитизм начинает перерастать в настоящую охоту на евреев. Что они сделали нацистам? Этим вопросом задаются на тесном чердаке, который стал тайным убежищем, две еврейские семьи – Отто и Эдит Франки с дочерьми Марго и Анной, Герман и Августа Ван Дааны с сыном Питером, а также примкнувший к ним позже дантист Ян Дюссель. Связь с внешним миром все держат через господина Кралера (Максим Сачков), который может и продукты достать, когда цены неумолимо летят вверх, и поддельные документы организовать.
Две прежде не знакомые семьи пытаются приспособиться к жизни друг с другом на 42 квадратных метрах. А жить надо по новым для всех, строгим, правилам: в течение дня по полу в обуви не ходить, говорить шепотом, водопроводом и туалетом не пользоваться, в окна не смотреть. Иначе сотрудники конторы, что находится внизу, могут рассекретить тайное убежище.
Атмосфера взаимных претензий в тесном пространстве чердака сгущается с каждым днем. Упреки, обиды, недомолвки, ревность, рассказанные секреты и несбывшиеся надежды в обеих семьях выплескиваются в мелкие ссоры, большие скандалы и слезные истерики. Доходит даже до рукоприкладства. Запертые, не имеющие возможности «сменить картинку», видящие друг друга изо дня в день, из часа в час, опутанные страхом и пребывающие в постоянном напряжении – не только потому что могут разоблачить, но и потому что жить по новым правилам становится сложнее. Когда все вернется на круги своя (и вернется ли?) – непонятно. Оттого герои то и дело срываются на крик, делая совместную жизнь еще более невыносимой. «Нам и нацистов не надо. Мы сами себя уничтожим», – приходит к выводу Отто Франк (Александр Хованский).

Еще на этом ковчеге есть место чистой и искренней любви. 13-летняя Анна Франк влюбилась в Питера Ван Даана и поначалу не признается в этом даже себе. Но чувства берут верх, и вскоре подростки строят планы на совместное будущее. Дом на берегу моря, закат в окнах и ужины за овальным столом вместе с четырьмя детьми...
«Нам прежде всего хотелось рассказать историю любви: любви, которой находится место даже в самых чудовищных обстоятельствах. И это показывает история Анны Франк: юная девушка однажды влюбляется и любит до конца своей жизни. И конечно, мы хотели воссоздать жизнь на этом чердаке – ковчеге, который, кажется, уже движется к земле. Это история об обретении чувств», – говорит худрук «Современника» Владимир Машков.
Пока же в Амстердаме дела для евреев обстоят все хуже и хуже. Теперь гестапо врывается в их дома, «пакует» всех невзирая на прежние заслуги, плотно набивает в вагоны для скота и везет в «лагеря смерти», которые больше не прячет за названием «трудовой лагерь». Обо всех этих ужасах обитателям чердачного ковчега рассказывает новоприбывший Ян Дюссель (Аркадий Киселев / Алексей Усольцев). Сам он – не чистокровный еврей, и лечиться к нему ходят немецкие военные, но это никак не улучшает его положение. Поэтому Дюссель тоже вынужден скрываться.
Говоря об актуальности спектакля, режиссер Яна Сексте подчеркивает: «Это не ушло в историю. Мир вокруг нас по-прежнему жесток, несправедлив и страшен». А актриса Мария Шумилова добавляет: «Мы стараемся играть не про то, как люди жили тогда, а как наши герои жили бы сейчас. Если бы они в наши дни прятались на этом пыльном чердаке».
Рассмотреть жизнь двух семей в «Современнике» предлагают с разных ракурсов, поэтому зрительские места располагают буквой «П» – с трех сторон сцены. Отгораживают артистов от зрителей только вертикальные столбики света, падающие с потолка до пола. «Ты себя чувствуешь в таком замкнутом пространстве, как в клетке. И красивый свет по периметру сцены только усиливает ощущения. Эта клетка со всех сторон на тебя давит», – рассказывает актриса Ольга Родина (Августа Ван Даан).
Командует жизнью на чердаке отец Анны – Отто Франк. В прошлом он военный, прошедший Первую мировую, поэтому вопросы безопасности всех обитателей ковчега лежат на нем, ему же принадлежит идея укрыться на чердаке. По словам актера Александра Хованского, подобные роли – большая редкость для артистов. «Это одновременно и боль, и огромное счастье. Счастье в том, что в таких ролях нет потолка, – говорит артист. – С каждым спектаклем можно расти над собой. А боль – когда ты осознаешь, что играешь реальных людей, которые жили на этом чердаке и прошли через ад. Даже сидя спиной, я чувствую, когда на экран выводят портреты героев и рассказывают кто и где погиб. Я сижу и плачу в этот момент, потому что очень больно».
Предполагается, что жизни обитателей чердака загубил донос рабочего, который услышал их снизу. Выжить удалось только одному из восьми человек. И он приложил все усилия, чтобы дневник Анны Франк стал одним из многочисленных свидетельств нацистских преступлений.
Следующие показы «Ковчега» запланированы на 26 апреля, 2, 11 и 16 мая.


























