Израильский ТЮЗ Шауля Тиктинера в этом году в шорт-листе «Звезды Театрала» как «Лучший русский театр за рубежом». До недавнего времени он не имел своего здания, а сегодня, после пожара, когда огонь уничтожил часть костюмов и декораций, ТЮЗ нуждается в помощи. Его основатель и художественный руководитель Шауль Тиктинер рассказал «Театралу» о том, как восстанавливается театр и как его поддерживают преданные зрители.
– В самом конце прошлого сезона, когда все готовились к новым премьерам, случилась беда. Расскажите, почему произошел пожар?
– Что сказать, это, конечно, очень сильный удар для нашей работы. Все шло по плану. Зрители ждали наших спектаклей. В общем, много сил, времени и денег потрачено было, чтобы создать все эти постановки. Дело в том, что пожар произошел на нашей базе, где мы репетируем, делаем новые спектакли. Там находились какие-то небольшие складские помещения, наш офис с компьютерами, студия звукозаписи и маленький зал, где мы показываем спектакли малого формата. Это съемное помещение. В тот день декорации спектакля «Маленький принц» уже готовы были для прогона, то есть на последней стадии перед показом нашему зрителю. И параллельно для спектакля «Три поросенка» наши бутафоры занимались реставрацией декораций и костюмов, обновлениями и так далее. Спектакль «Три поросенка» сгорел. Декорации для спектакля «Маленький принц» не сгорели, но у нас там очень много тканей, и они пропитались этим едким запахом гари. Да и все помещение пришло в негодность.
– Что послужило причиной?
– Кондиционер закоротил. И никого не было в этот момент в этом помещении. Начался пожар в той комнате, где много тканей, костюмов. Все самое горючее! Практически все пришло в негодность…
Вы знаете, я работаю для детишек почти 50 лет. И у меня есть правило: ребёнка нельзя расстраивать… Он не поймет, что что -то случилось и спектакль отменили. Заболел актер? Или что-то случилось с машиной? Или еще что-то? Неважно! Ребенок настроен! Ему обещали сказку! И он ждет этого дня. У нас за 33 года существования театра сформировалось не одно поколение зрителей. Сейчас уже 34-й сезон. И наши зрители точно знают, что Израильский ТЮЗ никогда не подводит. Никогда!
– Как сейчас удается восстанавливать декорации и костюмы?
– Мы продолжаем играть наши спектакли несмотря ни на что. Спектакль «Три поросенка», который сгорел, мы решили восстановить. Мы обязаны были это сделать! И сделали все по новой. Художник Олег Фирер, который создавал этот спектакль 17 лет назад своими руками, сейчас опять должен его воссоздать. Он не очень хорошо себя чувствует, но он сказал: «Я умру, но сделаю!». И он сделал! Актеры вышли в свой выходной постирать все ткани для спектакля «Маленький принц» вручную, чтобы запаха гари не было. Чтобы зритель через неделю на премьере не почувствовал этого запаха. У нас в штате нет ни одного актера, это все фриланс. Но есть актеры, которые 23 года работают, 20 лет работают, 18 лет! Это уже коллектив. И благодаря им «Маленький принц» вышел вовремя, и «Три поросенка» вышел вовремя. Ну, и дальше мы нашли помещение, где сейчас репетируем. Знаете, Израиль в этом смысле уникальная страна. Если что-то случается, какая-то беда, как у нас, например, люди друг другу помогают, поддерживают.
И как факт. Рядом с нашим складским помещением есть подходящее помещение для репетиций. Случайное совпадение. Я встретился с его хозяином и спросил, можно ли порепетировать в его помещении? Он понял, что у нас случилось, и без вопросов разрешил. Он сказал, ребятки, делайте, как вам надо! И даже денег с нас не взял. Это же помощь совершенно со стороны. Мы даже не были знакомы. Но когда такая ситуация, о чем речь? И вот мы там, почти как дома, делаем спектакли на Новый год. Какие-то декорации обновляются. Какие-то делаются к новому новогоднему представлению «Ёлки-шоу 6». Каждый год мы выпускаем такой новогодний сериал: новая пьеса, новые герои, новые эффекты, новые декорации. Все новое, новое, новое! До этого были «Ёлки-шоу 1, 2, 3 4, 5». Параллельно к Шоу на Новый год мы играем классику. В прошлые годы были у нас «Снежная королева», «12 месяцев», «Щелкунчик». А в этом году будет «Новогодний бал Золушки» по пьесе Шварца. И, конечно же, параллельно «Елки-шоу 6».
Повторюсь, для меня очень важно, чтобы дети даже в самое тяжелое время не лишались возможности прийти в то место, где они получат удовольствие. Например, сейчас прошел «Буратино». Потрясающе принимали дети этот яркий спектакль, да и взрослые тоже! Зрители были в восторге. Вы знаете, что переживает сейчас наш Израиль. И перед каждым спектаклем я так и говорил, просил, чтобы они отключили телефоны, чтобы они на эти полтора часа отключились от того, что происходит вокруг нас. Они так и делали. Спектакль заряжал взрослых и детей хорошим настроением, оптимизмом! Разве это не задача театра?!
– Получает ли театр помощь от государства или старается справиться пожертвованиями зрителей?
– После пожара я на своей страничке в соцсети рассказал о том, что случилось. Сразу хлынул поток телефонных звонков с поддержкой, поток денежных переводов от зрителей. Я был в шоке! 500 шекелей, 200 шекелей... Одна женщина, зрительница, собиралась 5000 перевести. Мы уговорили ее не делать этого! Потому что всему есть мера. Но столько людей нам помогло! Даже не столько с точки зрения денег, а сколько с точки зрения участия.
От государства мы не получаем ничего. Но люди, простые зрители нас поддерживают! 33 года мы стараемся делать спектакли на хорошем уровне. За это время не одно поколение зрителей просмотрело наши спектакли. Дети стали родителями и теперь приводят в театр своих детей. Мы ответственно относимся к бренду Израильский ТЮЗ Шауля Тиктинера. За эти годы мы с успехом показывали наши спектакли на фестивалях в разных странах, довезли наши спектакли даже до Китая… И зрители всегда приходят, они покупают билеты заранее за несколько месяцев, потому что знают, что мы не отменим наши показы. Мы – свои, и они нас поддерживают. За что я всегда выражаю благодарность перед каждым показом! Все наши успехи только благодаря нашим зрителям. У нас взаимная любовь! Вот такая наша жизнь.
– Какие были планы на сезон? Есть ли сейчас возможность все это воплотить, найти новую площадку?
– Надеюсь, что к декабрю у нас восстановится наше помещение. Хотя пока оно на ремонте. Но я знаю, что никто не может сдвинуть меня с того пути, по которому я иду. Если я наметил что-то, я это сделаю. Чего бы это ни стоило. И поэтому: раз мы наметили уже давно какие-то премьеры, то они состоятся. Сейчас будет, например, «Кот в сапогах». Подбираем декорации, решаем, ищем помещение, где будем репетировать. Если не будет готово наше, найдем еще что-то. У нас в этом смысле, как говорится, если есть желание и убежденность в том, что это нужно, то и вопрос решится.
– В этом году ваш ТЮЗ номинировался на премию «Звезда Театрала». Что это значит для вас?
– Я человек старой закалки, и, когда мои коллеги были молодыми, мы говорили друг другу так: «Не стыдно друзьям показать спектакль!». Номинация – это приятно. Заслужил награду – хорошо, не заслужил – ничего, в следующий раз получишь! Это не самое важное для меня. Как актер, как режиссер, я чувствую зрителя, который сидит в зале: и взрослых, и детей. Чувствую их настроение. Идет, например, спектакль... «Снежная королева»! Спектакль очень большой! Два акта по 45 минут. Все глазенки детей устремлены на сцену. И в тот момент, когда Маленькая разбойница отпускает Герду, дети аплодируют. В тот момент, когда Кай и Герда возвращаются к бабушке домой, опять аплодируют. Дети включены в весь процесс спектакля, они сопереживают героям. Это для меня показатель. Это самое дорогое для меня, честное слово. Я счастлив, когда вижу это!
– И ведь именно благодаря вашим зрителям вы вошли в шорт-лист премии! Это они за вас проголосовали.
– Я говорю о том, что эта формула зрительской любви в принципе очень важна. Считаю, что режиссеру не самовыражаться надо, а сделать так, чтобы его любили зрители... Нет, я не приемлю позицию «Чево изволитес-с?» Самая важная задача режиссера и театрального коллектива – это работать для зрителя. Может быть, я уже старый, поэтому моя мысль звучит немного архаично, но для меня театр в этом и заключается. Мы работаем для зрителя. Для меня это формула. И если они нам отвечают взаимностью, то я счастлив.
Сейчас появляется много новых лиц в зале, приезжают люди из России, из других стран. Мы их раньше не видели на спектаклях. Это говорит о том, что наш зрительский контингент пополняется и обновляется. Они, побывав на «Буратино», на «Трёх поросятах», проявляют свое желание быть с нами дальше. Это мы видим по тому, как они покупают билеты на Новый год.
– Какие же у вас планы на этот сезон?
– После Нового года у нас состоится премьера – мы вернем в репертуар спектакль для взрослых «Марк Шагал. Последний полет». Пока я еще могу играть Шагала. Спектакль сделан по пьесе Зиновия Сагалова «Полеты с ангелом», и он идет уже 8 лет. Мы были с этим спектаклем на гастролях и на фестивалях в разных странах. И везде он шел с большим успехом. Однажды зрительница на фестивале в Иркутске подошла ко мне после показа и сказала: «Вы знаете, я смотрела ваш спектакль и поняла, что Шагал – это мой мужчина!». Я ответил, в шутку, что непременно передам Шагалу! Удивительная для меня зрительская реакция. И это прекрасно, что она есть.
Дело в том, что мне уже 78 лет. И мне становится сложнее играть. Физически сложнее. Но все равно, пока я могу, я буду играть. Этот спектакль, «Марк Шагал. Последний полет», мягко говоря, почти обо мне. Зная биографию Шагала, это легко понять. Его родители были против того, чтобы он становился художником. Папа ему бросил несколько монет через окно и сказал: «Делай, что хочешь!». И у меня была та же самая история. Моя покойная мама никак не понимала, почему я хочу быть актером или режиссером. Ведь до театрального института, по ее просьбе, я окончил техникум, окончил институт, инженером проработал девять лет на производстве. Но мне помогла моя страсть к театру, я стал режиссером. И так же, как Шагал, я уехал из Советского Союза, это произошло в 1990 году. То есть какие-то параллели наших жизней я и играл на сцене. В общем-то, это исповедь художника Шагала или исповедь художника Тиктинера. Я проживал жизнь Шагала как свою жизнь. И в следующем сезоне надеюсь это повторить.
Также планирую восстановить спектакль «Мечты сумасшедшего». Он сделан по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Пьесу для спектакля я написал сам. Единственное, чего мне не хватает, – молодого актера на главную роль. Если найду нового исполнителя, восстановлю спектакль обязательно! Дай бог успеть. Хочу поднять спектакли из репертуара нашего театра: «Белоснежка и семь гномов», мюзикл «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты» и другие. Так что планов очень много. Но я уверен, что все получится, тем более с такой зрительской поддержкой. Главное, чтобы был мир, чтобы была возможность работать и думать только об этом. Тогда все будет в порядке
– В самом конце прошлого сезона, когда все готовились к новым премьерам, случилась беда. Расскажите, почему произошел пожар?
– Что сказать, это, конечно, очень сильный удар для нашей работы. Все шло по плану. Зрители ждали наших спектаклей. В общем, много сил, времени и денег потрачено было, чтобы создать все эти постановки. Дело в том, что пожар произошел на нашей базе, где мы репетируем, делаем новые спектакли. Там находились какие-то небольшие складские помещения, наш офис с компьютерами, студия звукозаписи и маленький зал, где мы показываем спектакли малого формата. Это съемное помещение. В тот день декорации спектакля «Маленький принц» уже готовы были для прогона, то есть на последней стадии перед показом нашему зрителю. И параллельно для спектакля «Три поросенка» наши бутафоры занимались реставрацией декораций и костюмов, обновлениями и так далее. Спектакль «Три поросенка» сгорел. Декорации для спектакля «Маленький принц» не сгорели, но у нас там очень много тканей, и они пропитались этим едким запахом гари. Да и все помещение пришло в негодность.
– Что послужило причиной?
– Кондиционер закоротил. И никого не было в этот момент в этом помещении. Начался пожар в той комнате, где много тканей, костюмов. Все самое горючее! Практически все пришло в негодность…
Вы знаете, я работаю для детишек почти 50 лет. И у меня есть правило: ребёнка нельзя расстраивать… Он не поймет, что что -то случилось и спектакль отменили. Заболел актер? Или что-то случилось с машиной? Или еще что-то? Неважно! Ребенок настроен! Ему обещали сказку! И он ждет этого дня. У нас за 33 года существования театра сформировалось не одно поколение зрителей. Сейчас уже 34-й сезон. И наши зрители точно знают, что Израильский ТЮЗ никогда не подводит. Никогда!
– Как сейчас удается восстанавливать декорации и костюмы?
– Мы продолжаем играть наши спектакли несмотря ни на что. Спектакль «Три поросенка», который сгорел, мы решили восстановить. Мы обязаны были это сделать! И сделали все по новой. Художник Олег Фирер, который создавал этот спектакль 17 лет назад своими руками, сейчас опять должен его воссоздать. Он не очень хорошо себя чувствует, но он сказал: «Я умру, но сделаю!». И он сделал! Актеры вышли в свой выходной постирать все ткани для спектакля «Маленький принц» вручную, чтобы запаха гари не было. Чтобы зритель через неделю на премьере не почувствовал этого запаха. У нас в штате нет ни одного актера, это все фриланс. Но есть актеры, которые 23 года работают, 20 лет работают, 18 лет! Это уже коллектив. И благодаря им «Маленький принц» вышел вовремя, и «Три поросенка» вышел вовремя. Ну, и дальше мы нашли помещение, где сейчас репетируем. Знаете, Израиль в этом смысле уникальная страна. Если что-то случается, какая-то беда, как у нас, например, люди друг другу помогают, поддерживают.
И как факт. Рядом с нашим складским помещением есть подходящее помещение для репетиций. Случайное совпадение. Я встретился с его хозяином и спросил, можно ли порепетировать в его помещении? Он понял, что у нас случилось, и без вопросов разрешил. Он сказал, ребятки, делайте, как вам надо! И даже денег с нас не взял. Это же помощь совершенно со стороны. Мы даже не были знакомы. Но когда такая ситуация, о чем речь? И вот мы там, почти как дома, делаем спектакли на Новый год. Какие-то декорации обновляются. Какие-то делаются к новому новогоднему представлению «Ёлки-шоу 6». Каждый год мы выпускаем такой новогодний сериал: новая пьеса, новые герои, новые эффекты, новые декорации. Все новое, новое, новое! До этого были «Ёлки-шоу 1, 2, 3 4, 5». Параллельно к Шоу на Новый год мы играем классику. В прошлые годы были у нас «Снежная королева», «12 месяцев», «Щелкунчик». А в этом году будет «Новогодний бал Золушки» по пьесе Шварца. И, конечно же, параллельно «Елки-шоу 6».
Повторюсь, для меня очень важно, чтобы дети даже в самое тяжелое время не лишались возможности прийти в то место, где они получат удовольствие. Например, сейчас прошел «Буратино». Потрясающе принимали дети этот яркий спектакль, да и взрослые тоже! Зрители были в восторге. Вы знаете, что переживает сейчас наш Израиль. И перед каждым спектаклем я так и говорил, просил, чтобы они отключили телефоны, чтобы они на эти полтора часа отключились от того, что происходит вокруг нас. Они так и делали. Спектакль заряжал взрослых и детей хорошим настроением, оптимизмом! Разве это не задача театра?!
– Получает ли театр помощь от государства или старается справиться пожертвованиями зрителей?
– После пожара я на своей страничке в соцсети рассказал о том, что случилось. Сразу хлынул поток телефонных звонков с поддержкой, поток денежных переводов от зрителей. Я был в шоке! 500 шекелей, 200 шекелей... Одна женщина, зрительница, собиралась 5000 перевести. Мы уговорили ее не делать этого! Потому что всему есть мера. Но столько людей нам помогло! Даже не столько с точки зрения денег, а сколько с точки зрения участия.
От государства мы не получаем ничего. Но люди, простые зрители нас поддерживают! 33 года мы стараемся делать спектакли на хорошем уровне. За это время не одно поколение зрителей просмотрело наши спектакли. Дети стали родителями и теперь приводят в театр своих детей. Мы ответственно относимся к бренду Израильский ТЮЗ Шауля Тиктинера. За эти годы мы с успехом показывали наши спектакли на фестивалях в разных странах, довезли наши спектакли даже до Китая… И зрители всегда приходят, они покупают билеты заранее за несколько месяцев, потому что знают, что мы не отменим наши показы. Мы – свои, и они нас поддерживают. За что я всегда выражаю благодарность перед каждым показом! Все наши успехи только благодаря нашим зрителям. У нас взаимная любовь! Вот такая наша жизнь.
– Какие были планы на сезон? Есть ли сейчас возможность все это воплотить, найти новую площадку?
– Надеюсь, что к декабрю у нас восстановится наше помещение. Хотя пока оно на ремонте. Но я знаю, что никто не может сдвинуть меня с того пути, по которому я иду. Если я наметил что-то, я это сделаю. Чего бы это ни стоило. И поэтому: раз мы наметили уже давно какие-то премьеры, то они состоятся. Сейчас будет, например, «Кот в сапогах». Подбираем декорации, решаем, ищем помещение, где будем репетировать. Если не будет готово наше, найдем еще что-то. У нас в этом смысле, как говорится, если есть желание и убежденность в том, что это нужно, то и вопрос решится.
– В этом году ваш ТЮЗ номинировался на премию «Звезда Театрала». Что это значит для вас?
– Я человек старой закалки, и, когда мои коллеги были молодыми, мы говорили друг другу так: «Не стыдно друзьям показать спектакль!». Номинация – это приятно. Заслужил награду – хорошо, не заслужил – ничего, в следующий раз получишь! Это не самое важное для меня. Как актер, как режиссер, я чувствую зрителя, который сидит в зале: и взрослых, и детей. Чувствую их настроение. Идет, например, спектакль... «Снежная королева»! Спектакль очень большой! Два акта по 45 минут. Все глазенки детей устремлены на сцену. И в тот момент, когда Маленькая разбойница отпускает Герду, дети аплодируют. В тот момент, когда Кай и Герда возвращаются к бабушке домой, опять аплодируют. Дети включены в весь процесс спектакля, они сопереживают героям. Это для меня показатель. Это самое дорогое для меня, честное слово. Я счастлив, когда вижу это!
– И ведь именно благодаря вашим зрителям вы вошли в шорт-лист премии! Это они за вас проголосовали.
– Я говорю о том, что эта формула зрительской любви в принципе очень важна. Считаю, что режиссеру не самовыражаться надо, а сделать так, чтобы его любили зрители... Нет, я не приемлю позицию «Чево изволитес-с?» Самая важная задача режиссера и театрального коллектива – это работать для зрителя. Может быть, я уже старый, поэтому моя мысль звучит немного архаично, но для меня театр в этом и заключается. Мы работаем для зрителя. Для меня это формула. И если они нам отвечают взаимностью, то я счастлив.
Сейчас появляется много новых лиц в зале, приезжают люди из России, из других стран. Мы их раньше не видели на спектаклях. Это говорит о том, что наш зрительский контингент пополняется и обновляется. Они, побывав на «Буратино», на «Трёх поросятах», проявляют свое желание быть с нами дальше. Это мы видим по тому, как они покупают билеты на Новый год.
– Какие же у вас планы на этот сезон?
– После Нового года у нас состоится премьера – мы вернем в репертуар спектакль для взрослых «Марк Шагал. Последний полет». Пока я еще могу играть Шагала. Спектакль сделан по пьесе Зиновия Сагалова «Полеты с ангелом», и он идет уже 8 лет. Мы были с этим спектаклем на гастролях и на фестивалях в разных странах. И везде он шел с большим успехом. Однажды зрительница на фестивале в Иркутске подошла ко мне после показа и сказала: «Вы знаете, я смотрела ваш спектакль и поняла, что Шагал – это мой мужчина!». Я ответил, в шутку, что непременно передам Шагалу! Удивительная для меня зрительская реакция. И это прекрасно, что она есть.
Дело в том, что мне уже 78 лет. И мне становится сложнее играть. Физически сложнее. Но все равно, пока я могу, я буду играть. Этот спектакль, «Марк Шагал. Последний полет», мягко говоря, почти обо мне. Зная биографию Шагала, это легко понять. Его родители были против того, чтобы он становился художником. Папа ему бросил несколько монет через окно и сказал: «Делай, что хочешь!». И у меня была та же самая история. Моя покойная мама никак не понимала, почему я хочу быть актером или режиссером. Ведь до театрального института, по ее просьбе, я окончил техникум, окончил институт, инженером проработал девять лет на производстве. Но мне помогла моя страсть к театру, я стал режиссером. И так же, как Шагал, я уехал из Советского Союза, это произошло в 1990 году. То есть какие-то параллели наших жизней я и играл на сцене. В общем-то, это исповедь художника Шагала или исповедь художника Тиктинера. Я проживал жизнь Шагала как свою жизнь. И в следующем сезоне надеюсь это повторить.
Также планирую восстановить спектакль «Мечты сумасшедшего». Он сделан по гоголевским «Запискам сумасшедшего». Пьесу для спектакля я написал сам. Единственное, чего мне не хватает, – молодого актера на главную роль. Если найду нового исполнителя, восстановлю спектакль обязательно! Дай бог успеть. Хочу поднять спектакли из репертуара нашего театра: «Белоснежка и семь гномов», мюзикл «Волк и семеро козлят», «Бременские музыканты» и другие. Так что планов очень много. Но я уверен, что все получится, тем более с такой зрительской поддержкой. Главное, чтобы был мир, чтобы была возможность работать и думать только об этом. Тогда все будет в порядке