В Мраморном дворце открылась выставка «Поп-механика Сергея Курёхина». Проект стал финальной точкой большого годового фестиваля, приуроченного к 70-летию со дня рождения авангардного композитора.
До 27 января третий этаж Мраморного дворца станет иным миром. «Даже не верится, что находишься в Русском музее», – доносится голос одного из посетителей. И это правда. Парадная лестница, ведущая на второй этаж, статуи, созданные Федотом Шубиным, узорчатые плафоны сменяются фанерными стенами, а под финальные стуки молотка, шум дрели, реплики рабочих прямо во время вернисажа раздаётся музыка самого Сергея Курёхина.
На самом деле, выбор места для экспозиции не случаен. По воспоминаниям Анастасии Курёхиной, музыкант часто устраивал здесь перформансы: «Однажды в Мраморном дворце был ужин, на котором присутствовал Сергей. Он стал играть на рояле, и все тогда присутствовавшие до сих пор вспоминают, как это было изумительно».
«Он очень любил нас – отдел новейших течений, потому что он был человек проекта, человек новейших течений, чем бы он не занимался», – добавляет заведующий отделом Александр Боровский.
Выставочный проект – не хронологически выстроенная линия жизни Сергея Курёхина. Композицию проекта можно назвать путешествием по мышлению авангардного композитора. Она следует собственной логике Капитана и полностью посвящена его музыкальной деятельности и феномену «Поп-механики». Микс экспозиции состоит из афиш, записей с концертов, где на одной сцене находились балерины и музыканты в кожаных масках, военные машины и органы. Можно увидеть и обложки альбомов к таким фильмам, как «Замок» Алексея Балабанова и «Господин оформитель» Олега Тепцова, гидрокостюм с трубкой для перформативных выступлений и чучело Анубиса, а также работы единомышленников Курёхина, например, Сергея Чернова и Евгения Юфита.
В отдельном зале расположены и личные вещи композитора. Под стеклом можно рассмотреть органайзер, открытый на странице со списком участников концерта «Поп-механики» в Лондоне в Royal Festival Hall, автограф Энди Уорхола на этикетке знаменитого томатного супа «Campbell's», настроечный ключ Сергея Курёхина.
«Творчество давало ему жизнь. Конечно, в первую очередь, он считал себя музыкантом, композитором. Каждый концерт «Поп-Механики» был неожиданностью. Но за этим стояла совершенно точно построенная музыкальная композиция. Слушая фонограмму концерта, понимаешь, что это полноценное законченное музыкальное произведение», – рассказывает Анастасия Курёхина, художественный руководитель проекта и директор Центра современного искусства им. Сергея Курёхина.
«Идея выставки основывалась на освещении важных композиций Сергея Курёхина. Мы хотели показать Сергея именно как композитора. Под каждую его композицию мы подбирали экспонаты. Их расположение диктовалось музейной архитектурой и анфиладой», – рассказывает архитектор выставки Наташа Кузьмина.
Основной конструктив экспозиции – DIY колонки, созданные из фанерных щитов со вкрученными в них динамиками. Они встроены в каждую стену экспозиции. Кроме того, в первом зале в стену встроено 20 маленьких экранов, на которых транслируются концертные записи «Поп-механики». Благодаря выбору таких выставочных конструкций, музыка Сергея Курёхина сопровождает зрителя в каждом зале (их всего семь).
Кстати, в следующем году планируется постановка балета на музыку Сергея Курёхина с использованием искусственного интеллекта – скорее всего, это будет «Господин оформитель». Музыка живёт, пока её играют.
До 27 января третий этаж Мраморного дворца станет иным миром. «Даже не верится, что находишься в Русском музее», – доносится голос одного из посетителей. И это правда. Парадная лестница, ведущая на второй этаж, статуи, созданные Федотом Шубиным, узорчатые плафоны сменяются фанерными стенами, а под финальные стуки молотка, шум дрели, реплики рабочих прямо во время вернисажа раздаётся музыка самого Сергея Курёхина.
На самом деле, выбор места для экспозиции не случаен. По воспоминаниям Анастасии Курёхиной, музыкант часто устраивал здесь перформансы: «Однажды в Мраморном дворце был ужин, на котором присутствовал Сергей. Он стал играть на рояле, и все тогда присутствовавшие до сих пор вспоминают, как это было изумительно».

Выставочный проект – не хронологически выстроенная линия жизни Сергея Курёхина. Композицию проекта можно назвать путешествием по мышлению авангардного композитора. Она следует собственной логике Капитана и полностью посвящена его музыкальной деятельности и феномену «Поп-механики». Микс экспозиции состоит из афиш, записей с концертов, где на одной сцене находились балерины и музыканты в кожаных масках, военные машины и органы. Можно увидеть и обложки альбомов к таким фильмам, как «Замок» Алексея Балабанова и «Господин оформитель» Олега Тепцова, гидрокостюм с трубкой для перформативных выступлений и чучело Анубиса, а также работы единомышленников Курёхина, например, Сергея Чернова и Евгения Юфита.
В отдельном зале расположены и личные вещи композитора. Под стеклом можно рассмотреть органайзер, открытый на странице со списком участников концерта «Поп-механики» в Лондоне в Royal Festival Hall, автограф Энди Уорхола на этикетке знаменитого томатного супа «Campbell's», настроечный ключ Сергея Курёхина.
«Творчество давало ему жизнь. Конечно, в первую очередь, он считал себя музыкантом, композитором. Каждый концерт «Поп-Механики» был неожиданностью. Но за этим стояла совершенно точно построенная музыкальная композиция. Слушая фонограмму концерта, понимаешь, что это полноценное законченное музыкальное произведение», – рассказывает Анастасия Курёхина, художественный руководитель проекта и директор Центра современного искусства им. Сергея Курёхина.
«Идея выставки основывалась на освещении важных композиций Сергея Курёхина. Мы хотели показать Сергея именно как композитора. Под каждую его композицию мы подбирали экспонаты. Их расположение диктовалось музейной архитектурой и анфиладой», – рассказывает архитектор выставки Наташа Кузьмина.

Кстати, в следующем году планируется постановка балета на музыку Сергея Курёхина с использованием искусственного интеллекта – скорее всего, это будет «Господин оформитель». Музыка живёт, пока её играют.