Внебюджетные ВУЗы зачастую преследует шлейф недоверия и сомнения, считается, что от частного ВУЗа нечего ждать фундаментального классического образования. Институт театрального искусства им. Кобзона за 12 лет становления преодолел многое. Он не только выжил и состоялся. В чем секрет такой успешности, «Театрал» решил выяснить у ректора ВУЗа – продюсера, режиссёра, педагога Дмитрия Томилина, которому сегодня исполняется 55 лет.
– Наступил новый театральный сезон, а для вас это и новый учебный сезон, что вы ожидаете в этом году от студентов, которые только поступили в ИТИ им. Кобзона?
– Жду чудес! Шутка. Мы регулярно усовершенствуем творческий процесс – открываем, новые направления, приглашаем новых преподавателей. В этом году у нас набирается замечательный курс театральных администраторов, менеджеров, директоров, и этим курсом будет руководить директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Борисович Варшавер. Кстати, Марк Борисович с этого учебного года стал Президентом нашего института.
Также у нас открывается курс музыкального продюсирования. Суть его состоит в том, что студентов станут учить, как создавать контент, который будет интересен. Сюда же войдет и обучение навыку позиционирования себя, как исполнителя, вокалиста, музыканта.
И, конечно, не могу не упомянуть, что впервые в этом году мы наконец-то набираем курс вокалистов. Мастером этого курса стал российский музыкант, гитарист, мультиинструменталист, композитор, продюсер и общественный деятель Андрей Константинович Батурин. Поэтому жду чудесных молодых ярких будущих артистов.
– Почему в специализированном театральном ВУЗе возникла идея набрать курс вокалистов?
– Еще в бытность Иосифа Давыдовича Кобзона, который обучал наших студентов вокальному искусству, было очевидно, что к нам приходит много вокально одаренных детей, но после ухода мэтра взять на себя ответственность набрать такой курс никто не решался, хотя существовала такая межкурсовая группа, которую мы между собой называли «Класс Кобзона». И вот в этом году с приходом Андрея Константиновича все изменилось – мы набираем курс вокалистов.
– А как Иосиф Давыдович набирал студентов на свой курс?
– Он прослушал всех студентов из разных мастерских ИТИ, которые хотели учиться именно у него, отобрал из них пять наиболее одаренных, после чего близкая подруга Иосифа Давыдовича, заведующая кафедрой вокала ИТИ, заслуженная артистка Светлана Яковлевна Непомнящая, уговорила его взять еще двоих. Так появилась межкурсовая группа из семи человек. И она просуществовала все четыре года, пока Иосиф Давыдович служил в нашем институте. После его смерти ещё год этот класс просуществовал благодаря Светлане Яковлевне. Но после выпуска 2018 года, увы, мы больше не набирали студентов на этот факультет.
Сегодня мы наконец вспомнили о корнях, из которых вырос наш институт – Школа мюзикла, которую я создал в 2002 году. Это было время появления в нашей стране первых мюзиклов – «Метро», Notre Dame de Paris, «Дракула», «Чикаго», Cats. Однако, актеры оказались тогда не готовы к этому новому направлению. При этом никто не отрицал нашу актерскую школу с глубокими традициями Константина Сергеевича Станиславского. Но актерам не хватало синтетизма, который необходим для мюзикла – навыка одновременно петь, говорить и танцевать, к сожалению, у них не было. Это привело к тому, что была создана «Первая школа мюзикла». Чего там только не было! В это время только-только появились школы модерн-джаз танца, открытые выходцами из ансамбля Игоря Моисеева и «Рит мов Планеты», и коллективы современного танца, возглавляемые их учениками – это школа Николая Огрызков, коллективы Александра Шишкина, Дениса Бородицкого, Александра Посвянского единственные в нашей стране, кто тогда танцевал джаз-модерн, некоторые из них и стали работать педагогами. Выбор специалистов в жанре современного танца, был ограничен и самые лучшие были у нас!
Существовало и пространство, где этому можно было учить, но не было основного – не было педагогов по вокалу – «мюзикловому пению». Поэтому сначала мы хотели объединиться с Владимиром Исидоровичем Тартаковским, директором Театра оперетты, на сцене которого и шли все эти мюзиклы, но чуть позже концептуально разошлись. Владимир Исидорович хотел, чтобы у него были англоговорящие педагоги, а мы хотели открыть Школу русского мюзикла. С этой идеей я пошёл к профессору факультета музыкального театра в ГИТИСе Розетте Яковлевне Немчинской. Она на тот момент была единственным профессором, кандидатом искусствоведения, которая писала научные работы, посвящённые мюзиклу и зонг-опере. К ней я и пришёл со своей идеей. Она сказала: «Идея смелая. Я согласна тебе помочь». Привела к нам педагогов вокала и сама стала вести актёрское искусство.
Сначала мы набирали подростков 15-16 лет, а чуть позже, осмелев, отправились в РАТИ-ГИТИС к ректору Марине Юльевне Хмельницкой, поделились идеей, показали экспериментальный план, по которому собираемся учить студентов, и она, посоветовавшись со своими педагогами, согласилась поддержать. И вот в 2003 году мы объявили первый набор на экспериментальный курс мюзикла. Пришло очень много людей. И все старейшие мастера факультета музыкального театра завидовали, что к нам на платный курс, который тогда стоил 5 тысяч долларов, выстроилась очередь абитуриентов. Мы набрали сорок восемь человек.
Выпуск состоялся в 2008 году. Был успешным. Многих наших выпускников вы видите по ТВ и в театральных постановках. Поэтому мы набрали снова в 2008 еще 44 студента и выпустили их в 2013-м не менее успешно. Наш курс, кстати, существует до сих пор там, но уже без нас
– Почему в ИТИ до сих пор не была факультета мюзикла?
– Обучение вокалистов стоит гораздо дороже, чем обучение драматических актеров. В бюджетных вузах оно компенсируется за счёт средств государства, у нас естественно такого нет, а повышать стоимость обучения мы не хотели. Государство за счёт массовости драматического образование снижает стоимость обучения на музыкальном факультете, то есть компенсирует это за счёт средств ребят, которые приходят на «внебюджет».
Как только и у нас появилась возможность, не повышая стоимость, открыть этот факультет, мы это сделали.
Факультет, который будет готовить актёров мюзикла, у нас будет по-прежнему называется «актёр драматического театра и кино», но с углублённым изучением вокала и хореографии. Это подготовка актёров мюзикла, но не музыкального театра. Оперных и опереточных актеров мы не готовим. Из ИТИ им. Кобзона выходят драматические актёры, которые умеют петь и танцевать. За счёт дотаций финансирования от института мы сможем обучить этому небольшую группу вокально и пластически одаренных более других студентов. К предметам, которые изучают драматические актеры, мы добавим часы по тем дисциплинам, которые, на наш взгляд, подходят «мюзикловым актерам» – они синтетические по Таирову, просто необходимы – хореография, пластическая подготовка и, самое главное, сольное пение, дыхание.
– Сколько лет надо учиться, чтобы стать актером мюзикла?
– Столько же, сколько и на остальных театральных специальностях. Просто у них эти факультативные часы будут отданы на дополнительные дисциплины, которых нет в учебном плане. А для тех, у которых отсутствует вокальная одарённость, мы запускаем курсы по сценической речи. То есть учебный план выполняется в полном объёме, и к нему ещё добавляются за счёт средств института дополнительные часы. И то же самое к драматическим группам. У них дополнительные часы добавляются по художественному слову, сценической речи, чтецким программам. Никто не будет обделен вниманием.
– У вас отсутствуют бюджетные места?
– Я надеюсь, что никогда в ИТИ не будет обучения за счет государства. Для людей, которые себе материально не могут себе позволить учиться у нас, в ИТИ существует Попечительский совет, но помощь студентам он оказывает лишь со второго курса.
И это моя принципиальная позиция. На первом курсе человек учится, старается, показывая свою целеустремлённость. А уже на втором курсе, если мы видим, что этот студент мечтает об этой профессии и прикладывает максимум усилий к обучению, но у него отсутствует финансовая возможность, тогда и помогает Попечительский совет.
Актёрская профессия, режиссёрская профессия и вообще все театральные творческие профессии не должны оплачиваться государством. Это моё твёрдое убеждение. Государство должно тратить деньги на то, что нужно для того, чтобы оно существовало – химики, физики, инженеры, а творчество – бесценно!
К моему глубокому сожалению, с одной стороны, любое государство может выжить без актёров и режиссёров. Поэтому, если человек хочет этим заниматься этой элитной, эксклюзивной профессией и у него есть соответствующая предрасположенность, он найдет средства и возможность учится.
– Я слышала, что летом 2024 года у вас был конкурс 16 человек на место. Это правда?
– Мы недавно снова пересчитали и оказалось, что у нас конкурс еще больше - 18 человек на место.
– На что в первую очередь ориентируются студентов при выборе мастера?
– На сегодняшний день «пальму первенства» держит у нас творческая мастерская народного артиста РФ Валерия Афанасьева, заведующего нашей кафедрой. У него очень удачные выпускные спектакли. В этом году были великолепные выпуски у народного артиста РФ Александра Пашутина и у Дмитрия Бозина. Василия Константиновича Мищенко очень хвалила государственная комиссия за выпускной спектакль «На дне».
Не могу не сказать об основном нашем достижении – курс Валентина Теплякова. После смерти Мастера их выпускал Владимир Демидов. Это был очень сложный курс, он принял их на втором году обучения и довёл до государственных экзаменов, практически никого не теряя. Это удивительно. Потому что, когда на курсе меняются мастера, студенты, как правило, разбегаются. Дмитрий Бозин тоже продолжил дело художественного руководителя своего театра, забрав себе студентов курса Романа Виктюка. После смерти Романа Григорьевича из двадцати пяти первокурсников осталось только девять. Мы объявляли дополнительный набор, ребята писали в соцсетях: «Спасите наш курс. Мы не хотим, чтобы нас расформировывали. Мы храним память о нашем мастере и о его методе обучения студентов». И студенты пришли, группа набралась. В результате мы выпустили девятнадцать замечательных актёров, специалистов.
В этом году Дмитрий Станиславович набрал новый курс совместно с актрисой, режиссером и педагогом Гульнарой Головинской.
– Какова цель набора людей на факультет Креативного продюсирования (администратирования) управления творческим коллективом?
– Мы выпускаем актеров, и нужны люди, которые будут их продвигать - нужны администраторы, продюсеры, директора. Деканом этого факультета стал генеральный директор ассоциации «Столичный Цех Деятелей Культуры», академик Лев Ильич Ланцман, его предмет называется «креативное продюсирование», а Президент ИТИ – директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Борисович Варшавер будет читать курс «театрального директорства».
– Чем отличается креативное продюсирование от обычного?
– Существуют стандартные способы продвижения продукта, а есть еще и нестандартные, когда придумывается нечто такое, что способно привлечь внимание людей, которых трудно чем-то сценически удивить. Это особенно сильно проявляется в столичном мегаполисе. Продюсер вынужден создать такой театральный продукт, который привлечет внимание и выдержит конкуренцию с другими публичными и досуговыми мероприятиями.
«Театрал» поздравляет ректора ИТИ им. Кобзона Дмитрия Валентиновича Томилина с 55-летием и желает творческого вдохновения и новых свершений!
– Наступил новый театральный сезон, а для вас это и новый учебный сезон, что вы ожидаете в этом году от студентов, которые только поступили в ИТИ им. Кобзона?
– Жду чудес! Шутка. Мы регулярно усовершенствуем творческий процесс – открываем, новые направления, приглашаем новых преподавателей. В этом году у нас набирается замечательный курс театральных администраторов, менеджеров, директоров, и этим курсом будет руководить директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Борисович Варшавер. Кстати, Марк Борисович с этого учебного года стал Президентом нашего института.
Также у нас открывается курс музыкального продюсирования. Суть его состоит в том, что студентов станут учить, как создавать контент, который будет интересен. Сюда же войдет и обучение навыку позиционирования себя, как исполнителя, вокалиста, музыканта.
И, конечно, не могу не упомянуть, что впервые в этом году мы наконец-то набираем курс вокалистов. Мастером этого курса стал российский музыкант, гитарист, мультиинструменталист, композитор, продюсер и общественный деятель Андрей Константинович Батурин. Поэтому жду чудесных молодых ярких будущих артистов.
– Почему в специализированном театральном ВУЗе возникла идея набрать курс вокалистов?
– Еще в бытность Иосифа Давыдовича Кобзона, который обучал наших студентов вокальному искусству, было очевидно, что к нам приходит много вокально одаренных детей, но после ухода мэтра взять на себя ответственность набрать такой курс никто не решался, хотя существовала такая межкурсовая группа, которую мы между собой называли «Класс Кобзона». И вот в этом году с приходом Андрея Константиновича все изменилось – мы набираем курс вокалистов.
– А как Иосиф Давыдович набирал студентов на свой курс?
– Он прослушал всех студентов из разных мастерских ИТИ, которые хотели учиться именно у него, отобрал из них пять наиболее одаренных, после чего близкая подруга Иосифа Давыдовича, заведующая кафедрой вокала ИТИ, заслуженная артистка Светлана Яковлевна Непомнящая, уговорила его взять еще двоих. Так появилась межкурсовая группа из семи человек. И она просуществовала все четыре года, пока Иосиф Давыдович служил в нашем институте. После его смерти ещё год этот класс просуществовал благодаря Светлане Яковлевне. Но после выпуска 2018 года, увы, мы больше не набирали студентов на этот факультет.
Сегодня мы наконец вспомнили о корнях, из которых вырос наш институт – Школа мюзикла, которую я создал в 2002 году. Это было время появления в нашей стране первых мюзиклов – «Метро», Notre Dame de Paris, «Дракула», «Чикаго», Cats. Однако, актеры оказались тогда не готовы к этому новому направлению. При этом никто не отрицал нашу актерскую школу с глубокими традициями Константина Сергеевича Станиславского. Но актерам не хватало синтетизма, который необходим для мюзикла – навыка одновременно петь, говорить и танцевать, к сожалению, у них не было. Это привело к тому, что была создана «Первая школа мюзикла». Чего там только не было! В это время только-только появились школы модерн-джаз танца, открытые выходцами из ансамбля Игоря Моисеева и «Рит мов Планеты», и коллективы современного танца, возглавляемые их учениками – это школа Николая Огрызков, коллективы Александра Шишкина, Дениса Бородицкого, Александра Посвянского единственные в нашей стране, кто тогда танцевал джаз-модерн, некоторые из них и стали работать педагогами. Выбор специалистов в жанре современного танца, был ограничен и самые лучшие были у нас!
Существовало и пространство, где этому можно было учить, но не было основного – не было педагогов по вокалу – «мюзикловому пению». Поэтому сначала мы хотели объединиться с Владимиром Исидоровичем Тартаковским, директором Театра оперетты, на сцене которого и шли все эти мюзиклы, но чуть позже концептуально разошлись. Владимир Исидорович хотел, чтобы у него были англоговорящие педагоги, а мы хотели открыть Школу русского мюзикла. С этой идеей я пошёл к профессору факультета музыкального театра в ГИТИСе Розетте Яковлевне Немчинской. Она на тот момент была единственным профессором, кандидатом искусствоведения, которая писала научные работы, посвящённые мюзиклу и зонг-опере. К ней я и пришёл со своей идеей. Она сказала: «Идея смелая. Я согласна тебе помочь». Привела к нам педагогов вокала и сама стала вести актёрское искусство.
Сначала мы набирали подростков 15-16 лет, а чуть позже, осмелев, отправились в РАТИ-ГИТИС к ректору Марине Юльевне Хмельницкой, поделились идеей, показали экспериментальный план, по которому собираемся учить студентов, и она, посоветовавшись со своими педагогами, согласилась поддержать. И вот в 2003 году мы объявили первый набор на экспериментальный курс мюзикла. Пришло очень много людей. И все старейшие мастера факультета музыкального театра завидовали, что к нам на платный курс, который тогда стоил 5 тысяч долларов, выстроилась очередь абитуриентов. Мы набрали сорок восемь человек.
Выпуск состоялся в 2008 году. Был успешным. Многих наших выпускников вы видите по ТВ и в театральных постановках. Поэтому мы набрали снова в 2008 еще 44 студента и выпустили их в 2013-м не менее успешно. Наш курс, кстати, существует до сих пор там, но уже без нас
– Почему в ИТИ до сих пор не была факультета мюзикла?
– Обучение вокалистов стоит гораздо дороже, чем обучение драматических актеров. В бюджетных вузах оно компенсируется за счёт средств государства, у нас естественно такого нет, а повышать стоимость обучения мы не хотели. Государство за счёт массовости драматического образование снижает стоимость обучения на музыкальном факультете, то есть компенсирует это за счёт средств ребят, которые приходят на «внебюджет».
Как только и у нас появилась возможность, не повышая стоимость, открыть этот факультет, мы это сделали.
Факультет, который будет готовить актёров мюзикла, у нас будет по-прежнему называется «актёр драматического театра и кино», но с углублённым изучением вокала и хореографии. Это подготовка актёров мюзикла, но не музыкального театра. Оперных и опереточных актеров мы не готовим. Из ИТИ им. Кобзона выходят драматические актёры, которые умеют петь и танцевать. За счёт дотаций финансирования от института мы сможем обучить этому небольшую группу вокально и пластически одаренных более других студентов. К предметам, которые изучают драматические актеры, мы добавим часы по тем дисциплинам, которые, на наш взгляд, подходят «мюзикловым актерам» – они синтетические по Таирову, просто необходимы – хореография, пластическая подготовка и, самое главное, сольное пение, дыхание.
– Сколько лет надо учиться, чтобы стать актером мюзикла?
– Столько же, сколько и на остальных театральных специальностях. Просто у них эти факультативные часы будут отданы на дополнительные дисциплины, которых нет в учебном плане. А для тех, у которых отсутствует вокальная одарённость, мы запускаем курсы по сценической речи. То есть учебный план выполняется в полном объёме, и к нему ещё добавляются за счёт средств института дополнительные часы. И то же самое к драматическим группам. У них дополнительные часы добавляются по художественному слову, сценической речи, чтецким программам. Никто не будет обделен вниманием.
– У вас отсутствуют бюджетные места?
– Я надеюсь, что никогда в ИТИ не будет обучения за счет государства. Для людей, которые себе материально не могут себе позволить учиться у нас, в ИТИ существует Попечительский совет, но помощь студентам он оказывает лишь со второго курса.
И это моя принципиальная позиция. На первом курсе человек учится, старается, показывая свою целеустремлённость. А уже на втором курсе, если мы видим, что этот студент мечтает об этой профессии и прикладывает максимум усилий к обучению, но у него отсутствует финансовая возможность, тогда и помогает Попечительский совет.
Актёрская профессия, режиссёрская профессия и вообще все театральные творческие профессии не должны оплачиваться государством. Это моё твёрдое убеждение. Государство должно тратить деньги на то, что нужно для того, чтобы оно существовало – химики, физики, инженеры, а творчество – бесценно!
К моему глубокому сожалению, с одной стороны, любое государство может выжить без актёров и режиссёров. Поэтому, если человек хочет этим заниматься этой элитной, эксклюзивной профессией и у него есть соответствующая предрасположенность, он найдет средства и возможность учится.
– Я слышала, что летом 2024 года у вас был конкурс 16 человек на место. Это правда?
– Мы недавно снова пересчитали и оказалось, что у нас конкурс еще больше - 18 человек на место.
– На что в первую очередь ориентируются студентов при выборе мастера?
– На сегодняшний день «пальму первенства» держит у нас творческая мастерская народного артиста РФ Валерия Афанасьева, заведующего нашей кафедрой. У него очень удачные выпускные спектакли. В этом году были великолепные выпуски у народного артиста РФ Александра Пашутина и у Дмитрия Бозина. Василия Константиновича Мищенко очень хвалила государственная комиссия за выпускной спектакль «На дне».
Не могу не сказать об основном нашем достижении – курс Валентина Теплякова. После смерти Мастера их выпускал Владимир Демидов. Это был очень сложный курс, он принял их на втором году обучения и довёл до государственных экзаменов, практически никого не теряя. Это удивительно. Потому что, когда на курсе меняются мастера, студенты, как правило, разбегаются. Дмитрий Бозин тоже продолжил дело художественного руководителя своего театра, забрав себе студентов курса Романа Виктюка. После смерти Романа Григорьевича из двадцати пяти первокурсников осталось только девять. Мы объявляли дополнительный набор, ребята писали в соцсетях: «Спасите наш курс. Мы не хотим, чтобы нас расформировывали. Мы храним память о нашем мастере и о его методе обучения студентов». И студенты пришли, группа набралась. В результате мы выпустили девятнадцать замечательных актёров, специалистов.
В этом году Дмитрий Станиславович набрал новый курс совместно с актрисой, режиссером и педагогом Гульнарой Головинской.
– Какова цель набора людей на факультет Креативного продюсирования (администратирования) управления творческим коллективом?
– Мы выпускаем актеров, и нужны люди, которые будут их продвигать - нужны администраторы, продюсеры, директора. Деканом этого факультета стал генеральный директор ассоциации «Столичный Цех Деятелей Культуры», академик Лев Ильич Ланцман, его предмет называется «креативное продюсирование», а Президент ИТИ – директор театра «Ленком Марка Захарова» Марк Борисович Варшавер будет читать курс «театрального директорства».
– Чем отличается креативное продюсирование от обычного?
– Существуют стандартные способы продвижения продукта, а есть еще и нестандартные, когда придумывается нечто такое, что способно привлечь внимание людей, которых трудно чем-то сценически удивить. Это особенно сильно проявляется в столичном мегаполисе. Продюсер вынужден создать такой театральный продукт, который привлечет внимание и выдержит конкуренцию с другими публичными и досуговыми мероприятиями.
«Театрал» поздравляет ректора ИТИ им. Кобзона Дмитрия Валентиновича Томилина с 55-летием и желает творческого вдохновения и новых свершений!