Белая лента, вишневый сад, розовые мечты, черная реальность

Что смотреть в кинотеатрах с 16 по 22 сентября

 
Главный фильм на этой неделе, безусловно, «Белая лента» Михаэля Ханеке. Каннский победитель, лауреат «Золотого Глобуса», дважды оскаровский номинант, безусловный шедевр. Фильм о том, как в человеке с детства прорастает зло и тяга к насилию. Это фильм 2009 года, который перевыпускает компания «Иное кино». Мы же обычно рассказываем про новые картины. На этой неделе в обширном репертуаре кинотеатров наш выбор падает на российское кино. 

ВИШНЕВЫЙ САД

Проект Theatre HD предлагает «Вишневый сад» – спектакль Владимира Мирзоева, поставленный в Театре Пушкина в 2015 году, но уже ушедший из репертуара, поэтому теперь посмотреть его можно только в кино.  В роли Раневской – Виктория Исакова, в роли Лопахина – Александр Петров. Сюжет всем давно и хорошо известен. Помещица Любовь Андреевна Раневская возвращается из Парижа – ее имение будет продано за долги. Управляющий Ермолай Лопахин предлагает вырубить вишневый сад, нарезать большое имение кусками и сдать в аренду под дачи, тем самым спасти его. Раневской это невыносимо, ведь этот сад – символ ее счастливого прошлого, и ей больно от того, что оно будет вырублено и нарезано кусками. Она избегает разговора с управляющим и ждет, что все образуется как-то само собой. Она устраивает светский прием, а параллельно начинаются торги, на которых Лопахин, так и не сумевший убедить Раневскую принять хоть какое-то решение, выкупает имение и начинает вырубать сад. Рациональный подход – это новый миропорядок. Он приходит на смену старым устоям – с их романтизмом, праздностью и старыми ценностями, которые мешают прогрессу.

В декабре 2023 в Театре Пушкина с «Вишневый сад» сыграли в последний раз. Он прожил на этой сцене 8 лет при полных аншлагах, но и эта эпоха ушла в прошлое. Ее можно оплакивать, но под стуки топора придется согласится с тем, что старой жизни больше не будет. Спектакль звучал очень современно. Но попрощались с ним вряд ли поэтому, скорее, стало невозможно сводить графики постоянно снимающихся в кино артистов, да и режиссер погрузился в непрерывное сериальное производство. Но «Вишневый сад» не вырубили совсем, а сохранили в виде фильма, поэтому если вы не видели его в театре, и даже если видели, теперь можно сделать это на большом экране в кино. Снят он изобретательно, постановка блистательная, ритм чувственно безупречный. Виктория Исакова – прекрасная Раневская, аристократичная, обаятельная, Петров – очень неожиданный, в самом лучшем смысле этого слова, Лопахин. Много замечательной музыки.  Чехов называл свою пьесу трагикомедией, Мирзоев – «пьесой катастроф». В ней и разрушение прошлой жизни каждого из героев, и крах мира в целом. Эта постановка жестче и безжалостнее оригинала, Мирзоев работает с чеховским текстом, но наполняет каждую реплику современными смыслами, интонациями и визуальными образами. Если бы школьники начинали знакомство с «Вишневым садом» с этой постановки, им не пришлось бы объяснять, почему Чехов – это круто.

110

Драма про школьный буллинг, его причины, механизмы и последствия. Режиссер и сценарист фильма – дебютант Илья Михеев, выпускник мастерской Константина Лопушанского в СПБГУКиТ.  В главных ролях – Елизавета Боярская (Виктория) и Полина Цыганова (Алиса).  По сюжету они мать и дочь. Мать – одна из самых известных адвокатов в городе. Дочь – студентка школы искусств. Однажды в школе происходит страшное – одна из учениц бросается из окна незадолго до окончания учебного года. Одноклассники знают причину, но скрывают ее. Алиса от переживаний теряет голос. Под подозрением – один из ее одноклассников, которого Виктория берется защищать. И однажды ей придется вызывать на допрос свою дочь.

110 – это статья УК РФ – «доведение до самоубийства». И герои, и зрители понимают, что девушка покончила с собой потому, что была жертвой буллинга. Мы будем постепенно узнавать подробности, но детектив и расследование тут менее важны – они составляют основу жанра, но суть истории – это размышление автора о том, кто на самом деле виноват в произошедшем. И мы видим, что никто не хочет в этой истории разбираться – доказать вину по статье 110 почти невозможно, поэтому полицейским важно поскорее закрыть дело.  Администрация школы старается снять с себя любую ответственность, переложить ее на родителей, лишь бы сохранить репутацию школы и вообще отмазаться. Родители большинства учеников предпочитают закрыть на все глаза, тем более что школа скоро закончится. А ученики не хотят портить себе будущее. Правда слишком неудобная, она никому не нужна. Погибшую-то уже не вернешь.

Виктория пытается разобраться в случившемся, а также наладить отношения с собственной дочерью, поговорить с ней, но желание этого откровенного разговора приходит к матери только тогда, когда Алиса теряет возможность говорить. А у других даже в состоянии катастрофы никакого диалога нет, можно ведь катастрофу не замечать.

На фестивале «Зимний» Полину Цыганову наградили как лучшую актрису, а Алексея Зайкова – как лучшего оператора. А на фестивале «Одна шестая» фильм получил главную награду в секции игрового кино. Неплохо для дебюта. О его создателях мы точно еще услышим.

ВЕРА

Авторы фильма – режиссер Ирина Волкова и сценаристка Ярослава Пулинович настаивают, что этот фильм – не ремейк шедевра Ильи Фрэза «Вам и не снилось», а новое прочтение одноименной повести Галины Щербаковой, где в центре сюжета – Вера, мама Ромки (Виктория Толстоганова). 

Вера – женщина средних лет, образованная, интеллигентная, красивая, немного затюканная бытом. Муж-ипохондрик Костя (Алексей Розин) постоянно на что-то жалуется – то гипертония, то суставы, то еще что-нибудь. Сыну 15 – пубертат и гормоны. Но Вера любит их обоих, любит семью и свой дом, куда так здорово возвращаться после командировок. И тут Ромка (Тимофей Тимков) встречает любовь – первую, светлую, пылкую. Юлька (Полина Меркурьева) ничем особо не примечательна, но главный ужас в том, что она – дочь Людмилы (Ольга Сутулова), бывшей возлюбленной Кости, которая внезапно переехала в соседний подъезд, теперь их дети в одной школе, а Костю вдруг отпустили все хвори и он «запрыгал козликом» на глазах у всего двора. Вера в ужасе, и она кладет все силы на то, чтобы разлучить сына с его избранницей. Разумеется, это плохо кончится.

Почему авторы пытаются откреститься от фильма Ильи Фрэза – понятно, слишком уж прекрасен оригинал. Но любопытно, что оба фильма сняты на Киностудии им. Горького, у обоих композитор – Алексей Рыбников, который написал новую музыку, но привет из прошлого в партитуре все же есть. И герои-подростки похожи на своих предшественников внешне. А вот взрослые – совсем другие. Вера Толстогановой совсем не похожа на советскую, хабалистую, тусклую героиню Лидии Федосеевой-Шукшиной – такую простую русскую бабу, которая может сопернице и «космы повыдергать», а Людмила Ольги Сутуловой тоже заметно отличается от Ирины Мирошниченко. Но тем и любопытнее – женщины разные, а боль одна. Ревность, ощущение предательства, отчаяние – и от этого всего – абсурдные, заведомо толкающие всех в пропасть, поступки. Никем не понятая и невыслушанная, прекрасная мать и чудесная жена, Вера не в силах справиться со своей обидой и страхом одиночества, совершает настоящие подлости по отношению к своему сыну, стараясь его «спасти».

Жаль, что авторы фильма не придумали, как рассказать историю о первой любви, разрыве поколений и чувстве внутренней брошенности в реалиях сегодняшнего дня. Они неплохо пересняли выдающийся фильм, глубоко укорененный в 1980-м году, в котором помимо пылкой страсти и конфликта родителей с детьми были видны реальные обстоятельства того времени – советский быт, постоянный дефицит и прочие «достижения социализма», которые и угнетали Веру. Но к нынешнему времени этот сюжет никак не прилаживается – при сегодняшних средствах коммуникации сюжет не работает, да и как ни декорируй пространство под 1970-е, оно выглядят лишь стильной стилизацией, ни один герой не похож на измученного очередями или партсобраниями, а оттого вопрос – к чему эта ностальгия по Советскому прошлому, настойчиво внедряемому в современный контекст.  Разве с появлением гаджетов, ипотек и изобилия колбасы в магазинах, люди перестали влюбляться, ссориться и чувствовать себя одинокими? «Вера» – странный парадокс очень талантливого, но совершенно неуместного в сегодняшнем контексте кино.


Поделиться в социальных сетях: