Евгений Писарев: «Озлобленности и доносам противопоставить веру и сострадание»

 
Театр имени Пушкина входит в юбилейный 75-й сезон. О планах на ближайший театральный год рассказали художественный руководитель Евгений Писарев, контракт с которым продлили на три года, и директор Владимир Жуков. За спинами спикеров уже стояли декорации спектакля «Завтра была война», который сыграли в этот вечер.
 
Если быть точнее, сбор труппы стал не первым событием, с которого в Пушкинском театре стартовал сезон. Артисты с конца августа участвовали в городских мероприятиях, а со 2 по 9 сентября играли спектакли на Вахтанговской сцене. «За что большая благодарность Кириллу Кроку, директору Театра Вахтангова. Уже второй год они нам помогают.  Причем на очень выгодных условиях. Да, Владимир Иванович?» – обратился Писарев к директору театра.
 
Вахтанговцы подставили плечо коллегам, поскольку в здании на Тверском бульваре в межсезонье уже второй год идет ремонт. Делают поэтапно, чтобы не переезжать в другое здание. Этим летом, в частности, заменили световое и звуковое оборудование сцены, сделали подзвучку «глухих» зон в зале, заменили двери. Об успехах в хозяйственной части докладывал директор театра. Он же обрадовал сотрудников повышением зарплат – на 30%.
 
Реверанс истории
 
К юбилейному сезону в Театре Пушкина обновили даже звонок, который приглашает к началу спектакля. Теперь в нем можно расслышать бой часов Александра Таирова. «Часам более 150 лет, они стояли в этом здании еще до создания Камерного театра», – говорит Евгений Писарев. По его словам, новый звучание отражает главный посыл – «держаться корней и двигаться вперед». Голосом, который ведет счет звонкам, стал артист Владимир Майзингер.
 
Звонок – не единственный реверанс истории Камерного театра. «Анонсирую надежду, – сказал худрук, – что к концу сезона нам удастся установить перед фасадом памятник Александру Таирову и Алисе Коонен. Его создал скульптор Филипп Трушин».
 
Кроме того, на втором этаже открылась выставка, посвященная истории Камерного театра и Театра Пушкина. «Идеей было соединить, хотя бы в двух соседних комнатах, истории двух театров: от одного, который в свое время закончился, к другому, который начался. Чтобы в юбилей Театра Пушкина мы не забывали откуда мы и что здесь было до нас», – рассказал Евгений Писарев.
 
По его словам, выставку о Театре Пушкина определили художественные руководители, которые возглавляли театр в разные годы. А экспозицию о Камерном театре составили основные афиши (в том числе гастрольные) и фотографии. Главные вехи истории отображены в формате тайм-лайна, который берет начало с 1914 года, когда Камерный театр только появился, и синусоидой движется к 1949 году, когда детище Таирова было закрыто.
 
К 75-летию Пушкинского театра также выпустят книгу о главных именах и периодах из его истории. «Выпускались различные буклеты и журналы к юбилеям Театра Пушкина. Но в отличие от Камерного, который каждое десятилетие оставлял след в истории своей книгой, о Театре Пушкина книги пока не было», – отметил худрук.
 
Невыпущенный спектакль Таирова и личное высказывание о войне
 
17 сентября на Основной сцене выйдет обновленная версия спектакля-долгожителя по Агате Кристи «Мышеловка». Режиссер Надежда Аракчеева впервые представила его на Пушкинской сцене в 2011 году.  
 
В ноябре состоятся предпремьерные показы, а 25 декабря (в день 110-летия Камерного театра) премьера спектакля «Плохие хорошие». Его ставит Евгений Писарев по мотивам пьесы Оскара Уайльда «Веер леди Уиндермир», в главной роли – Виктория Исакова. «Это последний невыпущенный спектакль Александра Таирова. Он дошел до генеральной репетиции, но зрителю представлен не был. Когда я познакомился с пьесой, с оформлением, которое сохранилось, мне показалось, что имеет смысл вернуться к этой замечательной пьесе и вообще к Уайльду», – делится режиссер.
 
В марте Игорь Теплов выпустит «Визит старой дамы» по Дюрренматту, а в мае Николай Рощин поставит шекспировскую «Бурю».
 
К 80-летию Победы в театре готовят спектакль-концерт, режиссером которого выступит сам худрук. «Название, которое придумали мы, придумали еще два театра. Значит, мы верной дорогой идем», – рассказал Евгений Писарев, пообещав озвучить новое название несколько позже.
 
«Мне кажется, нам необходимо очень личное высказывание о войне. О том, что затронуло в свое время каждую семью. Мне хотелось бы, чтобы артисты нашего театра рассказали свои личные истории, вспомнили матерей и отцов, бабушек и дедушек, которые прошли Великую Отечественную войну. Мой дед, Петр Титович Писарев, погиб 29 июня 1941 года. Недели не прошло с начала войны. Я сам приму участие в нашем концерте. Но это будет не концерт с песнями и чужими историями. Время сейчас создать пьесу на основе наших воспоминаний, документов... Мой дедушка, например, успел послать два письма – они пришли уже после того, как бабушка получила похоронку. Вот такие истории – от сердца к сердцу, от человека к человеку – скажут больше и будут гораздо ценнее для тех людей, которые выйдут со своим откровением к залу», – подчеркнул художественный руководитель.
 
На сцене Филиала представят «Пять вечеров» – спектакли, посвященные разным периодам истории Театра им. Пушкина. В перспективе они могут стать основой большого юбилейного вечера, который запланирован на начало следующего сезона.
 
Постановки, которые уже нельзя увидеть на пушкинской сцене, покажут в кинотеатрах по всей России. К «Женитьбе Фигаро» присоединятся киноверсии «Вишневого сада» с Викторией Исаковой и Александром Петровым, спектакль Юрия Бутусова «Добрый человек из Сезуана» с Александрой Урсуляк и «Таланты и покойники» с Сергеем Лазаревым.
 
Планы на не ближайшее будущее
 
Не в этом, но в следующих сезонах свои спектакли на Пушкинской сцене могут поставить Мурат Абулкатинов (уже выбирает название из русской классики), Евгений Закиров (весной приступит к репетициям), Юрий Муравицкий (хочет воплотить комедию «Волки и овцы»). С интересными предложениями, по словам худрука, пришли в театр Сергей Тонышев и Олег Долин.
 
Труппу Пушкинского театра пополнили три новых артиста, все – выпускники этого года. Николай Рысев и Евгения Леонова – ученики Мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе, а Иван Лешин – Мастерской Виктора Рыжакова в Школе-студии МХАТ. Попозировав вместе с худруком для фото, они сошли со сцены под тихую, но бодрую команду Писарева «ага, прекрасно, спускаемся вниз». Появилась в коллективе театра и новый дизайнер Алина Ровенских. «Фамилия та самая, о которой вы подумали», – сообщил худрук.
 
«Не заискивали, но и не поучали»
 
«Театр Пушкина зарекомендовал себя как театр зрительский, – завершил свою речь худрук. – У нас были слоганы: “Театр Пушкина – новая жизнь традиций”, “Театр Пушкина – театр для людей”, “Театр на все времена”, “Театр не может изменить мир, но он изменит тебя”. Мне кажется, что этой линии мы за все время не изменили. Мы перед зрителем не заискивали, но и не поучали. Мы не зависели и, надеюсь, не будем зависеть от мнения критиков и блогеров (хотя уважаем его), от снобов, кликуш и так далее. Раз учредители продлили со мной на три года контракт, значит с линией художественного руководства они согласны. В театр пришел зритель и продолжает активно ходить. Театр превратился в аншлаговый, чего в этих стенах долгие годы не было. Наш театр объединял и продолжает объединять людей. Мы работаем не для социальных групп, а для людей, у которых могут быть разные взгляды. Мы стараемся говорить, прежде всего, о человеке. Театр не организм быстрого реагирования. Театр – это про разговор, направленный к человеческой душе, к человеческому сердцу. Тема очеловечивания человека – это для меня тема сегодняшнего Театра Пушкина и очень пушкинская тема. Это тема всех наших юбилейных спектаклей, потому что озлобленности, жажде мести, сплетням, доносам и реваншизму мы должны противопоставить веру, сострадание, прощение, любовь и, конечно, надежду».


Поделиться в социальных сетях: