Делясь теплом, вливая свет ты пламенел,
но не был свечкой,
Ты в каждой сточке, в каждом дне,
Ты – есть душа моя – навечно.
Стефания Сидлецкая (из «Любовью Феникс»)
но не был свечкой,
Ты в каждой сточке, в каждом дне,
Ты – есть душа моя – навечно.
Стефания Сидлецкая (из «Любовью Феникс»)
Учебный театр ГИТИСа приехал на гастроли в Петербург. 5 августа в Санкт-Петербургском Городском театре прошёл показ спектакля «Феникс», созданный студентами актёрского и режиссёрского факультетов ГИТИСа. Сюжет постановки основан на пьесе Елены Исаевой «Объект Феникс», посвящённой личности философа и писателя Александра Зиновьева и его супруги Ольги Мироновны.
Для режиссёра Григория Быстрицкого «Феникс» – дебют. Изначально он обратился к личности Александра Зиновьева как к объекту исследования, но постепенно знакомство переросло в интересное «путешествие», где, в первую очередь, изучались его произведения, проводились дискуссии и попытки рассмотрения поступков и мотивов писателя, наблюдения в произведениях, написанных 40-50 лет назад, параллелей с сегодняшним днём. От оригинального названия пьесы было убрано слово «объект» – так лучше фокусируется внимание на образе самого мифического существа, прототипа супруги Александра Зиновьева. Любопытно, что режиссёр за время творческого процесса не был знаком с Ольгой Мироновной, решил рискнуть рассказать собственное видение фигуры философа и, судя по отзыву Зиновьевой, не прогадал.
Сценография минималистична и состоит из нескольких экранов круглой и прямоугольной формы. Такое решение по оформлению спектакля частично вовлекает зрителей в антиутопический мир, как будто даётся возможность понаблюдать за фрагментом романа или фильма. Иммерсивный приём в виде света прожекторов оказывает психологическое воздействие на зрителя с помощью цвета: от зелёного как знака спокойствия до красного – символа воинственности и опасности. Все герои не уходят с площадки на протяжении всей постановки – они находятся в пустынном прямоугольнике сцены, почти как артисты премьерного в этом году додинского спектакля «Палата №6».
Спектакль – не ученический пересказ биографии известного философа. Хоть она и достойна не одного качественного байопика. Постановку Григория Быстрицкого можно назвать психологической драмой с многослойным сюжетом, спиритическим сеансом в научно-фантастическом сеттинге. Режиссёр переносит зрителя в иной мир – суровую антиутопическую реальность. Герои, словно персонажи книг жанра научной фантастики: в тёмной одежде Девушка (Анна Зобнина), Высокий (Ари Шапиро), Дежурный (Вячеслав Волконский), Физик (Даниил Шустов) – жители потусторонней Вселенной, которые вынуждены подчиняться её законам. А основной её закон – Всемирная остановка времени, из-за которой жизнь героев напоминает существование, а не жизнь. Они готовы умереть, лишь бы не воскресать и окунаться в эту реальность вновь, ведь без смерти нет жизни. Для того, чтобы возобновить течение времени, персонажам необходимо произнести заветный код – знает его только Феникс (Стефания Сидлецкая) – супруга Мыслителя (Михаил Садовников) – прототипа Александра Зиновьева. Героям удаётся вывести из вечного сна Феникса, освободить его из-под своеобразной биокамеры – купола из целлофана. На разгадку героям даются условные 48 минут... За это время им предстоит познать значительность фигуры Мыслителя – одновременно и одного из главных мыслителей начала XXI века Зиновьева – и раскрыть в самих себе потаённое.
Григорий Быстрицкий логично использует сценический «эзопов язык»: вводит в театральное действие мифических персонажей для отображения действительности, в которой жил отвергнутый собственной страной писатель. Все герои вымышленной действительности – отверженные, как и сам Зиновьев, который за свои труды был отринут от Родины. Главная героиня Стефании Сидлецкой – не Феникс, а прототип супруги гения, Александра Зиновьева. Решение о посвящении спектакля не самому философу, а его возлюбленной вполне оправдано. Рассказ со стороны ближайшего человека об уже, к сожалению, ушедшем человеке может и не претендовать на объективность, но обладает искренностью и правдивостью. Ведь основной вопрос, который поднимается в спектакле Быстрицкого с помощью гармонично раскрытой роли Феникса – каково быть возлюбленной гения с трагичной судьбой – Мыслителя? И ответ на него можно получить лишь от самого ближайшего человека, через память которого «оживляется» личность ушедшего, побеждается сила смерти, скорость времени и глубина забвения.
Игра Стефании Сидлецкой проникновенна и прожита от внешнего к внутреннему: в моменте, где Феникс сообщает Мыслителю о его смертельном заболевании и оставшемся времени на жизнь, даже кажется, что на её глазах проступают слёзы. Тяжёлая судьба Ольги Зиновьевой раскрывается с помощью воспоминаний. Феникс рассказывает другим героям и зрителю об их знакомстве с Мыслителем, резком решении философа расстаться, глубоких переживаниях героини из-за непонимания, как жить дальше без любимого человека, что она даже попадает в больницу, возвращении Мыслителя с словами: «Ты тоже тут? У меня тут мама лежит...»
Сам Мыслитель на протяжении всего спектакля появится только на экране – своеобразном мысленном портале Феникса – ведь его больше нет в живых. Особенно глубок диалог женщины с одним из членов партии КПСС, напоминающий разговор ангела с искушающим бесом. Тот удивляется – как можно связывать свою жизнь с таким человеком, по его словам, «тунеядцем» (Зиновьев был уволен из московского института философии, лишён всех званий и наград, исключён из партии за роман «Зияющие высоты»)? Феникс в упор, мужественно смотрит в зрительский зал и отчеканивает: «Его не лишили знаний и авторитета». И это ключевой момент для раскрытия образа главной героини – она, как и положено любящей спутнице гения, разделит участь того, кого любит.
«Героиня Феникс у меня ассоциируется с силой безусловной, действенной, вечно живущей любви. В поисках логики героини и стремлении доказать себе, что это не сказка, а самая настоящая жизнь, мне удалось познакомиться с сильнейшими родственными историями, и, конечно, самая значимая для меня в этой работе -– это непосредственно сама история семьи Зиновьевых. Всё же самое главное, что объединяет мою героиню с Ольгой Мироновной – это судьба и решения, которые уже заведомо диктуют правила того, какими качествами, какой невероятной силой души должна обладать женщина, чтобы с достоинством пройти всё это и продолжать жить, ведомой любовью в сердце», – поделилась своими впечатлениями от работы над спектаклем Стефания Сидлецкая.
В целом, почти весь спектакль пропитан темой любви. Но есть в ней не только элемент чувственного, но и рассудочного. В спектакле Григория Быстрицкого любовь – это, прежде всего, отдача. И её природу раскрывают именно женские персонажи. Так, в одном из финальных эпизодов с «пиром во время чумы» герои настолько проникаются друг другом, что решают раскрыть собственные переживания. Феникс произносит: «Я потеряла, но не перестала любить. Если по-настоящему любишь, любовь не угаснет». И произносит она это как само собой разумеющееся, как всемирный общеизвестный закон. Откровением на откровение Девушка (Анна Зобнина) раскрывает неожиданную и даже положительную черту неразделённой любви. Она рада и невзаимности, ведь для неё, прежде всего, чувство любви – самоотдача и приношение счастья другому человеку: она неоднократно останавливала Высокого (Ари Шапиро) от попытки самоубийства.
Испытать чувство белой зависти к подобным состояниям девушек может Дежурный. Его роль отдана Вячеславу Волконскому. И для него чувство зависти будет вовсе грехом, а духовным перерождением. Ведь каждую ночь ему снится один и тот же сон: он на похоронах, в гостях у смерти, а внутри ничего не ёкает – слёзы приходится выдавливать. Крик Вячеслава Волконского раскатывается громом и внушает зрителю искренность переживаний персонажа о собственном чувственном угасании: «Я хочу любить, а не быть чудовищем!»
Понятие об ответственности не может не прозвучать в спектакле о времени. Из-за Всемирной остановки Дежурный борется с трагичностью судьбы своей дочери: она попала в автокатастрофу вместе с матерью – последняя погибла, а девочка каждый день проживает трагедию и снова оказывается на операционном столе. Но почему-то уже в середине спектакля складывается ощущение, что девочка всё же обретёт покой и познает силу отцовской любви. Тема отношений «отцов и детей» крепко сплетена с Физиком (Даниил Шустов): его отец – создатель системы Всемирной остановки, его больше нет в живых, а Физик ставит целью своего существования искупление отцовской вины. У каждого героя этого спектакля есть миссия. И это сказано отнюдь не для громкого словца: человек может вполне жить по биологическим признакам, но в действительности же существовать по предсказуемому маршруту, ведущему к деградации. Над этим и рефлексируют со зрителем создатели спектакля.
Отдельного внимания стоит рассмотрение в постановке мрачной стороны жизни Александра Зиновьева. Судьба писателя и философа была полна жестоких коллизий, связанных с цензурой, эмиграцией и угрозами. И «теневую» сторону личности гения гармонично выстраивает персонаж Ари Шапиро – Высокий. Герой страдает от депрессии, многократно совершает попытки самоубийства, полон мрачных дум. Тяготы судьбы Высокого зеркально отражают состояния отчаяния и отчуждения самого Зиновьева. Вот как описывает роль сам актёр Ари Шапиро: «Мне хотелось, чтобы зритель увидел в моём персонаже думающего человека, которому тяжело из-за своей невозможности помочь другим. Но который не сдаётся и продолжает защищать свои ценности».
Уже от самого названия спектакля теплится надежда. Феникс – птица, которая обязательно возродится из пепла. Так и в финале герои наконец обретают земную жизнь. Но не красочную, а спокойную – их ожидает заслуженный покой. На пороге смерть. И приходит она не одна, а с песней. Слова из русской народной песни «На улице дождик...», гулко звучащие в тишине, исполнены с надрывом и служат апофеозом спектакля. Но персонажи не боятся конца. А Феникс, услышав вопрос от Физика: «Как думаете, встретитесь там с ним?» – молчит. Но в этом молчании и есть ответ – судьба их сведёт и в вышине. Не развеет прахом.