3 марта 1899 года родился советский писатель Юрий Олеша. Широкому кругу читателей он известен благодаря «повести-сказки» «Три толстяка». «Театрал» рассказывает о театральных постановках произведений писателя.
Первая пьеса Юрия Олеши «Заговор чувств» по повести «Зависть» была поставлена в 1929 году Алексеем Поповым. После премьерного показа журналист «Комсомольской правды» Осаф Литовский писал: «По словесной и психологической насыщенности пьеса Олеши для актерского исполнения необычайно трудна. И с этой трудной задачей актеры в общем справились с честью». Спектакль «Заговор чувств» журналист назвал «замечательной победой» Вахтанговского театра.
Два года спустя в театре Мейерхольда была поставлена другая пьеса Юрия Олеши «Список благодеяний», где главную роль исполнила Зинаида Райх. Владислав Ходасевич невысоко оценил текст произведения, он «с огорчением» назвал его «несомненнейшей неудачей». Но сама постановка Мейерхольда имела успех. Немирович-Данченко ставил Олешу в один ряд с Булгаковым и Афиногеновым.
С начала 1930-х тексты Юрия Олеши увидели свет на сцене Художественного театра. В мае 1930 была поставлена «повесть-сказка» «Три толстяка». Спектакль появился на сцене под режиссурой Николая Горчакова, Ивана Москвина и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Роль циркачки Суок в спектакле исполнила актриса Евгения Морес, а наследника Тутти – Раиса Молчанова.
Художник спектакля Борис Эрдман создал образ города из белых кубов и окружностей, которые зритель видел в разной конфигурации во время вращения поворотного круга. Морес вспоминала: «Цирк – это мне всегда очень нравилось… А какой в этой пьесе текст! Очень ярко, декоративно, театрально».
В то же время МХАТ обратился к Юрию Олеше с просьбой написать пьесу к 15-летию революции. Темой нового произведения должна была стать новая советская жизнь. Названия будущего текста менялись: «Модест Занд», «Смерть Занда», «Нищий», «Нищета философии». После первого прочтения текста в стенах театра, пьесу назвали «чрезвычайно интересной» и предложили переработать. Однако, пьеса эта так и не была дописана. Возможно, на автора негативно повлияло решение театра снять с репертуара «Трех толстяков».
В период с 1936 по 1956 год произведения Юрия Олеши не публиковались. Писатель избежал репрессий, однако запреты на публикацию текстов его коснулись. 10 мая 1960 года Юрий Олеша умер. После смерти Юрия Карловича жена писателя Ольга Суок собрала заметки супруга с воспоминаниями, размышлениями о жизни и литературном творчестве. Позже они были опубликованы под названием «Книга прощания».
Надо отметить, что год спустя после смерти писателя, в 1961 году «Три толстяка» вернулись на сцену Художественного театра в новой редакции, спектакль поставил режиссер Владимир Богомолов. Роль Суок исполнила Нина Гуляева, а наследника Тутти сыграла Элла Позднякова. В прессе положительно отзывались о «Трех толстяках». Театровед Борис Поюровский писал: «Мы очень вам признательны, потому что вы дали нам возможность встретиться с героями любимой книги. И еще потому, что мы увидели интересный спектакль, сделанный руками молодежи…» Этот спектакль был сыгран 761 раз.
Первая пьеса Юрия Олеши «Заговор чувств» по повести «Зависть» была поставлена в 1929 году Алексеем Поповым. После премьерного показа журналист «Комсомольской правды» Осаф Литовский писал: «По словесной и психологической насыщенности пьеса Олеши для актерского исполнения необычайно трудна. И с этой трудной задачей актеры в общем справились с честью». Спектакль «Заговор чувств» журналист назвал «замечательной победой» Вахтанговского театра.
Два года спустя в театре Мейерхольда была поставлена другая пьеса Юрия Олеши «Список благодеяний», где главную роль исполнила Зинаида Райх. Владислав Ходасевич невысоко оценил текст произведения, он «с огорчением» назвал его «несомненнейшей неудачей». Но сама постановка Мейерхольда имела успех. Немирович-Данченко ставил Олешу в один ряд с Булгаковым и Афиногеновым.
С начала 1930-х тексты Юрия Олеши увидели свет на сцене Художественного театра. В мае 1930 была поставлена «повесть-сказка» «Три толстяка». Спектакль появился на сцене под режиссурой Николая Горчакова, Ивана Москвина и Владимира Ивановича Немировича-Данченко. Роль циркачки Суок в спектакле исполнила актриса Евгения Морес, а наследника Тутти – Раиса Молчанова.
Художник спектакля Борис Эрдман создал образ города из белых кубов и окружностей, которые зритель видел в разной конфигурации во время вращения поворотного круга. Морес вспоминала: «Цирк – это мне всегда очень нравилось… А какой в этой пьесе текст! Очень ярко, декоративно, театрально».В то же время МХАТ обратился к Юрию Олеше с просьбой написать пьесу к 15-летию революции. Темой нового произведения должна была стать новая советская жизнь. Названия будущего текста менялись: «Модест Занд», «Смерть Занда», «Нищий», «Нищета философии». После первого прочтения текста в стенах театра, пьесу назвали «чрезвычайно интересной» и предложили переработать. Однако, пьеса эта так и не была дописана. Возможно, на автора негативно повлияло решение театра снять с репертуара «Трех толстяков».
В период с 1936 по 1956 год произведения Юрия Олеши не публиковались. Писатель избежал репрессий, однако запреты на публикацию текстов его коснулись. 10 мая 1960 года Юрий Олеша умер. После смерти Юрия Карловича жена писателя Ольга Суок собрала заметки супруга с воспоминаниями, размышлениями о жизни и литературном творчестве. Позже они были опубликованы под названием «Книга прощания».
Надо отметить, что год спустя после смерти писателя, в 1961 году «Три толстяка» вернулись на сцену Художественного театра в новой редакции, спектакль поставил режиссер Владимир Богомолов. Роль Суок исполнила Нина Гуляева, а наследника Тутти сыграла Элла Позднякова. В прессе положительно отзывались о «Трех толстяках». Театровед Борис Поюровский писал: «Мы очень вам признательны, потому что вы дали нам возможность встретиться с героями любимой книги. И еще потому, что мы увидели интересный спектакль, сделанный руками молодежи…» Этот спектакль был сыгран 761 раз.




