24 июня в трюме театра, построенного по проекту Пьетро ди Гонзаги, в Музее-заповеднике «Архангельское» состоится открытие выставки «Под маской театра».
Выставочный проект посвящен исследованию влияния комедии дель арте на театральные эксперименты 1910 – 1920-х годов, когда благодаря итальянским маскам в России появилось новое направление в сценическом искусстве. Традиционные маски итальянской комедии дель арте и их характерные черты – гротеск, импровизация, пластичность, связь с площадным театром – вдохновляли режиссеров на создание новых театральных форм.
Выставка, разместившись в трюме театра Гонзага, станет своеобразным манифестом инновациям: театр был местом реализации творческих замыслов его создателя – князя Юсупова, открывшего современникам итальянский театр декораций, выполненных художником Пьетро ди Гонзаги, концептуально опередившим свое время.
Спектакли, поставленные Мейерхольдом, Вахтанговым и Таировым, опирались на действие, как движущую силу всего представления. Этот подход формировал мгновенную и глубокую эмоциональную связь со зрителем. Отголоски этих театральных инноваций продолжают звучать в творчестве режиссеров и сегодня. Выставка включает в себя два раздела. Первый посвящен основным героям комедии дель арте (Арлекину, Пьеро, Коломбине, Пульчинелле, Панталоне, Бригелле, Тарталье, Труфальдино и т.д.). Эволюцию образов можно проследить по публикациям в книгах XVIII-XIX века (фрески и орнаменты в Помпеях, комедии Плавта, портреты актеров), в произведениях декоративно-прикладного искусства, особо отметив рисунок «Коломбина», выполненный княгиней Ириной Александровной Юсуповой.
Второй раздел представляет легендарные спектакли Мейерхольда («Балаганчик», 1907, Драматический театр Веры Комиссаржевской; «Шарф Коломбины», 1910, Дом интермедий; «Маскарад», 1917, Александринский театр), Вахтангова («Принцесса Турандот», 1922, Третья студия МХАТ) и Таирова («Покрывало Пьеретты», 1913, Свободный театр; «Принцесса Брамбилла», 1920, Камерный театр).
Искусство действия, являющееся ядром театра масок комедии дель арте, становится для каждого из режиссеров отправной точкой в поисках. Для постановок великих режиссеров эскизы и костюмы создавали не менее талантливые художники – воспроизведения работ Головина, Нивинского, Арапова обрамляют редкие сценические фотографии спектаклей с участием Алисы Коонен, Бориса Щукина и Рубена Симонова, а также следующего поколения вахтанговцев – Михаила Ульянова, Николая Гриценко, Юрия Яковлева и других.
В рамках параллельной программы в Кинолектории КВК «Ботанические оранжереи» пройдут показы спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Рубена Симонова (1963, Театр им. Вахтангова) и спектакля «Турандот» в постановке Бориса Константинова (2017, Государственный академический центральный театр кукол им. Образцова).
Выставочный проект посвящен исследованию влияния комедии дель арте на театральные эксперименты 1910 – 1920-х годов, когда благодаря итальянским маскам в России появилось новое направление в сценическом искусстве. Традиционные маски итальянской комедии дель арте и их характерные черты – гротеск, импровизация, пластичность, связь с площадным театром – вдохновляли режиссеров на создание новых театральных форм.
Выставка, разместившись в трюме театра Гонзага, станет своеобразным манифестом инновациям: театр был местом реализации творческих замыслов его создателя – князя Юсупова, открывшего современникам итальянский театр декораций, выполненных художником Пьетро ди Гонзаги, концептуально опередившим свое время.

Второй раздел представляет легендарные спектакли Мейерхольда («Балаганчик», 1907, Драматический театр Веры Комиссаржевской; «Шарф Коломбины», 1910, Дом интермедий; «Маскарад», 1917, Александринский театр), Вахтангова («Принцесса Турандот», 1922, Третья студия МХАТ) и Таирова («Покрывало Пьеретты», 1913, Свободный театр; «Принцесса Брамбилла», 1920, Камерный театр).
Искусство действия, являющееся ядром театра масок комедии дель арте, становится для каждого из режиссеров отправной точкой в поисках. Для постановок великих режиссеров эскизы и костюмы создавали не менее талантливые художники – воспроизведения работ Головина, Нивинского, Арапова обрамляют редкие сценические фотографии спектаклей с участием Алисы Коонен, Бориса Щукина и Рубена Симонова, а также следующего поколения вахтанговцев – Михаила Ульянова, Николая Гриценко, Юрия Яковлева и других.
В рамках параллельной программы в Кинолектории КВК «Ботанические оранжереи» пройдут показы спектакля «Принцесса Турандот» в постановке Рубена Симонова (1963, Театр им. Вахтангова) и спектакля «Турандот» в постановке Бориса Константинова (2017, Государственный академический центральный театр кукол им. Образцова).