Фраза, вынесенная в заголовок, объясняет цель возвращения главной героини Клары Цаханассьян в родной обнищавший Гюллен — месть. И обозначает масштаб обиды — не только на предавшего ее в юности Илла, но и на весь мир, который превратил некогда красивую женщину в ходячую рекламу протезов. В премьерной «Сделке» соединились сюжетная канва дюрренматтовской пьесы «Визит старой дамы», обновленный — более «говорибельный» — текст драматурга Алексея Житковского и режиссерский взгляд Игоря Теплова.
Едва сойдя с поезда, где собственноручно сорвала стоп-кран, Клара (Вера Воронкова) заново знакомит с собой гюлленцев. Рассказывает об искореживших ее катастрофах и протезах, заменивших «оригинальные» части тела, не без гордости — ведь не всем удалось выжить, в отличие от нее: «Мой самолет разбился в Афганистане. Все погибли, и экипаж тоже. Одна я выползла из-под обломков». Она фривольно демонстрирует протезы (мол, зацени, какой классный!), а костяную ногу (забавное пересечение со спектаклем Теплова «Три Ивана», где актриса играет Бабу Ягу) позже буднично крепит при свидетелях.
Эпатажная, гротескно-яркая Клара в немыслимых нарядах, которые отсылают к диснеевским злодейкам Круэлле и Изме, врывается настоящим карнавалом в жизнь гюлленцев в крысино-серых костюмчиках, выцветших на плечах в ржавчину (художник Ирэна Белоусова). Она предстает перед земляками с фужером шампанского в руках, которое то и дело подливает Моби (Назар Сафонов) — седьмой муж миллиардерши. Надеясь, что Клара закружит их в вихре щедрости, красок и главное — денег на восстановление Гюллена (название созвучно с немецким Gülle — навоз), мэр и местные жители устраивают неприлично разбогатевшей даме прием. Насколько могут праздничный, но все равно бедный: в помещении какого-то старого завода, где дешевой посудой накрыт накренившийся стол, а над ним реет перерисованный плакат-растяжка «Добро пожаловать, дорогая Клара Цаханассьян».
Несмотря на яркий костюм, эпатажные и даже клоунские замашки, которые делают героиню такой нездешней в некогда родном Гюллене, она — «черный карнавал», считает Игорь Теплов. Этот вихрь готов закружить город в целом миллиарде денег, но взамен хочет унести жизнь Альфреда Илла (Андрей Заводюк). «Я хочу купить справедливость», — заявляет Клара, на своем опыте узнавшая, что все в этом мире продается и покупается. Альфред — ее главная обида. С его предательства, грязной лжи и подкупа свидетелей в жизни Клары все пошло наперекосяк. Изгнание из Гюллена, публичный дом, знакомство с суровым первым мужем — богатым армянином Цаханассьяном, который всему научил... Потом уже мужья менялись, как перчатки, — сама Клара едва может назвать их по порядку, — а в теле становилось все больше протезов.
«Клара — обиженная девочка, у которой главный протез не виден, потому что он у нее в сердце», — поясняет Вера Воронкова. Ее героиня умерла тогда, 45 лет назад, с предательством Илла. Остальная жизнь не более чем яркая декорация, скрывающая огромную дыру в душе. Безрассудное поведение, орава мужей, деньги, которыми Клара сорит направо и налево (на благотворительность, кстати, тоже перепадает), эпатирование людей вокруг, выход за рамки понятий «норма» и «мораль» — это ее попытка развлечься, прежде чем восстановить справедливость. Новую свадьбу Клара играет прямо в Гюллене, что вызывает большой резонанс в СМИ — корреспонденты ходят за ней и гюлленцами по пятами. Свою жизнь Клара превращает в бесконечные инфоповоды. Она не живет, а играет в жизнь. Тяготение Клары к театральности режиссер подчеркнул, вложив в уста цитаты из чеховских «Трех сестер» («Работать нужно, работать…») и «Дяди Вани» («Мы увидим все небо в алмазах»), которые она произносит так наиграинно.
Говоря о литературных аллюзиях, нужно вспомнить и Булгакова. Ведь к мечтающим о деньгах гюлленцам Клара приезжает со своей свитой, где находится место и огромному черному коту, который не без помощи «напарников» устраивает в городе настоящий тарарам… Получается, Клара — женская версия Воланда, искушающая Гюллен деньгами? Разночтения с булгаковскими героями, конечно, есть. Кот у Клары все-таки не настоящий: это человек в костюме кота. Его зовут Боби (Виктор Васильев), в прошлом он — гюлленский судья, а нынче — персональный «черный барс» (так Клара когда-то называла Альфреда) взбалмошной миллиардерши. В свиту также входят громила-телохранитель Роби (Сергей Миллер) и подкупленный когда-то Иллом свидетель Тоби (Андрей Сухов). В юности он оговорил Клару, а она его нашла и наказала — ослепила и кастрировала. Дополняет эту команду Моби. Седьмой муж Клары выходит на сцену даже раньше нее и делает это не менее эффектно, представая перед шокированными гюлленцами в свадебном платье по колено, фате, диадеме и торчащими из головы, как уши Микки Мауса, красными сердечками. Эта свадебно-гламурная версия червового валета демонстрирует своим видом: невеста в их с Кларой «паре» — он. По словам Назара Сафонова, костюм его героя подчеркивает и полную безнаказанность миллиардерши, которая может не только поезд остановить, но и мужа в платье одеть.
Свита перестает интересовать Клару, как только свидетель и судья выполняют свою функцию, а Моби… он ей просто надоедает. Мадам Цаханассьян нужен Альфред Илл. Робкий, невзрачный, инструктируемый, как завязать разговор с прибывающей миллиардершей — в нем не осталось и следа от черного барса, которым он когда-то был. Илл ни о чем не жалеет, он уверен в себе и пока еще — в других. Андрей Заводюк тонко играет зарождающуюся у Альфреда подозрительность, которая перестает в помешательство и патологический страх быть убитым собственными согражданами. Однажды сам купивший свидетелей за грош, он быстро понимает, как легко продается человек. Его соотечественники попадают в расставленные Кларой сети:
— Откуда у вас деньги?
— Это в кредит!
— Но чем вы будете платить?
Уставшие от бедной жизни гюлленцы продаются за яркие коробки дорогих товаров — как в том борделе, о котором говорила Клара. Разменной монетой в этой игре станет жизнь Илла. Он это хорошо понимает, но его попытки образумить толпу терпят отчаянное фиаско.
Удивительно, но он не чувствует, что Клара в шаге от того, чтобы отменить сделку. В лесу их юности она просит Альфреда: «Расскажи мне про меня»… Но его бредовое воспоминание все портит. Клара убеждается: в этой жизни Илл уже не станет тем, кого она так любила. Черный барс превратился в потрепанного жизнью серого кошака, который трусливо пытается сбежать даже с собственной казни, куда, смирившись, пришел своими ногами, как барашек на заклание. Бегство оборачивается против Илла — обезумевшая от огромных денег толпа во главе с мэром (Владимир Николенко), уже «освоившим» полагающиеся городу полмиллиарда, жестоко забивает Илла. Так выглядит «закулисье» концерта, где еще 15 минут назад решалась судьба сделки. Гюлленцы сидели в зрительном зале, а со сцены им «читал» стихи немой поэт — как Клара вытащила город из дерьма и теперь ему как мать родна; пел песни начальник поезда, который, каждый раз проезжая мимо Гюллена, чувствовал в нем что-то родное…
Игорь Теплов говорит, что не стремился сделать социальный спектакль про деформацию общества, но от этой темы, заложенной Дюренматтом, постановочная команда никуда не делась. Как толпа может обезуметь от денег? Насколько легко можно вогнать человека в кредиты? На что способно обнищавшее общество?
Однако главной темой в спектакле остается вечная любовь Клары к Альфреду. Все 45 лет она выживала в катастрофах, не чтобы однажды отомстить предавшему любовнику, а чтобы навсегда воссоединиться с любимым человеком. Ее безумная сделка — это желание освободить Илла из Гюллена и, убив, очистить от всего наносного. Как, впрочем, и саму себя. Ближе к финалу Клара шаг за шагом снижает градус эпатажной клоунады, становится более искренней, ее наряды лишаются цвета. На финальную сцену она выходит в нежно-сером платье с распущенными седыми волосами. По залу проносится шепот: «Это она?..». Клара добилась всего, чего хотела. Теперь ей не страшно предстать перед обществом, так жестоко поступившем с ней в юности, без «защитных декораций». «Я пытаюсь пройти путь от клоунады, — говорит Вера Воронкова. — В конце это приходит к трагическому завершению. Там все протезы снимаются и остается душа».
Душа Клары пронзительно прощается с Альфредом Иллом. Она надеется начать их новую жизнь на том свете, где деньги ничего не решают, забрать его на райский остров Капри, который станет для них вечным пристанищем. Это ли не очередное пересечение с булгаковским романом?
Едва сойдя с поезда, где собственноручно сорвала стоп-кран, Клара (Вера Воронкова) заново знакомит с собой гюлленцев. Рассказывает об искореживших ее катастрофах и протезах, заменивших «оригинальные» части тела, не без гордости — ведь не всем удалось выжить, в отличие от нее: «Мой самолет разбился в Афганистане. Все погибли, и экипаж тоже. Одна я выползла из-под обломков». Она фривольно демонстрирует протезы (мол, зацени, какой классный!), а костяную ногу (забавное пересечение со спектаклем Теплова «Три Ивана», где актриса играет Бабу Ягу) позже буднично крепит при свидетелях.
Эпатажная, гротескно-яркая Клара в немыслимых нарядах, которые отсылают к диснеевским злодейкам Круэлле и Изме, врывается настоящим карнавалом в жизнь гюлленцев в крысино-серых костюмчиках, выцветших на плечах в ржавчину (художник Ирэна Белоусова). Она предстает перед земляками с фужером шампанского в руках, которое то и дело подливает Моби (Назар Сафонов) — седьмой муж миллиардерши. Надеясь, что Клара закружит их в вихре щедрости, красок и главное — денег на восстановление Гюллена (название созвучно с немецким Gülle — навоз), мэр и местные жители устраивают неприлично разбогатевшей даме прием. Насколько могут праздничный, но все равно бедный: в помещении какого-то старого завода, где дешевой посудой накрыт накренившийся стол, а над ним реет перерисованный плакат-растяжка «Добро пожаловать, дорогая Клара Цаханассьян».

«Клара — обиженная девочка, у которой главный протез не виден, потому что он у нее в сердце», — поясняет Вера Воронкова. Ее героиня умерла тогда, 45 лет назад, с предательством Илла. Остальная жизнь не более чем яркая декорация, скрывающая огромную дыру в душе. Безрассудное поведение, орава мужей, деньги, которыми Клара сорит направо и налево (на благотворительность, кстати, тоже перепадает), эпатирование людей вокруг, выход за рамки понятий «норма» и «мораль» — это ее попытка развлечься, прежде чем восстановить справедливость. Новую свадьбу Клара играет прямо в Гюллене, что вызывает большой резонанс в СМИ — корреспонденты ходят за ней и гюлленцами по пятами. Свою жизнь Клара превращает в бесконечные инфоповоды. Она не живет, а играет в жизнь. Тяготение Клары к театральности режиссер подчеркнул, вложив в уста цитаты из чеховских «Трех сестер» («Работать нужно, работать…») и «Дяди Вани» («Мы увидим все небо в алмазах»), которые она произносит так наиграинно.
Говоря о литературных аллюзиях, нужно вспомнить и Булгакова. Ведь к мечтающим о деньгах гюлленцам Клара приезжает со своей свитой, где находится место и огромному черному коту, который не без помощи «напарников» устраивает в городе настоящий тарарам… Получается, Клара — женская версия Воланда, искушающая Гюллен деньгами? Разночтения с булгаковскими героями, конечно, есть. Кот у Клары все-таки не настоящий: это человек в костюме кота. Его зовут Боби (Виктор Васильев), в прошлом он — гюлленский судья, а нынче — персональный «черный барс» (так Клара когда-то называла Альфреда) взбалмошной миллиардерши. В свиту также входят громила-телохранитель Роби (Сергей Миллер) и подкупленный когда-то Иллом свидетель Тоби (Андрей Сухов). В юности он оговорил Клару, а она его нашла и наказала — ослепила и кастрировала. Дополняет эту команду Моби. Седьмой муж Клары выходит на сцену даже раньше нее и делает это не менее эффектно, представая перед шокированными гюлленцами в свадебном платье по колено, фате, диадеме и торчащими из головы, как уши Микки Мауса, красными сердечками. Эта свадебно-гламурная версия червового валета демонстрирует своим видом: невеста в их с Кларой «паре» — он. По словам Назара Сафонова, костюм его героя подчеркивает и полную безнаказанность миллиардерши, которая может не только поезд остановить, но и мужа в платье одеть.

— Откуда у вас деньги?
— Это в кредит!
— Но чем вы будете платить?
Уставшие от бедной жизни гюлленцы продаются за яркие коробки дорогих товаров — как в том борделе, о котором говорила Клара. Разменной монетой в этой игре станет жизнь Илла. Он это хорошо понимает, но его попытки образумить толпу терпят отчаянное фиаско.
Удивительно, но он не чувствует, что Клара в шаге от того, чтобы отменить сделку. В лесу их юности она просит Альфреда: «Расскажи мне про меня»… Но его бредовое воспоминание все портит. Клара убеждается: в этой жизни Илл уже не станет тем, кого она так любила. Черный барс превратился в потрепанного жизнью серого кошака, который трусливо пытается сбежать даже с собственной казни, куда, смирившись, пришел своими ногами, как барашек на заклание. Бегство оборачивается против Илла — обезумевшая от огромных денег толпа во главе с мэром (Владимир Николенко), уже «освоившим» полагающиеся городу полмиллиарда, жестоко забивает Илла. Так выглядит «закулисье» концерта, где еще 15 минут назад решалась судьба сделки. Гюлленцы сидели в зрительном зале, а со сцены им «читал» стихи немой поэт — как Клара вытащила город из дерьма и теперь ему как мать родна; пел песни начальник поезда, который, каждый раз проезжая мимо Гюллена, чувствовал в нем что-то родное…

Однако главной темой в спектакле остается вечная любовь Клары к Альфреду. Все 45 лет она выживала в катастрофах, не чтобы однажды отомстить предавшему любовнику, а чтобы навсегда воссоединиться с любимым человеком. Ее безумная сделка — это желание освободить Илла из Гюллена и, убив, очистить от всего наносного. Как, впрочем, и саму себя. Ближе к финалу Клара шаг за шагом снижает градус эпатажной клоунады, становится более искренней, ее наряды лишаются цвета. На финальную сцену она выходит в нежно-сером платье с распущенными седыми волосами. По залу проносится шепот: «Это она?..». Клара добилась всего, чего хотела. Теперь ей не страшно предстать перед обществом, так жестоко поступившем с ней в юности, без «защитных декораций». «Я пытаюсь пройти путь от клоунады, — говорит Вера Воронкова. — В конце это приходит к трагическому завершению. Там все протезы снимаются и остается душа».
Душа Клары пронзительно прощается с Альфредом Иллом. Она надеется начать их новую жизнь на том свете, где деньги ничего не решают, забрать его на райский остров Капри, который станет для них вечным пристанищем. Это ли не очередное пересечение с булгаковским романом?