Местом действия для постановки «Кто сильнее» Ольги Матвеевой было выбрано фойе, где появился испанский бар. Четыре главных героя без имен собрались в канун Рождества. Истории Господ и Дам X и Y переплетены между собой. Так у самых обычных, на первый взгляд, людей оказывается немало «скелетов в шкафу».
Спектакль опирается сразу на две пьесы шведского писателя Стриндберга. В то время как «Пария» рассказывает историю мужчин, в «Кто сильнее» главные герои – женщины. Режиссер Ольга Матвеева переплетает их судьбы в одном баре, раскрывая сразу несколько тем. Господа спорят о праве на истину, Дамы о таком же праве на любовь. Если для первых яблоко раздора – деньги, то для вторых, конечно, мужчина. Оппоненты максимально полярны друг другу. Спокойный Господин Y (Евгений Сыркин) контрастирует с экспрессивным Господином X (Андрей Щеткин), пока почти что истеричная Госпожа Y (Наталья Шклярук) доказывает свое счастье в браке притихшей Госпоже X (Александра Питиримова).
Двойственность героев показана даже на уровне сценографии Юлии Коротковой. Штаны Госпожи Y разной длины, половина ее накидки переливается на свету. Рубашка Господина Y тоже собрана из разных лоскутков. Такие люди-мозаики, потерянные в реалиях взрослого мира дети. Разговаривают о жизни, пока их диалоги не прерывают мизансцены с поющей испанские песни хозяйкой бара (Алина Ивах). Эти строчки уже знакомы русскому зрителю, несмотря на страну их происхождения. «Гитару» Федерико Гарсиа Лорки переводила Мария Цветаева, «О, голубка моя» пела Алла Пугачева. Почти каждая испанская композиция в русской трактовке взята из репертуара Клавдии Шульженко, ключевой фигурой для мира советской эстрады 1940-х годов.
– Можно сказать, что исполнилась моя мечта – прикоснуться к ее творчеству, –рассказала актриса Алина Ивах, исполнительница роли хозяйки бара.
Конечно, антураж Испании заметен не только в выборе песен. В пространстве испанского бара с символичным названием «Quién?» («Кто?» – «Т») хозяйка носит традиционное платье. Барная стойка и пару столов создают, тем не менее, полноценное погружение в реалии мира героев постановки. Решение режиссера Ольги Матвеевой поставить две пьесы в небольшом пространстве только на первый взгляд может показаться нелогичным. Стриндберг писал маленькие истории для своего Интимного театра, где грань между зрителем и сценой намеренно размывалась. Очевидно, что такую же цель преследует и режиссер спектакля «Кто сильнее». Отсутствие преград работает на погружение в мир обычных людей. Другой вопрос, что жанр спектакля – психологический детектив. Его закон обязывает наличие интриги и раскрытие тайны. Постановка «Кто сильнее» справляется и с тем, и другим.
Господа Х и Y совершили преступление. Нюанс состоит лишь в последствиях: пока Игрек отсидел срок за подделывание подписи на векселе, Икс оставался на свободе. К этому финалу спектакль подводит не спеша, раскрывая героев сперва как приятелей и давних знакомых.
– Мой персонаж пытается убедить себя, что у него есть твердые взгляды на вопросы морали и нравственности. Но на самом деле эти убеждения не настолько твердые. В этом, может быть, и весь смысл пьесы. Кто действительно сильнее? Тот, кто совершил преступление и не раскаивается в этом, или человек, который совершил преступление, раскаялся, но до сих пор не чувствует своей вины, – поделился Андрей Щеткин, исполнитель роли Господина X.
От диалогов женщин, наоборот, веет давней обидой и пассивной агрессией. Им трудно скрывать свою неприязнь к друг другу. В эпицентре их общей боли один человек, который по сути использовал героинь. Различны только их позиции в этой шахматной партии, где Госпоже Икс отводится роль бывшей любовницы, а Госпоже Игрек – нынешней жены. Каждая делает свой выбор: первая выбирает себя и свободу, а вторая гордится семейным статусом и иллюзией стабильности. Удачная режиссерская находка Ольги Матвеевой – это повтор одного диалога двумя героинями. Описывая чувство любви к мужчине, имя которого не скажут зрителю, каждая из женщин вкладывает свой смысл в одни и те же строчки. У Госпожи Игрек монолог с привкусом театральщины, в то время, как у Икс в голосе только тихая боль.
Понятно, что право на свою правду имеет каждый. Вопрос «Кто сильнее?», очевидно, объединяет две истории под сводом одной темы. Но ответа на него зрителю не дают, и все выводы предстоит сделать самостоятельно.












