Борис Казинец (США): «Мы сейчас очень увлечены новой пьесой»

 
«Театрал» побеседовал с художественным руководителем «Театра русской классики» Борисом Михайловичем Казинцом о том, как актер отметил в Вашингтоне свое 94-летие и о том, какую премьеру он вместе с драматургом и режиссером Ириной Чайковской готовит в пространстве интернета.

– Борис Михайлович, расскажите, как отметили свой 94-й день рождения?
Коллектив театра, в котором я сыграл роль местечкового еврея Розенбаума, устроил такой неожиданный приём! Пригласили в прекрасный ресторан. Туда пришли все актеры, с которыми я работал и в своем, и в других коллективах. Так что очень здорово всё получилось. Было очень вкусно, а еще мне принесли «Хванчкару». Конечно, надо же было грузинское вино! И нам разрешили его тоже открыть, что очень здорово, потому что иногда в ресторанах не разрешают приносить свой алкоголь. Но они поняли, в чём дело, что старый грузин привёз «Хванчкару», как это можно было запретить!

Так что мы очень хорошо провели этот день. И конечно, мы уже говорили о планах на следующий год. Потому что есть идея отпраздновать мой день рождения в Тбилиси, если вдруг жизнь сделает такой подарок, что всё будет нормально и можно будет лететь. Потому что лететь в Тбилиси – это целая история, и пересадка в Стамбуле…

– Значит, есть надежда, что, может быть, следующий день рождения отметите в Тбилиси?
– Точно абсолютно, если будет здоровье, то сделаем это там вне зависимости от политических убеждений... Там сейчас сложно в Русском театре устроить банкет по поводу русского актёра. Хотя многие ребята собираются приехать… Вот из Москвы наш актёр, который был на девяностолетии, тоже собирается. Родственники, кто ещё жив. Если получится поехать, значит, это будет семейное торжество. Потому что у нас же там дочка, у неё дом, хороший двор. Валерий Яков тоже, по-моему, собирается. Мы очень хотим, чтобы он приехал. Вот такие планы.

– Это замечательные праздничные планы, а творческие?
– Во-первых, у нас с большим успехом – и это не мои слова, а слова людей, которые это смотрят, – на YouTube идут спектакли, которые мы делаем по Зуму. И эти спектакли пользуются большим успехом, особенно у людей такого возраста и в таком положении, когда они не могут пойти в театр, а сидят дома и бесплатно смотрят постановки, которые к ним прямо домой «привозят». Другое дело, что это не спектакль с декорациями, но оформляется он очень интересно. Каждую картину, в которой происходит следующее действие, оформляет Саша, супруг режиссера Ирины Чайковской. Он совершенно изумительный человек с точки зрения творческих поисков, он к каждой картине находит какие-то рисунки или фото. То есть визуально эти постановки тоже оформляются.

А эти спектакли идут только онлайн или они записаны тоже?
– Они записаны. И в YouTube все эти спектакли выкладываются. Ирина Чайковская сама выкладывает их. И вот сейчас мы готовим спектакль к Новому году. Ну, не к новогодним праздникам, а по времени – это будет около Нового года. Ирина написала историю о том, как художник из России, за которого я буду читать текст, написал свое, новое видение сюжета «Снятие с креста», новое суждение об этом. Она взяла и соединила какие-то старые философские взгляды и какие-то новые... Очень любопытно. А сама пьеса держится на том, что он ждёт посетителей в музее (это происходит в наше теперешнее время в России), а посетителей нет. На его картину о Христе никто не пришел посмотреть. Но вдруг появляется какая-то женщина, и между ними начинается диалог.  Оказывается, что она пришла в этот день в музей, потому что ей некуда пойти, ее выгнали из дома. Потом приходит в музей еще журналистка. И вот это трио начинает разговор об этой картине и, вообще, о жизни. Это очень интересно. И кончается тем, что звучит новый взгляд на то, кто снимал Его с креста. Это очень любопытно и с познавательной точки зрения. Вот над этим мы с Ириной Чайковской сейчас и работаем.

– Кто еще из актеров участвует?
–У нас целая группа наших актеров. Но одну из главных ролей исполняет наша российская звезда, заслуженная артистка, Анечка Варпаховская, она сейчас живет в Канаде. Чем ещё вся эта виртуальность хороша – что мы репетируем, каждый сидя у себя дома, и также играем потом.

– Как часто вы репетируете?
– Один раз в неделю вечером идет большая репетиция, разбираем всё. Они нам показывают, какой будет, изобразительный ряд, чтобы мы знали приблизительно. Делимся идеями костюмов. Потому что мы сидим «в экране», и всё. Мы же не ходим, мизансцен у нас нет. У нас только лишь диалоги. Но всё равно время меняется, и поэтому приходится по ходу действия во что-то переодеваться. Одно дело – в музее, другое дело, когда он дома пишет картину и пьет…

«Хванчкару»?
– Нет, это же московский художник, так что он пьет водку… Мы сейчас очень увлечены этой новой пьесой. Посмотрим, что получится. И люди ждут, вот эти наши старички. Конкретно в первый день смотрит какая-то большая группа, а потом уже начинается просмотр в записи. Оказывается, что очень большие цифры просмотров потом. Премьера проходит в 12 часов дня в воскресенье, а у вас в это время уже семь часов. Так что у вас тоже можно будет посмотреть. А после того, как проходит премьера всегда происходит обсуждение по Зуму, и зрители, сидящие у экрана, могут высказываться. Среди зрителей есть литературоведы, искусствоведы, актёры из других театров, они все смотрят, а потом идёт довольно бурное обсуждение.

Это похоже на то, как проходили круглые столы на нашем онлайн-фестивале «Мир русского театра», когда всем было приятно друг друга увидеть, посмотреть спектакль и обсудить его…
– Да-да! В таком плане и мы работаем. А что касается еще чего-то, черт его знает… Конечно, были какие-то замыслы, но всё-таки надо оценивать свой возраст, свои возможности. А можно было бы, и даже есть желание провести какие-то чтения историй о своей жизни.

– Вы пишите истории из своей жизни?
– Нет, только заметки. Думаю, может быть, действительно этим делом заняться…

– Уверена, что это будет пользоваться большим успехом, потому что у вас очень много поклонников и поклонниц.
– Это приятно! Мы, конечно, подумаем. Всё зависит от общего самочувствия. Вот сейчас мы сидим на улице, солнце потрясающее, и тут у нас очень красиво. Этот дом, конечно, не наша квартира, а государственная, но 31 год мы уже тут живем, с тех самых пор, как прилетели из Грузии…
 
 


Поделиться в социальных сетях: