В самом конце минувшего сезона художественным руководителем Театра сатиры был назначен известный актер, режиссер, общественный деятель, народный артист России Евгений Герасимов. Всего два года назад он стал худруком театра Луны, переименованного с недавних пор в Театр на Малой Ордынке. Сохранив за собой этот пост, Герасимов приступил к руководству не только театром Сатиры, но и Прогресс-сценой, управляя сразу тремя очень разными коллективами. Как ему это удается, и какие наболевшие проблемы он намерен решать в первую очередь, Евгений Владимирович рассказывает в беседе с главным редактором журнала «Театрал».
– Евгений Владимирович, многих наших читателей и поклонников Театра сатиры очень волнует судьба и перспективы этого коллектива, который вы возглавили буквально несколько месяцев назад. Вероятно, еще рано говорить о каких-то глобальных грядущих переменах или планах, но скажите, стоит ли ожидать, что вы вернете в «Сатиру» – сатиру?
– Да, конечно. Ведь даже в советские времена не было человека, который бы не знал, что в Театре сатиры всегда идут остроумные, актуальные, веселые спектакли, дающие возможность и посмеяться, и задуматься. Даже сейчас многие мои друзья говорят мне, что идут в «Сатиру» чтобы улыбнуться, отдохнуть, зарядиться какими-то важными в этой жизни эмоциями.
– Но речь ведь идет о сатире умной, острой, актуальной, а не о пошловатом камеди-шоу со смехом ради смеха?
– Естественно. Это и не в традициях великого театра со столетней историей. Театр сатиры традиционно славен своими обозрениями. Помните, как говорил первый директор и художественный руководитель Давид Гутман: «Наш театр особого назначения – его задача – сигнализировать о встречающихся недостатках, пороках». И мы будем это делать. Один из спектаклей над которым мы сейчас работаем – «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.
– Не возникает ли в таком случае некий «конфликт интересов»? Сатира у нас издавна воспринимается как критический, скажем так, взгляд на окружающую жизнь, на поведение нерадивых чиновников, на не самые разумные действия властей. А вы, с одной стороны, руководитель театра, определяющий его творческую стезю, а с другой – представитель власти.
– Почему же это должно мне мешать? Скорее наоборот, я глубже и объемней понимаю природу власти, ее смыслы и проблемы, а значит и мои оценки грядущих постановок будут более объективными. Вы смотрели в «Ленкоме» замечательный спектакль «Доходное место»? Я там, если помните, играю роль старого чиновника Аристарха Вышневского, и мне никак не мешает мой опыт работы в представительской власти. Все с точностью до наоборот – многие после спектакля нередко говорят: как здорово и убедительно, можно даже подумать, что играет про себя.
– То есть вам к этому не привыкать и внутреннего противоречия не возникает? Спрашиваю не случайно, потому что у меня был подобный личный опыт, когда я некоторое время работал региональным министром печати, но при этом оставался главным редактором. И не раз возникали ситуации внутренних борьбы, когда при острых темах душа журналиста требовала ставить в номер этот материал, а статус чиновника вынуждал подумать... Как вы будете справляться с такой внутренней борьбой?
– Легко. Я и с юмором, и с иронией отношусь ко многим проблемам, возникающим в нашей жизни. Критического взгляда на определенные проявления окружающей действительности мне тоже не занимать. Поэтому я не вижу никаких противоречий в том, чтобы с моим приходом в Театр сатиры туда, как вы говорите, вернулась сатира.
– А ведь в вашем приходе в этот театр есть и какой-то символизм, если вспомнить, что вас сюда приглашал еще легендарный Плучек сразу после того, как вы закончили Щукинское училище. Но вы тогда предпочли театр Маяковского.
– Действительно, тогда так сложилось, что я ушел работать в Театр Маяковского, где прошел у великого Андрея Гончарова суровую школу актерской жизни. Но любовь к Театру сатиры у меня никогда не пропадала, любовь к труппе, к артистам, к Андрею Миронову, Анатолию Ширвиндту, Михаилу Державину, Анатолию Папанову, Вере Васильевой. Можно перечислять и дальше, дальше. Я всегда продолжал ходить в этот театр. У меня были очень дружеские отношения с директором театра Мамедом Агаевым, и я видел все премьеры. Мы не один раз беседовали с Александром Анатольевичем о проблемах, о том, что происходит в театре. Он ведь в свое время был моим педагогом в Щукинском училище, а в Театре сатиры много щукинцев. Поэтому я хорошо знаю и вижу проблемы и болезни театра последних лет. Особенно последних лет!
Мне кажется, я нахожу определённые решения таких проблем, потому что мне понятна их основа. В этом понимании очень помогает мой многолетний опыт руководства Комиссией по культуре в Московской городской думе. Я все проблемные вопросы, причём разных городских театров, знаю изнутри, многие годы помогаю этим театрам такие вопросы решать. Естественно, что делать это проще и эффективней, будучи председателем Комиссии по культуре и массовым коммуникациям. Вы это тоже очень хорошо знаете, мы ведь с вами бываем…
– В «Директорской ложе» в частности, где нередко обсуждаются наболевшие проблемы театральной жизни...
– Да, и в «Директорской», на других наших профессиональных мероприятиях. Поэтому понимаете, сколько проблем приходится решать руководителям театров. Я, например, придя в «Сатиру», обнаружил обнулённый бюджет. А впереди – столетний юбилей, который заслуживает достойного празднования. Впереди было и 90-летие легендарного Александра Ширвиндта... Я же не увидел ни одного достойного сценария по празднованию ни девяностолетия, которое должно было состояться в июле, в день рождения Александра Анатольевича, ни празднования столетия театра. Поэтому мне пришлось с самого начала включаться и вникать в эту ситуацию. Благо, нам очень помогла его супруга Наталья Николаевна, принимавшая самое активное и деятельное участие в подготовке юбилейного вечера. И многое сделал для организации и постановки этого вечера Антон Булгак – наш талантливый молодой актер. В результате получился очень хороший спектакль с душевной, домашней атмосферой. За билетами стояли толпы людей, и далеко не все смогли к нам попасть. А билеты на этот спектакль мы решили продавать для того, чтобы доходы от них направить на именную стипендию в Щукинском училище лучшим студентам. Она так и будет называться – стипендия имени Александра Ширвиндта.
– Но проблемы, с которыми вы столкнулись, придя в Театр сатиры, наверное, не ограничивались только организационными вопросами подготовки грядущих юбилеев?
– Одной из первых и чрезвычайно важных тем, поднятых после моего назначения и нуждающихся в незамедлительной проработке, стал вопрос оплаты труда и стимулирования артистов. Сейчас система формирования финансовой составляющей и принципы начисления надбавок становятся абсолютно понятны и прозрачны. Другим немаловажным пунктом стало решение, к примеру, о возврате на фасад театра известных масок, которые повесили на заднем дворе. Возмущение и негодование жителей Москвы и труппы было обоснованным. Естественно, я вник в ситуацию и пытался понять, зачем это было сделано. Затем поставил задачу, чтобы к юбилею театра мы в любом случае вернули их на фасад. Потому что это фасад не только Театра сатиры, это знаковый образ города Москвы, это исторический фасад, требующий сохранения и бережного отношения. Пришлось в оперативном порядке подключать Комиссию по культуре, которую я возглавляю, обращаться за поддержкой в Москомархитектуры... В этой ситуации все сработали очень быстро, ответственно, пошли нам навстречу и дали разрешение вернуть маски на прежнее место. Они в полном порядке, отреставрированы и теперь опять могут радовать глаз москвичей и гостей столицы.
Проблемных вопросов довольно много. Но я не думаю, что обо всех надо говорить. А вот решать – да. И мы сейчас планомерно подходим к нашей совместной задаче закрыть все «болевые точки» поэтапно.
– Ну, с вашим-то административным ресурсом вернуть на место маски – это, наверное, самое простое.
– Уверяю вас, что это было совсем непросто. При другом художественном руководителе они бы сейчас на фасаде могли и не появиться, потому что требовалось принятие целого ряда решений городскими властями.
– Но начинали же вы, вероятно, не с только с масок, но и с ряда других назревших проблем?
– Да, я об этом уже и начал говорить. Впереди был вековой юбилейный сезон, требующий достойного празднования. И нулевой бюджет. Пришлось срочно искать партнеров, которые согласились бы поддержать театр в столь сжатые сроки. Вы ведь знаете, что бюджетирование во многих организациях планируется за год-полтора вперед, а тут речь шла о неделях и месяцах. Тем не менее, нам удалось решить эти вопросы, и очень уважаемые партнеры откликнулись и поддержали театр финансово, веря в нас и доверяя нам. Поэтому не без гордости могу сказать, что сейчас мы уже твердо стоим на ногах и очень серьезно готовимся к проведению юбилейного вечера 100-летия театра, запланированного на 1 декабря. Это будет яркое, красочное, по-настоящему праздничное шоу, достойное великого Театра сатиры.
А 1 ноября мы готовимся выпустить новый спектакль «Игроки» по Гоголю, в котором будут заняты многие замечательные актеры нашего театра. Сезон же открыли постановкой «Планета Ширвиндт», которую с таким восторгом и благодарностью приняли зрители. Это был незабываемый вечер. И потрясающее открытие юбилейного сезона.
– Если отвлечься от праздничной темы, нельзя, наверное, не сказать о вопросах будничных, с которыми вы столкнулись, став руководителем сразу трех театров. Коллектив Театра сатиры заметно лихорадило после присоединения к нему Театра Джигарханяна, переименованного в «Прогресс-сцену». И вряд ли тут можно было говорить о праздничных настроениях. Вы ощутили это напряжение, войдя в этот Дом?
– Ни для кого не секрет, что объединение трупп редко происходит безболезненно. По разным причинам «Прогресс-сцена» перестала функционировать, и после слияния двух театров численность артистов составила 150 артистов, которым пришлось бы разместиться вместе в одном творческом пространстве. А всем артистам надо дать работу, нужно занять в постановках. И вопрос не в том, кто лучше, а кто хуже. Тут смешались разные школы, форматы, разная стилистика, что сильно усложнило ситуацию. И так оказалось, что многие артисты просто остались невостребованными. Для творческого человека это самое тяжелое испытание. Ведущие артисты Театра сатиры просто не получали никакой работы, что, мягко говоря, очень неправильно. И прежнее руководство за два с половиной года ничего не сделало, чтобы эту ситуацию изменить. Стоит ли удивляться, что атмосфера в театре к моему приходу была такой накаленной. Поэтому пришлось без раскачки и раздумий принимать быстрые, но взвешенные решения, чтобы разрядить обстановку и вернуть творческую атмосферу.
Первым делом я восстановил работу на «Прогресс-сцене». Там все было закрыто, потому что под театром прорвало коммуникации, которые шли к соседним домам. Благодаря моему опыту взаимодействия с городскими властями, нам удалось оперативно провести ремонтные работы и вернуть театр к жизни. Мы уже перенесли туда часть спектаклей, и артисты будут там заняты работой. Одновременно у нас сейчас готовится несколько новых постановок на Малой сцене Театра сатиры. В частности, режиссер Закиров готовит здесь спектакль «Чистый понедельник» по Бунину. Думаю, что это будет очень интересная работа. Там же планируем поставить спектакль «Мусорный король» – с сатировским юмором и настроением. На «Прогресс-сцене» сделаем «Бонжур, месье Перро». Это будет очень яркий семейный спектакль, который потребовал серьезных организационных усилий, учитывая нынешнее состояние этой площадки. Но мы уже все нашли – и необходимые микрофоны, и технику, и готовим интересные декорации...
– То есть – вы сразу включились в процесс не только как художественный руководитель, но и как анти-кризисный менеджер?
– Да, именно так. Поэтому, думаю, за столь короткое время удалось решить многие вопросы. Но очень многое еще предстоит сделать.
Я рад, что мне удалось пригласить в театр Сатиры известнейшего продюсера, друга Высоцкого Валерия Янкловича, который подготовил для Основной сцены новую инсценировку спектакля «Проснись и пой». Это будет яркий атмосферный спектакль с сатировским острым юмором на грани фола, в нем примут участие многие ведущие артисты театра.
– А планируется ли какая-то работа со зрителем? Что вы намерены делать, чтобы он узнал о благих переменах, чтобы вернулся в театр и поддержал его? Прежняя команда практически перестала взаимодействовать с театральными СМИ, не считала, видимо, нужным информировать публику о своих планах и уделять ей внимание.
– Это одна из наших главных целей – вернуть зрителей в театр. Поэтому серьезное внимание уделим не только творческим процессам внутри театра, но и рекламной кампании. При поддержке Московского правительства организуем целый ряд уличных акций, большой гала-концерт на площади Маяковского, развернем выставки на бульварах, запустим в ближайшее время брендированный поезд в метро. Наши артисты будут выступать, петь, показывать отрывки из спектаклей на некоторых станциях метро.
Готовится специальная программа реализации билетов, более удобная и современная, будет выпущена брендированная карта «Тройка» к 100-летию Театра сатиры, совместно с Почтой России скоро поступит в продажу лимитированный тираж марки и конверта о 100-летии театра, к выпуску готовится аудио-сериал с ведущими «сатировцами» на популярной платформе Литрес. Уже реализованы договоренности с ТАСС и Московским метрополитеном по фотопроектам.
Отдельное внимание уделяем бойцам, ветеранам и семьям участников специальной военной операции. Для них организуем благотворительные концерты, встречи с ведущими артистами, и в обязательной программе спектакли для детской и взрослой аудитории.
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне при поддержке Губернатора Смоленской области и участии Председателя Российского военно-исторического общества в Вязьме будет установлен памятник героически погибшей артбригаде Театра сатиры. А совместно с Культурно-выставочным центром города планируем учредить и проводить ежегодный международный конкурс чтецов. По линии премьерных постановок, приуроченных к юбилейной дате, скоро начнется подготовка к репетициям спектакля по мотивам художественного кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».
Возобновим, конечно, и более тесное взаимодействие с театральной прессой.
– То есть вы реально повернетесь лицом к СМИ, к социальным сетям и к театральным читателям?
– Ну вы же видите, что я всегда открыт к общению, к новым идеям, обсуждению самых наболевших тем. Приведу пример с театром на Малой Ордынке, который просто находился «в яме», когда я сюда пришёл. Был, что называется, в самом-самом низу любых рейтингов, а в зале с трудом насчитывалось 15-20 зрителей. Бабушек из соседних домов просто так приглашали, они с бутербродами приходили сюда, чего-то посмотреть, пойти в буфет, запить свои бутерброды. Вот что было здесь. А сейчас у нас новые спектакли, на которые не достать билетов, они все с аншлагами идут. «Эдит Пиаф», «Человек-амфибия», «Маяковский», «Ночь нежна» – все очень успешны. Последняя просто идёт на ура.
– Кроме того театр «Ленком» подарил вам спектакль «Маленький принц», в котором вы играете главную роль.
– Да, я очень благодарен Марку Борисовичу Варшаверу за этот подарок. Спектакль идет у нас с неизменными аншлагами, играем по два раза в день. Я его, конечно, обновил, привлек нового зрителя.
А сейчас готовим «Мастера и Маргариту», работа будет очень необычная, главная линия – любовь Мастера и Маргариты. Ну и куда же без Воланда? Его роль буду играть я сам.
– Скажите, а зачем было нужно менять имя театру? Зритель привык к тому, что в Москве есть единственный Театр Луны, оригинальный и ни на кого не похожий уже хотя бы своим именем. А теперь возник еще один с названием улицы – Театр на Малой Ордынке. Хотя неподалеку – Театр на Большой Ордынке. А подальше – Театр на Малой Бронной. Поди разберись теперь театральному первопроходцу, где кто, и чем они друг от друга отличаются.
– Вы знаете, даже многие люди, живущие здесь по соседству, были не в курсе, что рядом находится Театр Луны. И театральная пресса, когда мы приглашали на премьеры, спрашивала: а Театр Луны – это где? Теперь же вопросов нет. Сами звонят на Малую Ордынку, просят дать интервью, снять пресс-показ, и уже не спрашивают – где это. И местные жители уже знают, что рядом работает театр, куда можно прийти всей семье, не боясь показать детям наши спектакли.
Сейчас начинаем работу над постановкой «Я Дон Кихот, человек из Ла Манчи», будет, уверяю вас, прекрасный семейный спектакль. Планируем мощное представление «В джазе только девушки», очень дорогой, красивый спектакль, который рассчитываем показывать на больших сценах, на разных площадках.
– Вы сейчас руководите тремя разными коллективами у которых разная история, разные школы, традиции, разный зритель. Вы будете сохранять самобытность каждого из них, или превратите в единый универсальный театр, нацеленный на массовую публику и широкие продажи?
– Нет, ни в коем случае. Наоборот, я буду поддерживать лучшее, что достигнуто этими коллективами, и вместе с ними создавать новую стилистику. Мы конечно же не можем не учитывать, что Театр на Малой Ордынке расположен в самом сердце старой Москвы и у него здесь свой зритель. Что «Прогресс-сцена» работает в университетском районе столицы, и там совершенно иная публика, а значит и репертуар должен быть другим. Что Театр сатиры – это национальное достояние, куда могут стремится зрители со всей страны. И постановки должны быть национального масштаба. Я все это прекрасно понимаю и учитываю. Поэтому и задача у нас предельно ясна – не просто вернуть зрителя в наш театр, но и больше его не терять.
– Вас можно поздравить с очередными успешными выборами в Московскую городскую думу. А значит вам предстоит отвечать за решение еще огромного числа вопросов в культурной жизни столицы. И тут уже проблемы более приземленные. К примеру – парковки у театральных подъездов. «Театрал» много раз писал о том, что департамент транспорта Москвы совершенно не думает об удобстве для десятков тысяч зрителей, не просто лишив театры парковок для публики, но и установивший у большинства театров в центре города знаки «Остановка запрещена». В результате пожилые зрители, люди с ограниченными возможностями не могут остановиться у театра даже на такси, не нарушив правил. Не обращались ли к вам директора театров с просьбой поддержать их в решении проблемы парковок?
– Нет, ко мне никто не обращался. Хотя, конечно, я знаю, что такая проблема существует. Но ее надо решать комплексно, учитывая интересы всех москвичей, а не только театральных зрителей. У нас, кстати, на Малой Ордынке, есть где парковаться, поэтому приезжайте к нам.
– Но вы не можете сказать этого про Театр сатиры. Там попросту негде остановиться без нарушений, так как рядом с театром висит знак, разрешающий лишь парковку автобусов.
– Этот знак мы, надеюсь, уберем, и создадим возможность подъезжать к театру и останавливаться для высадки нашим зрителям, прежде всего, конечно, пожилым и людям с ограниченными возможностями.
– Я однажды обсуждал эту тему с директором театра Мариньи, расположенного в самом центре Парижа на Елисейских полях. Он рассказывал, что их зрители, приезжая в театр, паркуются на платных парковках, но затем, предъявив свой театральный билет, получают скидку на оплату этой парковки. То есть городские власти, при желании, находят возможности решать такие проблемы.
– Это следующий этап в нашей работе.
– Судя по нынешним назначениям – работы у вас все прибавляется. Три театра, съемки в кино, Мосгордума, роли в «Ленкоме», руководство московской организацией Союза кинематографистов, и это еще не все... Как вас на все хватает?
– Характер такой. Я очень организованный человек. С детства привык быть обязательным, пунктуальным и никого не подводить. Встаю каждый день в 6 утра, обязательная зарядка, и вперед, как говорится, по-чеховски – дело делать.
– Евгений Владимирович, многих наших читателей и поклонников Театра сатиры очень волнует судьба и перспективы этого коллектива, который вы возглавили буквально несколько месяцев назад. Вероятно, еще рано говорить о каких-то глобальных грядущих переменах или планах, но скажите, стоит ли ожидать, что вы вернете в «Сатиру» – сатиру?
– Да, конечно. Ведь даже в советские времена не было человека, который бы не знал, что в Театре сатиры всегда идут остроумные, актуальные, веселые спектакли, дающие возможность и посмеяться, и задуматься. Даже сейчас многие мои друзья говорят мне, что идут в «Сатиру» чтобы улыбнуться, отдохнуть, зарядиться какими-то важными в этой жизни эмоциями.
– Но речь ведь идет о сатире умной, острой, актуальной, а не о пошловатом камеди-шоу со смехом ради смеха?
– Естественно. Это и не в традициях великого театра со столетней историей. Театр сатиры традиционно славен своими обозрениями. Помните, как говорил первый директор и художественный руководитель Давид Гутман: «Наш театр особого назначения – его задача – сигнализировать о встречающихся недостатках, пороках». И мы будем это делать. Один из спектаклей над которым мы сейчас работаем – «Корабль дураков» Себастьяна Бранта.
– Не возникает ли в таком случае некий «конфликт интересов»? Сатира у нас издавна воспринимается как критический, скажем так, взгляд на окружающую жизнь, на поведение нерадивых чиновников, на не самые разумные действия властей. А вы, с одной стороны, руководитель театра, определяющий его творческую стезю, а с другой – представитель власти.
– Почему же это должно мне мешать? Скорее наоборот, я глубже и объемней понимаю природу власти, ее смыслы и проблемы, а значит и мои оценки грядущих постановок будут более объективными. Вы смотрели в «Ленкоме» замечательный спектакль «Доходное место»? Я там, если помните, играю роль старого чиновника Аристарха Вышневского, и мне никак не мешает мой опыт работы в представительской власти. Все с точностью до наоборот – многие после спектакля нередко говорят: как здорово и убедительно, можно даже подумать, что играет про себя.
– То есть вам к этому не привыкать и внутреннего противоречия не возникает? Спрашиваю не случайно, потому что у меня был подобный личный опыт, когда я некоторое время работал региональным министром печати, но при этом оставался главным редактором. И не раз возникали ситуации внутренних борьбы, когда при острых темах душа журналиста требовала ставить в номер этот материал, а статус чиновника вынуждал подумать... Как вы будете справляться с такой внутренней борьбой?
– Легко. Я и с юмором, и с иронией отношусь ко многим проблемам, возникающим в нашей жизни. Критического взгляда на определенные проявления окружающей действительности мне тоже не занимать. Поэтому я не вижу никаких противоречий в том, чтобы с моим приходом в Театр сатиры туда, как вы говорите, вернулась сатира.
– А ведь в вашем приходе в этот театр есть и какой-то символизм, если вспомнить, что вас сюда приглашал еще легендарный Плучек сразу после того, как вы закончили Щукинское училище. Но вы тогда предпочли театр Маяковского.
– Действительно, тогда так сложилось, что я ушел работать в Театр Маяковского, где прошел у великого Андрея Гончарова суровую школу актерской жизни. Но любовь к Театру сатиры у меня никогда не пропадала, любовь к труппе, к артистам, к Андрею Миронову, Анатолию Ширвиндту, Михаилу Державину, Анатолию Папанову, Вере Васильевой. Можно перечислять и дальше, дальше. Я всегда продолжал ходить в этот театр. У меня были очень дружеские отношения с директором театра Мамедом Агаевым, и я видел все премьеры. Мы не один раз беседовали с Александром Анатольевичем о проблемах, о том, что происходит в театре. Он ведь в свое время был моим педагогом в Щукинском училище, а в Театре сатиры много щукинцев. Поэтому я хорошо знаю и вижу проблемы и болезни театра последних лет. Особенно последних лет!
Мне кажется, я нахожу определённые решения таких проблем, потому что мне понятна их основа. В этом понимании очень помогает мой многолетний опыт руководства Комиссией по культуре в Московской городской думе. Я все проблемные вопросы, причём разных городских театров, знаю изнутри, многие годы помогаю этим театрам такие вопросы решать. Естественно, что делать это проще и эффективней, будучи председателем Комиссии по культуре и массовым коммуникациям. Вы это тоже очень хорошо знаете, мы ведь с вами бываем…
– В «Директорской ложе» в частности, где нередко обсуждаются наболевшие проблемы театральной жизни...
– Да, и в «Директорской», на других наших профессиональных мероприятиях. Поэтому понимаете, сколько проблем приходится решать руководителям театров. Я, например, придя в «Сатиру», обнаружил обнулённый бюджет. А впереди – столетний юбилей, который заслуживает достойного празднования. Впереди было и 90-летие легендарного Александра Ширвиндта... Я же не увидел ни одного достойного сценария по празднованию ни девяностолетия, которое должно было состояться в июле, в день рождения Александра Анатольевича, ни празднования столетия театра. Поэтому мне пришлось с самого начала включаться и вникать в эту ситуацию. Благо, нам очень помогла его супруга Наталья Николаевна, принимавшая самое активное и деятельное участие в подготовке юбилейного вечера. И многое сделал для организации и постановки этого вечера Антон Булгак – наш талантливый молодой актер. В результате получился очень хороший спектакль с душевной, домашней атмосферой. За билетами стояли толпы людей, и далеко не все смогли к нам попасть. А билеты на этот спектакль мы решили продавать для того, чтобы доходы от них направить на именную стипендию в Щукинском училище лучшим студентам. Она так и будет называться – стипендия имени Александра Ширвиндта.
– Но проблемы, с которыми вы столкнулись, придя в Театр сатиры, наверное, не ограничивались только организационными вопросами подготовки грядущих юбилеев?
– Одной из первых и чрезвычайно важных тем, поднятых после моего назначения и нуждающихся в незамедлительной проработке, стал вопрос оплаты труда и стимулирования артистов. Сейчас система формирования финансовой составляющей и принципы начисления надбавок становятся абсолютно понятны и прозрачны. Другим немаловажным пунктом стало решение, к примеру, о возврате на фасад театра известных масок, которые повесили на заднем дворе. Возмущение и негодование жителей Москвы и труппы было обоснованным. Естественно, я вник в ситуацию и пытался понять, зачем это было сделано. Затем поставил задачу, чтобы к юбилею театра мы в любом случае вернули их на фасад. Потому что это фасад не только Театра сатиры, это знаковый образ города Москвы, это исторический фасад, требующий сохранения и бережного отношения. Пришлось в оперативном порядке подключать Комиссию по культуре, которую я возглавляю, обращаться за поддержкой в Москомархитектуры... В этой ситуации все сработали очень быстро, ответственно, пошли нам навстречу и дали разрешение вернуть маски на прежнее место. Они в полном порядке, отреставрированы и теперь опять могут радовать глаз москвичей и гостей столицы.
Проблемных вопросов довольно много. Но я не думаю, что обо всех надо говорить. А вот решать – да. И мы сейчас планомерно подходим к нашей совместной задаче закрыть все «болевые точки» поэтапно.
– Ну, с вашим-то административным ресурсом вернуть на место маски – это, наверное, самое простое.
– Уверяю вас, что это было совсем непросто. При другом художественном руководителе они бы сейчас на фасаде могли и не появиться, потому что требовалось принятие целого ряда решений городскими властями.
– Но начинали же вы, вероятно, не с только с масок, но и с ряда других назревших проблем?
– Да, я об этом уже и начал говорить. Впереди был вековой юбилейный сезон, требующий достойного празднования. И нулевой бюджет. Пришлось срочно искать партнеров, которые согласились бы поддержать театр в столь сжатые сроки. Вы ведь знаете, что бюджетирование во многих организациях планируется за год-полтора вперед, а тут речь шла о неделях и месяцах. Тем не менее, нам удалось решить эти вопросы, и очень уважаемые партнеры откликнулись и поддержали театр финансово, веря в нас и доверяя нам. Поэтому не без гордости могу сказать, что сейчас мы уже твердо стоим на ногах и очень серьезно готовимся к проведению юбилейного вечера 100-летия театра, запланированного на 1 декабря. Это будет яркое, красочное, по-настоящему праздничное шоу, достойное великого Театра сатиры.
А 1 ноября мы готовимся выпустить новый спектакль «Игроки» по Гоголю, в котором будут заняты многие замечательные актеры нашего театра. Сезон же открыли постановкой «Планета Ширвиндт», которую с таким восторгом и благодарностью приняли зрители. Это был незабываемый вечер. И потрясающее открытие юбилейного сезона.
– Если отвлечься от праздничной темы, нельзя, наверное, не сказать о вопросах будничных, с которыми вы столкнулись, став руководителем сразу трех театров. Коллектив Театра сатиры заметно лихорадило после присоединения к нему Театра Джигарханяна, переименованного в «Прогресс-сцену». И вряд ли тут можно было говорить о праздничных настроениях. Вы ощутили это напряжение, войдя в этот Дом?
– Ни для кого не секрет, что объединение трупп редко происходит безболезненно. По разным причинам «Прогресс-сцена» перестала функционировать, и после слияния двух театров численность артистов составила 150 артистов, которым пришлось бы разместиться вместе в одном творческом пространстве. А всем артистам надо дать работу, нужно занять в постановках. И вопрос не в том, кто лучше, а кто хуже. Тут смешались разные школы, форматы, разная стилистика, что сильно усложнило ситуацию. И так оказалось, что многие артисты просто остались невостребованными. Для творческого человека это самое тяжелое испытание. Ведущие артисты Театра сатиры просто не получали никакой работы, что, мягко говоря, очень неправильно. И прежнее руководство за два с половиной года ничего не сделало, чтобы эту ситуацию изменить. Стоит ли удивляться, что атмосфера в театре к моему приходу была такой накаленной. Поэтому пришлось без раскачки и раздумий принимать быстрые, но взвешенные решения, чтобы разрядить обстановку и вернуть творческую атмосферу.
Первым делом я восстановил работу на «Прогресс-сцене». Там все было закрыто, потому что под театром прорвало коммуникации, которые шли к соседним домам. Благодаря моему опыту взаимодействия с городскими властями, нам удалось оперативно провести ремонтные работы и вернуть театр к жизни. Мы уже перенесли туда часть спектаклей, и артисты будут там заняты работой. Одновременно у нас сейчас готовится несколько новых постановок на Малой сцене Театра сатиры. В частности, режиссер Закиров готовит здесь спектакль «Чистый понедельник» по Бунину. Думаю, что это будет очень интересная работа. Там же планируем поставить спектакль «Мусорный король» – с сатировским юмором и настроением. На «Прогресс-сцене» сделаем «Бонжур, месье Перро». Это будет очень яркий семейный спектакль, который потребовал серьезных организационных усилий, учитывая нынешнее состояние этой площадки. Но мы уже все нашли – и необходимые микрофоны, и технику, и готовим интересные декорации...
– То есть – вы сразу включились в процесс не только как художественный руководитель, но и как анти-кризисный менеджер?
– Да, именно так. Поэтому, думаю, за столь короткое время удалось решить многие вопросы. Но очень многое еще предстоит сделать.
Я рад, что мне удалось пригласить в театр Сатиры известнейшего продюсера, друга Высоцкого Валерия Янкловича, который подготовил для Основной сцены новую инсценировку спектакля «Проснись и пой». Это будет яркий атмосферный спектакль с сатировским острым юмором на грани фола, в нем примут участие многие ведущие артисты театра.
– А планируется ли какая-то работа со зрителем? Что вы намерены делать, чтобы он узнал о благих переменах, чтобы вернулся в театр и поддержал его? Прежняя команда практически перестала взаимодействовать с театральными СМИ, не считала, видимо, нужным информировать публику о своих планах и уделять ей внимание.
– Это одна из наших главных целей – вернуть зрителей в театр. Поэтому серьезное внимание уделим не только творческим процессам внутри театра, но и рекламной кампании. При поддержке Московского правительства организуем целый ряд уличных акций, большой гала-концерт на площади Маяковского, развернем выставки на бульварах, запустим в ближайшее время брендированный поезд в метро. Наши артисты будут выступать, петь, показывать отрывки из спектаклей на некоторых станциях метро.
Готовится специальная программа реализации билетов, более удобная и современная, будет выпущена брендированная карта «Тройка» к 100-летию Театра сатиры, совместно с Почтой России скоро поступит в продажу лимитированный тираж марки и конверта о 100-летии театра, к выпуску готовится аудио-сериал с ведущими «сатировцами» на популярной платформе Литрес. Уже реализованы договоренности с ТАСС и Московским метрополитеном по фотопроектам.
Отдельное внимание уделяем бойцам, ветеранам и семьям участников специальной военной операции. Для них организуем благотворительные концерты, встречи с ведущими артистами, и в обязательной программе спектакли для детской и взрослой аудитории.
В преддверии 80-летия Победы в Великой Отечественной войне при поддержке Губернатора Смоленской области и участии Председателя Российского военно-исторического общества в Вязьме будет установлен памятник героически погибшей артбригаде Театра сатиры. А совместно с Культурно-выставочным центром города планируем учредить и проводить ежегодный международный конкурс чтецов. По линии премьерных постановок, приуроченных к юбилейной дате, скоро начнется подготовка к репетициям спектакля по мотивам художественного кинофильма Леонида Быкова «В бой идут одни «старики».
Возобновим, конечно, и более тесное взаимодействие с театральной прессой.
– То есть вы реально повернетесь лицом к СМИ, к социальным сетям и к театральным читателям?
– Ну вы же видите, что я всегда открыт к общению, к новым идеям, обсуждению самых наболевших тем. Приведу пример с театром на Малой Ордынке, который просто находился «в яме», когда я сюда пришёл. Был, что называется, в самом-самом низу любых рейтингов, а в зале с трудом насчитывалось 15-20 зрителей. Бабушек из соседних домов просто так приглашали, они с бутербродами приходили сюда, чего-то посмотреть, пойти в буфет, запить свои бутерброды. Вот что было здесь. А сейчас у нас новые спектакли, на которые не достать билетов, они все с аншлагами идут. «Эдит Пиаф», «Человек-амфибия», «Маяковский», «Ночь нежна» – все очень успешны. Последняя просто идёт на ура.
– Кроме того театр «Ленком» подарил вам спектакль «Маленький принц», в котором вы играете главную роль.
– Да, я очень благодарен Марку Борисовичу Варшаверу за этот подарок. Спектакль идет у нас с неизменными аншлагами, играем по два раза в день. Я его, конечно, обновил, привлек нового зрителя.
А сейчас готовим «Мастера и Маргариту», работа будет очень необычная, главная линия – любовь Мастера и Маргариты. Ну и куда же без Воланда? Его роль буду играть я сам.
– Скажите, а зачем было нужно менять имя театру? Зритель привык к тому, что в Москве есть единственный Театр Луны, оригинальный и ни на кого не похожий уже хотя бы своим именем. А теперь возник еще один с названием улицы – Театр на Малой Ордынке. Хотя неподалеку – Театр на Большой Ордынке. А подальше – Театр на Малой Бронной. Поди разберись теперь театральному первопроходцу, где кто, и чем они друг от друга отличаются.
– Вы знаете, даже многие люди, живущие здесь по соседству, были не в курсе, что рядом находится Театр Луны. И театральная пресса, когда мы приглашали на премьеры, спрашивала: а Театр Луны – это где? Теперь же вопросов нет. Сами звонят на Малую Ордынку, просят дать интервью, снять пресс-показ, и уже не спрашивают – где это. И местные жители уже знают, что рядом работает театр, куда можно прийти всей семье, не боясь показать детям наши спектакли.
Сейчас начинаем работу над постановкой «Я Дон Кихот, человек из Ла Манчи», будет, уверяю вас, прекрасный семейный спектакль. Планируем мощное представление «В джазе только девушки», очень дорогой, красивый спектакль, который рассчитываем показывать на больших сценах, на разных площадках.
– Вы сейчас руководите тремя разными коллективами у которых разная история, разные школы, традиции, разный зритель. Вы будете сохранять самобытность каждого из них, или превратите в единый универсальный театр, нацеленный на массовую публику и широкие продажи?
– Нет, ни в коем случае. Наоборот, я буду поддерживать лучшее, что достигнуто этими коллективами, и вместе с ними создавать новую стилистику. Мы конечно же не можем не учитывать, что Театр на Малой Ордынке расположен в самом сердце старой Москвы и у него здесь свой зритель. Что «Прогресс-сцена» работает в университетском районе столицы, и там совершенно иная публика, а значит и репертуар должен быть другим. Что Театр сатиры – это национальное достояние, куда могут стремится зрители со всей страны. И постановки должны быть национального масштаба. Я все это прекрасно понимаю и учитываю. Поэтому и задача у нас предельно ясна – не просто вернуть зрителя в наш театр, но и больше его не терять.
– Вас можно поздравить с очередными успешными выборами в Московскую городскую думу. А значит вам предстоит отвечать за решение еще огромного числа вопросов в культурной жизни столицы. И тут уже проблемы более приземленные. К примеру – парковки у театральных подъездов. «Театрал» много раз писал о том, что департамент транспорта Москвы совершенно не думает об удобстве для десятков тысяч зрителей, не просто лишив театры парковок для публики, но и установивший у большинства театров в центре города знаки «Остановка запрещена». В результате пожилые зрители, люди с ограниченными возможностями не могут остановиться у театра даже на такси, не нарушив правил. Не обращались ли к вам директора театров с просьбой поддержать их в решении проблемы парковок?
– Нет, ко мне никто не обращался. Хотя, конечно, я знаю, что такая проблема существует. Но ее надо решать комплексно, учитывая интересы всех москвичей, а не только театральных зрителей. У нас, кстати, на Малой Ордынке, есть где парковаться, поэтому приезжайте к нам.
– Но вы не можете сказать этого про Театр сатиры. Там попросту негде остановиться без нарушений, так как рядом с театром висит знак, разрешающий лишь парковку автобусов.
– Этот знак мы, надеюсь, уберем, и создадим возможность подъезжать к театру и останавливаться для высадки нашим зрителям, прежде всего, конечно, пожилым и людям с ограниченными возможностями.
– Я однажды обсуждал эту тему с директором театра Мариньи, расположенного в самом центре Парижа на Елисейских полях. Он рассказывал, что их зрители, приезжая в театр, паркуются на платных парковках, но затем, предъявив свой театральный билет, получают скидку на оплату этой парковки. То есть городские власти, при желании, находят возможности решать такие проблемы.
– Это следующий этап в нашей работе.
– Судя по нынешним назначениям – работы у вас все прибавляется. Три театра, съемки в кино, Мосгордума, роли в «Ленкоме», руководство московской организацией Союза кинематографистов, и это еще не все... Как вас на все хватает?
– Характер такой. Я очень организованный человек. С детства привык быть обязательным, пунктуальным и никого не подводить. Встаю каждый день в 6 утра, обязательная зарядка, и вперед, как говорится, по-чеховски – дело делать.