Отряд не заметил потери...

 
В Москве под шум аплодисментов в больших и средних театрах, радостно открывающих новый сезон в бликах фотовспышек, мелкие чиновники тихо слили маленький театр. И сделали это не так, как у нас принято в последние времена, когда в одну театральную упряжку запрягают коня, осла и трепетную лань, полагая по неведомой никому логике, что из этого нечто может получиться лихая тройка с бубенцами. О лихих успехах таких слияний пока никто и ничего не слышал, каких бы кучеров на тройки ни сажали. Но это отдельная тема, а у нас история еще печальней. Неизвестные чиновники слили маленький, но известный театр не с кем-то или под кого-то, а попросту в никуда. Душили долго, методично, умело обкладывая бумажками с печатью, правильными параграфами, резолюциями, исками и постановлениями. Театр наивно трепыхался из последних сил, отбиваясь дипломами, заслугами и эхом многолетних зрительских оваций. Но тихим сентябрьским утром у театрального подъезда возникли судебные приставы, сурово предъявили мандат и опечатали двери. Только в этот момент театр понял, что он окончательно слит. В никуда. Вместе со всеми своими заслугами.

Речь идет о маленьком театре «МЕЛ», который более тридцати лет успешно творил в одном из далеко не самых центральных районов столицы, разместившись на первом этаже обычного жилого дома. Создала театр актриса Елена Махонина, сумевшая сплотить вокруг себя таких же, как и она, театральных энтузиастов, и благодаря этому в уныло спальном районе Отрадное проснулась и забурлила настоящая театральная жизнь. Местные взрослые, отложив домино с пивом, потянулись в любопытстве к театру – глянуть, что это вдруг за чудо под их окнами возникло. Потянулись и прикипели незаметно, радуясь каждой премьере. Детвора понеслась друг за другом записываться в театральные кружки и хвастать друг перед другом своими первыми ролями. И тоже прикипела. Пришлось даже для них, маленьких актеров, создавать специальную детскую студию под названием «МЕЛ'ОК», чтобы всем желающим хватило места и шансов стать когда-нибудь большим артистом...

За тридцать с небольшим лет в театре «МЕЛ» поставили более пятидесяти спектаклей. За минувшие годы студию и школу «МЕЛ'ОК» прошли около двух тысяч детей, и некоторые из них, повзрослев, привели сюда уже своих. Дипломами, грамотами и прочими наградами различных фестивалей и конкурсов были украшены здесь театральные стены, ставшие по-домашнему родными многим отрадновским поколениям. И всем казалось, что этому единству театра с народом не будет конца. Но увы, все хорошее когда-нибудь кончается. В местном Северо-Восточном округе и в местной управе «Отрадное» сменилось начальство. Либо мелким чиновникам театр показался недостаточно крупным и щедрым, чтобы сохранять за ним дорогие квадратные метры городской недвижимости. Либо театр, почувствовав себя достаточно успешным, недооценил цепкую хватку мелких чиновников и опрометчиво решил, что переиграет их не только на сцене, но и в судебных тяжбах. Как бы то ни было, но друг друга обе стороны не услышали. И в результате все окончилось предсказуемо печально.

Теперь все театральное добро, нажитое годами, сделанное собственными руками и руками родителей юных артистов – декорации, костюмы, оборудование, портреты и афиши разных радостных лет, – описаны приставами и увезены на какие-то склады. Елена Махонина и ее талантливая команда энтузиастов подавлены неумолимой машиной разрушения. Новое поколение юных актеров в полной растерянности и недоумении от странного поведения взрослых начальников. А театр уничтожен.

Все эти печальные события происходили не в глухой и дремучей Тмутаракани, а в самой что ни на есть театральной столице России. В городе, где мэр постоянно поддерживает театры, помогает с ремонтом, с обустройством прилегающих территорий, с грантами и субсидиями. В стране, где президент на культурных форумах призывает поддерживать культурные инициативы, творческих деятелей, кино, театры и талантливых детей. Но мелким чиновникам отдельно взятых районов, судя по всему, нет дела до позиции мэра и призывов президента. И уж тем более – до судьбы театра с его юными поклонниками.

Чиновники заняты квадратными метрами городской недвижимости и правильным распределением их в правильные руки. Вряд ли сегодня кого-нибудь можно удивить таким поведением и таким отношением к культуре. Но редакция «Театрала» все же удивилась и направила официальное письмо префекту Северо-Восточного округа Москвы Сергею Мельникову с просьбой ответить, какие меры руководство округа приняло для поддержки творческого коллектива и театра, который в районе Отрадное был центром культурного притяжения и детского просвещения. Префект редакции не ответил. Его невеликие чиновники переслали письмо еще более мелким – в управу Отрадное. И уже оттуда редакция получила пространный ответ на пяти страницах, где было много ссылок на статьи, параграфы, постановления и положения, но не было простого ответа на простой вопрос - что сделали чиновники округа и господин Мельников в частности, чтобы спасти народный театр?  Весь смысл этой пятистраничной отписки сводился, по своей сути, к одному - театр уничтожили. Забудьте. И театральный отряд Москвы забыл, не заметив потери.


Журнал «Театрал» №11/ ноябрь


Поделиться в социальных сетях: