Евгения Пономарева (Швеция): «Пусть хотя бы в сказках волк с козой дружат»

 

Продолжается подготовка онлайн-фестиваля «Мир русского театра», который пройдет в сентябре при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.  В числе участников русскоязычный театр из Швеции GÁRBO TEATER под руководством Евгении Пономаревой. Труппа театра представит на фестивале весёлый детский мюзикл «Мама», напоминающий о давнем зажигательном одноимённом фильме с участием Людмилы Гурченко и Михаила Боярского.

 
– Евгения, расскажите, пожалуйста, немного о спектакле «Мама», который вошел в программу онлайн-фестиваля «Мир русского театра». Чем ваша интерпретация отличается от знаменитой экранизации и какую идею хотели донести до зрителя?
– Музыкальную сказку «Мама», в экранизации которой снялись Людмила Гурченко и Михаил Боярский, пришлось немного переделать, потому что нам не нравился финал. Там волк и коза, два главных героя, не имеют никаких отношений кроме финансовых. В нашей версии волк становится главным героем. Если в начале он присматривается к этой семье и даже подумывает съесть несчастных козлят, то в конце – хочет с ними подружиться и заменить им папу. То есть мы посмотрели на всем известную историю иначе, увидели более актуальные на сегодняшний день проблемы. Я даже думала поменять название на «Папа».

– Для вас было важно, что у таких разных персонажей как коза и волк получается подружиться?
– Да, нам хотелось разрушить иллюзии, что слепленные из разного теста герои не могут жить дружно. Когда волк приходит к козлятам, он их успокаивает и говорит: «Я просто хочу подружиться с вашей мамой. Разве волк с козой дружить не могут?» И козлята ему отвечают: «Нет!». Вот такой стереотип. Что же их объединит в конце? Наверное, любовь к детям, уважение друг к другу – в том числе к тому, что они совершенно разные. В конце коза скажет волку: «Не могут волк с козой дружить, понимаешь? Такое только в сказках бывает». А он ответит: «А мы, по-твоему, сейчас где?». Так пусть хотя бы в сказках волк с козой дружат.
– Скажите, почему именно спектакль для семейного просмотра решили представить на фестивале?
– Многие фестивали не представляют спектаклей, которые можно было бы посмотреть с детьми. Тем более мюзиклов, где дети и танцуют, и поют, и играют. Мне кажется, это важно и с точки зрения педагогики, потому что очень мотивирует весь актерский ансамбль, в том числе наших юных артистов. Каждый зритель найдет в этой постановке что-то цепляющее. Для взрослых «Мама» – это история из детства в новом прочтении, а для детей – новый эмоциональный опыт и, возможно, прежде не знакомый сюжет.

– Дети, которые в спектакле играют козлят, это ученики вашей студии?
– В нашем театре две актерские группы: взрослая с профессиональными артистами и детская, где ребята учатся актерскому мастерству. В спектакле «Мама» эти группы впервые объединились. Сначала детей было больше, чем семеро козлят, но, когда я их пересчитала в июне на наших гастролях в Осло, обнаружилось, что их и правда осталось семь. Это мои ученики, ученики нашего театра.

– Спектакль «Мама» – это ваша режиссерская работа?
– Да, но я бы не смогла создать его без своего коллеги – композитора Сергея Малинина, с которым мы вместе меняли драматургическую линию и немного дописывали музыку, работали над созданием аранжировок. Я сама занималась сценографией и хореографией, костюмы к спектаклю делала Елена Вильдхольм. Мы оформили спектакль в черно-белых тонах. Поскольку на сцене черная кулиса и черный задник, мне хотелось добавить что-то очень контрастное, но не уходить в разноцветные костюмы. Яркие цвета на сцене должны быть очень стильными, чтобы это не напоминало ДК.

– «Мама» – единственный спектакль в вашем репертуаре для семейного просмотра?
– Пока да, но мы уже работаем над мюзиклом «Звуки музыки». Он тоже будет по мотивам известной постановки с Джули Эндрюс. Музыка Ричарда Роджерса там прекрасна, но я бы хотела сделать спектакль более понятным современным детям, которые листают TikTok. И много песен из оригинального мюзикла мы миксовали с современными треками из популярных коротких роликов.

– От фестиваля «Мир русского театра» вы чего больше ждете –  обсуждений спектакля с экспертами, общения с руководителями других русских театров за рубежом или мастер-классов?
– Для нас, небольших, но очень старающихся коллективов зарубежья, большая радость и гордость участвовать в подобных фестивалях. Я с удовольствием посещу все мастер-классы, и буду счастлива, если дети и взрослые артисты тоже смогут их послушать. Потому что образование очень важно. Я всегда говорю, что театром должны заниматься – и тем более руководить – профессионалы. В Европе много театральных студий, организованных любителями. Я отношусь к этому с осторожностью, потому что не все понимают, что заниматься театром так же ответственно, как лечить людей.

– «Мир русского театра» – первый фестиваль для спектакля «Мама»?
– В прошлом году мы ездили с ним на фестиваль «Театральная Балтика» в Ригу. Там не было призовых мест, но мы с успехом сыграли и получили предложение сделать тур по Латвии. К сожалению, из-за того, что спектакль идет на русском языке, сейчас тур невозможен.
Если бы в рамках «Мира русского театра» была возможность приехать и показать наш спектакль в Москве, мы были бы невероятно счастливы. Многие из наших юных артистов растут в русскоговорящих семьях Стокгольма, но никогда не были в России. А это потрясающая с точки зрения культуры страна, мне бы очень хотелось им эту страну показать, познакомить ближе с русским театром.

Официальная социальная сеть проекта - ВКонтакте.

Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.


Поделиться в социальных сетях: