В преддверии премьеры спектакля «Песочные часы» в Театре Ромэн «Театрал» побеседовал с автором пьесы и режиссером Валерией Янышевой.
– Валерия, в основе сюжета вашей пьесы – любовь, которая поможет героям пережить все невзгоды. Как вы считаете, какими качествами должны обладать «герои нашего времени», чтобы сохранить её и перестать враждовать?
– Я считаю, что нужно принимать людей такими, какие они есть. Очень важно слушать, слышать и понимать друг друга, потому что редко в конфликте кто-то один прав, а другой виноват. Необходимо видеть хороших людей, не делить их на национальности и быть добрее, терпимее, уметь выстраивать диалог и главное – хотеть вести его.
– «Песочные часы» – почему выбрано именно такое название? Связано ли оно с бесконечным повторением исторических событий, или вы вложили в него иной смысл?
– Другого смысла нет, только этот: история циклична и, к сожалению, люди не извлекают уроков ни из своего опыта, ни из исторического прошлого, поэтому всё время наступают на одни и те же грабли.
– А если говорить о спектаклях, которые ставились и ставятся на данный момент, затрагивая отдельные эпизоды из истории, насколько они важны для аудитории?
– В наше время люди стали меньше читать, и даже в школьной программе дети проходят мимо учебников по истории, поэтому какие-то наглядные вещи: фильмы, исторические спектакли могут заинтересовать молодежь. Затем они возьмут в руки книгу и с помощью людей, которым удалось зафиксировать нужную информацию, узнают новое или вспомнят, что знали или видели. Самое главное – если внимательно читать учебники по истории – можно извлечь из них уроки и предотвратить ошибки.
– Стоит ли театральным режиссерам в наше непростое время чаще обращаться к социальным проблемам?
– За всех отвечать не буду, но меня всегда интересовали социальные вопросы. Хочется о них поговорить не только в кругу семьи, но и со зрителем, высказаться устами каждого героя через их персональные рассуждения.
– Собираетесь ли вы в дальнейшем в своих пьесах и постановках поднимать вопросы политической или социально-культурной жизни России?
У меня есть несколько пьес, и все они, так или иначе, затрагивают подобные темы. Не все события происходят в России, потому что люди живут везде, да и проблемы у всего человечества одинаковые. В разное время есть сложные моменты, которые необходимо обсудить, будь то Англия Викторианской эпохи или Средневековая Германия, Россия времен Пушкина.
– Что вы хотите донести до зрителя «Песочными часами»? На что стоит обратить внимание?
– Настоящая любовь может победить всё, и только она оправдывает существование человечества. Любовь к детям, родителям, Родине или работе, если всё это искренно, то и жизнь обретает смысл. Где любят, там и спасение. Не хотелось бы спойлерить, но основа лежит и в том, что если мы не посмотрим друг на друга внимательно, то можем упустить что-то важное и не заметить, как другого человека затянет в гущу негативных событий, а не видеть и не вовлекаться сложно, иногда и вовсе – невозможно. История, которую я хочу рассказать, это полифония человеческих чувств на фоне происходящего. Собрав несколько реальных историй в единое целое, мне хочется донести, что национализм ужасен во всех его проявлениях во все времена. Люди равны и важно помнить об этом. Всё, показанное в постановке, у меня болит, и я хочу серьёзно поговорить об этом со зрителем.
– Валерия, в основе сюжета вашей пьесы – любовь, которая поможет героям пережить все невзгоды. Как вы считаете, какими качествами должны обладать «герои нашего времени», чтобы сохранить её и перестать враждовать?
– Я считаю, что нужно принимать людей такими, какие они есть. Очень важно слушать, слышать и понимать друг друга, потому что редко в конфликте кто-то один прав, а другой виноват. Необходимо видеть хороших людей, не делить их на национальности и быть добрее, терпимее, уметь выстраивать диалог и главное – хотеть вести его.
– «Песочные часы» – почему выбрано именно такое название? Связано ли оно с бесконечным повторением исторических событий, или вы вложили в него иной смысл?
– Другого смысла нет, только этот: история циклична и, к сожалению, люди не извлекают уроков ни из своего опыта, ни из исторического прошлого, поэтому всё время наступают на одни и те же грабли.
– А если говорить о спектаклях, которые ставились и ставятся на данный момент, затрагивая отдельные эпизоды из истории, насколько они важны для аудитории?
– В наше время люди стали меньше читать, и даже в школьной программе дети проходят мимо учебников по истории, поэтому какие-то наглядные вещи: фильмы, исторические спектакли могут заинтересовать молодежь. Затем они возьмут в руки книгу и с помощью людей, которым удалось зафиксировать нужную информацию, узнают новое или вспомнят, что знали или видели. Самое главное – если внимательно читать учебники по истории – можно извлечь из них уроки и предотвратить ошибки.
– Стоит ли театральным режиссерам в наше непростое время чаще обращаться к социальным проблемам?
– За всех отвечать не буду, но меня всегда интересовали социальные вопросы. Хочется о них поговорить не только в кругу семьи, но и со зрителем, высказаться устами каждого героя через их персональные рассуждения.
– Собираетесь ли вы в дальнейшем в своих пьесах и постановках поднимать вопросы политической или социально-культурной жизни России?
У меня есть несколько пьес, и все они, так или иначе, затрагивают подобные темы. Не все события происходят в России, потому что люди живут везде, да и проблемы у всего человечества одинаковые. В разное время есть сложные моменты, которые необходимо обсудить, будь то Англия Викторианской эпохи или Средневековая Германия, Россия времен Пушкина.
– Что вы хотите донести до зрителя «Песочными часами»? На что стоит обратить внимание?
– Настоящая любовь может победить всё, и только она оправдывает существование человечества. Любовь к детям, родителям, Родине или работе, если всё это искренно, то и жизнь обретает смысл. Где любят, там и спасение. Не хотелось бы спойлерить, но основа лежит и в том, что если мы не посмотрим друг на друга внимательно, то можем упустить что-то важное и не заметить, как другого человека затянет в гущу негативных событий, а не видеть и не вовлекаться сложно, иногда и вовсе – невозможно. История, которую я хочу рассказать, это полифония человеческих чувств на фоне происходящего. Собрав несколько реальных историй в единое целое, мне хочется донести, что национализм ужасен во всех его проявлениях во все времена. Люди равны и важно помнить об этом. Всё, показанное в постановке, у меня болит, и я хочу серьёзно поговорить об этом со зрителем.