Трагифарс по Булгакову«Кабала святош»
Знаковая для МХТ и роковая для Михаила Булгакова пьеса возвращается на сцену, где впервые была показана и вскоре запрещена в 1936 году. Времена меняются, обстоятельства прежние – жизнь комедианта и директора театра Жан-Батиста Мольера превращается в драматический материал, на который автор проецирует свои взаимоотношения с властью, обществом и судьбой.
В новую сценическую версию войдут фрагменты романа Булгакова «Жизнь господина де Мольера», отрывки из пьес «Дон Жуан» и «Версальский экспромт» Мольера, «Размышления о первой философии» Рене Декарта, «Нравственные письма к Луцилию» Сенеки, «О рабстве и свободе человека» Николая Бердяева, «Придворный» Бальдассаре Кастильоне, проповедь Джироламо Савонаролы, «Исповедь» Святого Августина, «Видения ада» Святой Терезы Авильской, «Не могу молчать» Льва Толстого, стенограмма замечаний к репетиции пьесы «Мольер» от 4 мая 1935 г., докладная записка Платона Керженцева Сталину и Молотову по поводу «Кабалы cвятош».
Когда: 17 и 18 октября
Где: МХТ им. Чехова
Природа мести«Буря»
Обращаясь к одной из последних пьес Шекспира, Николай Рощин исследует природу преступления, мести и всепрощения и предлагает свою версию развития событий.
Герцог Просперо, когда-то изгнанный из Милана вместе с дочерью Мирандой, готовится отомстить своему брату за вероломное предательство. При помощи магических чар и духа Ариэля он вызывает бурю, которая приводит к кораблекрушению.
Когда: 30 октября
Где: Театр им. Пушкина
Мюзикл с песнями Сергея Жукова«Ты у меня одна»
Музыкальный спектакль, действие которого разворачивается в годы Великой Отечественной войны и в наши дни. В маленькой деревушке живет скромный мальчишка Ваня, 15 лет. Как и все дети, он мечтает, чтобы поскорее закончилась война, и он смог учиться на летчика-испытателя. Но в деревню приходят немцы. Его маму забирают в концлагерь. Ваня остается один и решает спасти её. На его пути – партизаны, армия, плен, побег, потеря друга, ранение, госпиталь и вновь побег. Он становится сыном полка, пускает под откос вражеский поезд. И не сдается – продолжает искать маму.
Пронзительные песни о любви, семье, дружбе и отваге, написанные Сергеем Жуковым, переплетены с приключениями героя, в которые зрители будут погружены как участники событий.
Когда: 16, 17, 29 и 30 октября
Где: Московский Губернский театр
Чеховские мотивы«Скучная история»
Профессор медицины Николай Степанович добился вершин в науке, пользуется почетом среди студентов и уважением коллег. Однако семейная жизнь уже не приносит той радости, что раньше. Жена Варвара Андреевна, которую он когда-то страстно любил, раздражает, кажется мелочной и пустой, а дочь Лиза разочаровывает, собираясь замуж за неподходящего человека. Радуют Николая Степановича только встречи с приемной дочерью Катей. Как врач Николай Степанович понимает, что умирает, и пытается найти внутреннее равновесие и примириться с родными.
Сюжет чеховской повести разворачивается в полумистическом пространстве, где перемешиваются бессонница и кошмарные сны, реальность и вымысел.
Когда: 25 октября
Где: Театр им. Маяковского
Современная проза«Чагин»
Постановка по новому роману Евгения Водолазкина с динамикой и тонким юмором о заложнике собственной памяти Исидоре Чагине, который наделен уникальной способностью запоминать абсолютно все. Как распорядиться своим даром, казалось бы, обыкновенному человеку со скучной работой, типовой квартирой, ничем не примечательной жизнью и не предать себя и своих близких?
Прямая речь
Сергей Тонышев, режиссер:
– Евгений Германович взял тип «маленького человека» из нашей литературы и поместил в сегодняшние события – не буквально, но в абсолютно понятные нам обстоятельства. Мы видим путь героя, который барахтается, как в стиральной машинке, и пытается вообще остаться человеком.
Когда: 16 октября
Где: театр «Современник»
Про глобальное одиночество«Женитьба»
Худрук Евгений Марчелли в своем спектакле задействовал даже профессиональный хор в русских национальных костюмах, сделанных по аутентичным образцам. «Хор невест» – с обрядовыми песнями – их пение а капелла переводит гоголевскую комедию в тональность, близкую к трагедии, потому что за всеми, женщинами и мужчинами, здесь стоит глобальное одиночество.
Прямая речь
Евгений Марчелли, режиссер:
– Я отталкивался от желания придать достаточно банальной бытовой истории характер серьёзный, широкий, мощный, может быть, даже космического масштаба. Поэтому сразу возникла идея какого-то хора, как в древнегреческом театре, только чтобы это была наша этническая музыка, современное исполнение фольклорных, традиционных свадебных песен.
Когда: 12 и 24 октября
Где: Театр им. Моссовета
Молодая режиссура«Утиная охота»
Молодой режиссер Аскар Галимов, выпускник Мастерской Дмитрия Крымова и Евгения Каменьковича, поставил с вахтанговскими артистами одну из самых популярных пьес драматурга Александра Вампилова. По сюжету, Виктор Зилов – молодой инженер, переживающий непростой период в жизни. Он недоволен своей карьерой, его семейная жизнь рушится, а мимолетные увлечения и страсти уже не спасают от внутренней пустоты. Главный герой вспоминает события последних дней и пытается понять, как ему жить дальше и стоит ли жить.
Когда: 11 и 17 октября
Где: Театра им. Вахтангова
Следственный эксперимент«Преступление и наказание»
Персонажи Достоевского становятся участниками необычного следственного эксперимента, устроенного специально для Родиона Раскольникова. Зритель словно погружается в лихорадочный сон главного героя, настолько странным кажется место, в котором он находится, и люди вокруг него. Психика Раскольникова искажает реальность, вытесняя из памяти всё случившееся. Задача следственной группы из десяти человек – восстановить событийный ряд, детали и мотивы жуткого преступления, заставить героя вспомнить все, принять и осознать содеянное.
Прямая речь
Антон Яковлев, режиссер:
– Тема разделения людей на тех, кто «право имеет» – и на «низший материал» – не просто отвлеченная философская идея. Теория Раскольникова жива, и такое разделение, как показывает жизнь и история, существует и сегодня. До какой степени человек может дойти до края в своем мнимом величии? Что может остановить его от реального убийства? Только ли страх наказания или все же есть некие внутренние установки, которые делают невозможным саму мысль об этом? Мне интересно, как сегодня, когда мир изобретает все новые и изощренные способы уничтожения друг друга, люди ответят себе на этот вопрос, как пытаюсь ответить себе и я.
Когда: 12 и 26 октября
Где: Театр им. Гоголя
Сказка-притча по-норвежски«Простодурсен. Великий театр»
Новый спектакль Михаила Плутахина основан на повести современного норвежского писателя Руне Белсвика. В Приречной стране наступила осень, и её жители по-разному пытаются справиться с холодами: Пронырсен запасается дровами, Утка предпринимает попытку улететь на юг, Ковригсен втайне сочиняет стихи, а Октава решает создать театр, который «согреет душу и сердце».
Уютная и добрая сказка-притча о дружбе, умении наслаждаться простыми вещами, поддерживать друг друга и давать волю фантазии позволяет детям на час перенестись в самобытный мир Приречной страны, а взрослых очаровывает прямотой и терапевтичностью.
Когда: 26 октября (два показа)
Где: театр «Практика»
Аллегорический сюжет«Носороги»
Режиссер Марк Розовский, следуя за драматургом Эженом Ионеско, исследует аллегорический сюжет, в котором анализирует сложность человеческой природы. Что происходит с человеком, когда он теряет свое «я»? Носорог – мощный символ превращения личности в массовую машину, лишенную индивидуальности. Это аллегория того, как вредоносные идеи могут влиять на общество и манипулировать массовым сознанием.
Чтобы усилить эффект пронзительного воздействия на зрителя, режиссер использовал музыку Жана-Мишеля Жарра. Перерождение людей, лишенных личностных качеств, в бездушное стадо требует от артистов высшей степени мастерства перевоплощения и глубокого понимания материала.
Когда: 12 октября
Где: театр «У Никитских ворот»
Мольеровская комедия«Скупой, или школа лжи»
Действие пьесы, как, впрочем, и всех пьес Мольера, происходит во времена Людовика XIV, века роскоши и мотовства. Здесь всё, как положено в образцовой классической комедии характеров. Есть главный герой – Гарпагон, все помыслы которого направлены на то, как увеличить капитал. Это цель его жизни, ради которой все средства хороши. Детей нужно удачно пристроить, женить сына на богатой вдове, дочь лишить приданного и отдать замуж за богатого старика. А деньги спрятать в подвале, чтобы никто не украл. Но деньги, естественно, пропадают...
Прямая речь
Павел Любимцев, режиссер:
– Нам было важно, осудив скупца Гарпагона, найти в нем и трогательные человеческие черты. Гарпагон – человек наивный, простодушный, своих детей он по-своему любит, охотно прощает им их слабости и проступки. Осуждая Гарпагона, мы хотели бы увидеть в нем частичку каждого из нас.
Когда: 23 октября
Где: Театр сатиры
Драма Гарсиа Лорки«Дом Бернарды Альбы»
В доме только что овдовевшей испанки Бернарды Альбы объявлен восьмилетний траур. В течение этого времени пять дочерей Бернарды не имеют права не только думать о браке, но и выходить на улицу. Запрет не касается только самой старшей дочери Ангустиас, у которой есть жених – красавец Пепе Римлянин. Но в доме властной Бернарды зреет буря, ведь обреченные на жизнь взаперти сестры рвутся на волю, и каждая из них втайне мечтает о Пепе.
Прямая речь
Иван Рубцов, режиссер:
– Мы все живем в ощущении суда людей, которые скажут, что мы живем как-то не так. Это давит на нас, и мы часто совершаем поступки не с учетом своей собственной совести, своих собственных чувств истины и правды, а с учетом этого внешнего суда. При этом мы абсолютно не учитываем суд божий, который пройдет по совсем другим законам, и с нас спросят совсем другие вещи. И вот это противопоставление внешнего и внутреннего для меня очень важно. Хотелось в финале создать надежду на другой исход, подобно тому, как заканчивается «Демон» Лермонтова, когда ангелы забирают душу Тамары.
Когда: 24 октября
Где: театр «Сфера»
Санкт-Петербург
Сила семьи
«Э Б И»
(в переводе с татарского означает Бабушка)
Сердце постановки – Бабушка. С ней связана история, которая развивается без единого слова, через музыку, пластику и свет. Главный герой спектакля потерял себя, заблудился и не чувствует опоры. В сложные моменты именно Бабушка приходит на помощь. Путешествие в воспоминания дают герою ощутить собственное «я» и осознать, кто он, откуда, где его корни. Благодаря мудрости и любви Бабушки он вновь обретет себя и почву под ногами.
Когда: 13 октября
Где: Театральный проект 27
Из жизни Льва Толстого
«Два портрета»
В основе пьесы молодого автора – документальная история. Портрет Льва Толстого художнику Ивану Крамскому заказал Павел Третьяков. Известный коллекционер и меценат много раз обращался к писателю с просьбой позировать для портрета, но Лев Николаевич отказывался, считая это занятие нескромным и бессмысленным. Крамской, на свой страх и риск приехав в Ясную Поляну, сумел убедить писателя изменить решение. В этом ему помогла Софья Андреевна, жена гения. В результате художник написал сразу два портрета – один остался в семье, а другой достался Третьякову.
Диалоги Толстого и Крамского о творчестве, вере и Христе, смысле человеческого существования полны метафор, образов, юмора и даже сарказма. Вечные философские вопросы подаются через живой увлечённый разговор двух личностей, пытающихся нащупать истину. Зачем мы живём? Зачем мы здесь? Что остаётся после нас?
Когда: 26 октября
Где: Театр им. Ленсовета
Драматическая клоунада
«Стулья»
Классик театра абсурда Эжен Ионеско в своих пьесах предупреждает о потенциально страшных ошибках развития социума, часто облекая свою тревогу в форму абсурда, порой фарса, через которые проще достучаться до сознания, чем посредством назидания.
В центре сюжета – очень пожилая пара. Старик и старуха вместе давным-давно. Так давно, что и они уже не помнят, Душенька и Семирамида – это их имена или придуманные в минуту любовного единения прозвища. Но вот к ним один за другим начинают прибывать гости, а старикам надо только успеть рассчитать, сколько стульев потребуется, чтобы их рассадить.
Когда: 19 октября
Где: Молодежный театр на Фонтанке
Восточный колорит
«Ханума»
Спектакль Льва Рахлина по знаменитой пьесе Авксентия Цагарели заряжен подлинным грузинским колоритом, юмором и музыкой. Он наполнит золотую осень светом южного солнца и веселыми песнями тифлисских улиц, а главное – подарит веру в то, что для любви нет ничего невозможного.
Юноша решает во что бы то ни стало помешать свадьбе князя с Соной, и обращается за помощью к Хануме, которая «даже за женатых выдавала и может весь мир перевернуть». Она берется за это дело с привычной решимостью. Ведь пока жива Ханума, другой свахи в Тифлисе не бывать!
Когда: 13 и 24 октября
Где: Театр-фестиваль «Балтийский дом»
Владимир
Ностальгическая комедия
«Покровские ворота»
Спектакль по одноименной пьесе Леонида Зорина, известной широкому зрителю по фильму Михаила Козакова. Действие разворачивается в середине 1950-х годов в коммунальной квартире у Покровских ворот. Жизнь ее обитателей полна романтических, трогательных и забавных событий. Вовлеченным в них оказывается и аспирант Костик, приехавший в Москву учиться.
Когда: 25 октября
Где: Владимирский театр драмы
Рязань
Трудное детство
«Сахарный ребенок»
Спектакль по мотивам книги Ольги Громовой – это светлая и жизнеутверждающая история о маленькой Эли с нелегкой судьбой. Лишенная отца с пяти лет, она черпает силу и мудрость из воспоминаний о нем, из рассказов матери и пересказанных ею книг. История девочки напоминает, что в трудные моменты всегда найдутся люди, готовые прийти на помощь, а правил, по которым можно воспитать нравственную и духовную личность с чувством собственного достоинства, просто не существует.
Когда: 11 и 31 октября
Где: Рязанский театр драмы




