«Белый — цвет абсолюта»: выставка в Музее театрального и музыкального искусства

 
На самом верхнем этаже Музея театрального и музыкального искусства открывается пространство, напоминающее хорошее кино. В памяти возникает фильм Рэйфа Файнса «Белый ворон». Там британский режиссёр воссоздал биографию Рудольфа Нуреева — от бедственной жизни в Уфе до знакомства уже признанного артиста с французской театральной богемой.
Экспозиция «Пьер и Сильфиды» посвящена французскому балетмейстеру Пьеру Лакотту, который ушел из жизни в 2023-м. Театральный музей продолжает знакомить посетителей с искусством балета. Так, в прошлом году представляли масштабный проект «Балет. Притяжение», темой которого стал дуэтный танец. В основу новой экспозиции легла коллекция из личного архива, подаренная музею вдовой Лакоттта, балериной Геленой Тесмар. Ознакомиться с ней можно до 5 апреля.

На входе в первый зал за стеклом, на котором можно прочитать название выставки, встречают четыре балетных костюма, точно парящих в воздухе. Экспозиция охватывает важнейшие этапы творческого становления и постепенного оттачивания мастерства балетмейстера — от юношеских лет до обретения всемирного признания. Мы точно становимся зрителями метафорического сеанса, на котором передаются глубинные ощущения и впечатления самого Лакотта от балетного искусства. Воздушная, зыбкая, эфемерная среда передана через белоснежные тона стен с мелкими брызгами, рассеянный свет из окон, покрытых полупрозрачной тканью, зеркальный потолок, игру света и тени. На стенах проецируются точно порхающие сказочные существа-балерины.
Особое внимание привлекает тетрадка, в которую маленький Лаккотт с любовью вклеивал фотографии балетных постановок. Будучи французом по крови, он гармонично соединил в себе иностранную технику классического балета и исключительную выразительность, эмоциональность, воспитанную русской школой. Его педагогами были Серж Лифарь, премьер в труппе «Русских сезонов» Сергея Дягилева, Карлотта Замбелли, Любовь Егорова. Последняя стала для Лакотта духовным наставником: она не только прививала любовь к балету, но и не давала потерять себя. На экспозиции представлены личные фотографии юного Лаккотта и его педагогов, а также подписанное Лифарем либретто «Терпсихоры» в подарок 14-летнему выпускнику балетной школы.

Лейтмотивом проекта стала даже не личность Пьера Лаккота, сколько тот образ, благодаря которому он и заполучил известность. Образ недостижимого женского идеала — ведущая тема экспозиции. Представления о женском идеале с течением жизни у Лаккота менялись, но неизменной мечтой была одна — Мария Тальони, первая исполнительница партии Сильфиды. Восстановление балета «Сильфида», а вместе с тем и возрождение «белого балета», для Лаккота стало одним из способов выражения любви и преклонения перед Тальони.

«Белый балет» представлен на экспозиции фотографиями, где повседневность упраздняется, и открывается вселенная лёгких, изысканных линий и поз. Когда смотришь на воздушные кружевные балетные костюмы, сквозит мысль, что для Лаккота в работе над каждым балетом неизменно важным оставалось одно: отражение нежности женской души.

Подобно тому, как изменился эталон исполнения «Умирающего лебедя» от Анны Павловы до наших дней, поменялась и программа ежедневного урока балерины. На выставке предлагают посмотреть небольшой ролик с участием прима-балерины Мариинского театра Марии Ильюшкиной. Реконструируя урок, который ежедневно выполняла Мария Тальони, артистка понимает и демонстрирует, он отличается от современного.

«В белом балете красота отделена от красок крови», – писал Вадим Гаевский. Этот цвет абсолюта помогал возродить веру в свет, пробивающийся сквозь тьму.



Поделиться в социальных сетях: