18 мая в Театре Моссовета показали премьеру спектакля «Нашествие» по одноименной пьесе Леонида Леонова. Режиссер постановки Владимир Кузнецов определил жанр работы как «семейный портрет на фоне войны».
Для Театра Моссовета «Нашествие» имеет особое значение – в 1943 году спектакль по этой пьесе поставил Юрий Завадский. Работа долго была частью репертуара, потому что режиссер чувствовал в ней что-то очень дорогое, «леоновское».
В 2024 году театр провел лабораторию, целью которой стало возвращение «Нашествия». Право поставить этот спектакль получил Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского академического театра драмы: «Для меня эта пьеса стала открытием Леонова как автора. Оказывается, это огромная махина… В 30-е, 40-е годы он был в самом расцвете сил, его читала вся страна, весь Советский Союз, он был переведен на множество языков. Сегодня мы его потеряли. Потеряли как писателя-романиста и тем более как писателя-драматурга. Он сложен, он необычен, у него свой особый писательский слог, как дебри, как болота, как русские дремучие леса, через которые нужно пробираться».
Основные события пьесы происходят в 1941 году. Главный герой Федор (Алексей Трофимов) выходит из заключения, куда попал тремя годами ранее. Город, в котором живет его семья, оккупирован фашистами. Отец (Александр Бобровский, Дмитрий Журавлев), мать (Вера Каншина, Лариса Кузнецова) и сестра Ольга (Юлия Бурова, Евгения Лях) очень ждали Федора, но годы разлуки и недопониманий мешают героям снова стать семьей.
«Я для себя лично определил, что для Федора очень важно мнение отца. И когда он по глупости, совершенно неосознанно оказался в тех местах, в которых оказался, он взрастил в своей голове мысль о том, что он предал отца, его идеалы. И он эту мысль взрастил до такого состояния, что спустя четыре года вернулся другим человеком. Поэтому он и не писал ни одного письма, он действительно сам себя похоронил. Почему его не принимает семья? На эту тему было очень много разговоров. Мы долго пытались понять, как можно отвернуться от сына. И до сих пор точного ответа лично у меня нет. Думаю, что в процессе прогонов мы найдем ту самую истину», – поделился исполнитель роли Федора Алексей Трофимов.
Леонов написал два варианта «Нашествия». В первом главный герой осужден за предательство родины, во втором – за убийство по мотивам ревности. «Леонов хорошо понимал, что такое 30-е годы. Он пережил разные катаклизмы в своей судьбе: был возведен на вершину Олимпа, низвергнут с нее, его тоже переставали печатать, как того же Булгакова. И вся эта правда выходит корнями в этой пьесе. Но все же ему пришлось ее изменить, чтобы быть напечатанным, чтобы быть услышанным. В начале 40-х Федор, герой, который сидел в тюрьме как «враг народа», не мог стать к концу пьесы реабилитированным человеком», – рассказывает режиссер. Основой для постановки стала первая версия.
События, которые происходят в городе, заставляют героев многое переосмыслить. Ежедневно находясь на грани жизни и смерти, они смогли сохранить свои души и вновь обрести друг друга. «Эта история на самом деле не о нашествии, не о вторжении. Мы сразу договорились с артистами, что будем ставить пьесу о семье, о поиске родины. Все герои обретают эту родину, когда понимают ценность семьи, ценность того, что мы друг за друга держимся, что мы можем обнять друг друга. Ведь во времена Великой Отечественной войны люди бились не за Сталина, не за какие-то громкие лозунги. Они бились за своего отца, за свою мать, за своих детей. Эта война была священной. Такие мысли преследовали нас в процессе работы над спектаклем».
В спектакле также сыграли Елена Бероева, Евдокия Карева, Камиля Фасахова, Владимир Прокошин, Дмитрий Савкин, Ваня Пищулик, Сергей Зотов, Андрей Смирнов, Михаил Казаков, Алексей Бафаев, Андрей Межулис, Николай Новоселов, Павел Усачев, Влад Боковин, Александр Попело, Дарья Таран, Максим Токаев и Дарья Денисова. Сценографию к спектаклю создавал Дмитрий Дробышев, костюмами занималась Александра Борк.
Для Театра Моссовета «Нашествие» имеет особое значение – в 1943 году спектакль по этой пьесе поставил Юрий Завадский. Работа долго была частью репертуара, потому что режиссер чувствовал в ней что-то очень дорогое, «леоновское».
В 2024 году театр провел лабораторию, целью которой стало возвращение «Нашествия». Право поставить этот спектакль получил Владимир Кузнецов, режиссер Владимирского академического театра драмы: «Для меня эта пьеса стала открытием Леонова как автора. Оказывается, это огромная махина… В 30-е, 40-е годы он был в самом расцвете сил, его читала вся страна, весь Советский Союз, он был переведен на множество языков. Сегодня мы его потеряли. Потеряли как писателя-романиста и тем более как писателя-драматурга. Он сложен, он необычен, у него свой особый писательский слог, как дебри, как болота, как русские дремучие леса, через которые нужно пробираться».
Основные события пьесы происходят в 1941 году. Главный герой Федор (Алексей Трофимов) выходит из заключения, куда попал тремя годами ранее. Город, в котором живет его семья, оккупирован фашистами. Отец (Александр Бобровский, Дмитрий Журавлев), мать (Вера Каншина, Лариса Кузнецова) и сестра Ольга (Юлия Бурова, Евгения Лях) очень ждали Федора, но годы разлуки и недопониманий мешают героям снова стать семьей.
«Я для себя лично определил, что для Федора очень важно мнение отца. И когда он по глупости, совершенно неосознанно оказался в тех местах, в которых оказался, он взрастил в своей голове мысль о том, что он предал отца, его идеалы. И он эту мысль взрастил до такого состояния, что спустя четыре года вернулся другим человеком. Поэтому он и не писал ни одного письма, он действительно сам себя похоронил. Почему его не принимает семья? На эту тему было очень много разговоров. Мы долго пытались понять, как можно отвернуться от сына. И до сих пор точного ответа лично у меня нет. Думаю, что в процессе прогонов мы найдем ту самую истину», – поделился исполнитель роли Федора Алексей Трофимов.
Леонов написал два варианта «Нашествия». В первом главный герой осужден за предательство родины, во втором – за убийство по мотивам ревности. «Леонов хорошо понимал, что такое 30-е годы. Он пережил разные катаклизмы в своей судьбе: был возведен на вершину Олимпа, низвергнут с нее, его тоже переставали печатать, как того же Булгакова. И вся эта правда выходит корнями в этой пьесе. Но все же ему пришлось ее изменить, чтобы быть напечатанным, чтобы быть услышанным. В начале 40-х Федор, герой, который сидел в тюрьме как «враг народа», не мог стать к концу пьесы реабилитированным человеком», – рассказывает режиссер. Основой для постановки стала первая версия.


В спектакле также сыграли Елена Бероева, Евдокия Карева, Камиля Фасахова, Владимир Прокошин, Дмитрий Савкин, Ваня Пищулик, Сергей Зотов, Андрей Смирнов, Михаил Казаков, Алексей Бафаев, Андрей Межулис, Николай Новоселов, Павел Усачев, Влад Боковин, Александр Попело, Дарья Таран, Максим Токаев и Дарья Денисова. Сценографию к спектаклю создавал Дмитрий Дробышев, костюмами занималась Александра Борк.






















