«Соборян» Полины Агуреевой показали в рамках Фестиваля Башмета

 
На сцене Театра Гоголя в рамках VI Зимнего фестиваля искусств, которым руководит Юрий Башмет, представили премьеру прошлого года — спектакль «Соборяне. Картины русской жизни» по роману Лескова. За эту работу Полина Агуреева вошла в лонг-лист «Золотой маски» как лучший режиссер.
 
«Соборяне» — ко-продукция Театра Гоголя и Фестиваля Башмета. Маэстро лично дирижирует камерным ансамблем «Солисты Москвы», который отвечает за музыкальное сопровождение спектакля. И это только повышает градус ответственности, ведь в один вечер зритель получает два в одном — и живой симфонический концерт, и драматический спектакль.
 
Ансамбль притаился почти в кустах — в глубине сцены, в зарослях камыша. Одели музыкантов в бежевые костюмы-рясы, под стать представителям старгородской «соборной поповки». Музыку для постановки сочинил композитор Валерий Воронов. В ней некоторые слышат интонации Щедрина и Шнитке.
 
На сцене черными зигазагами изломились то ли вечно проблемные русские дороги, то ли холмы и пригорки русского пейзажа, то ли извилистые берега старгородской реки. Воды на сцене не видно, но она там точно есть. Собственно, спектакль начинается с брызг, которые разлетаются от рук дьякона Ахиллы Десницына (Алексей Вертков). В первой же сцене он проявляет пылкость своей натуры, за что получает прозвище «уязвленный».
 
Режиссер Полина Агуреева выбрала из романа Лескова главное, что помогает отобразить в загадочную русскую душу. Есть здесь и мудрый протоиерей Савелий Туберозов (Илья Шакунов), и смиренный священник Захарий Бенефактов (Максим Литовченко), и прекраснодушная жена Туберозова Наталья Николаевна, которую играет сама Полина Агуреева. Они выходят на первый план спектакля, сложенного, как пазл, из разных картин.
 
Есть тут и сцены семейной жизни, когда двое мечтают о ребенке. И русское застолье, где речь непременно заходит о политике и пути русского государства. И торги важной помещицы Плодомасовой (Наталья Егорова) с генеральшей Вихиоровой (Варвара Насонова) за потешную генеральскую карлицу (Анатолий Просалов), которую госпожа хочет поженить со своим слугой-карликом (Марк Бурлай). И доносы – их пишут на протоиерея за неподобающее отношение к раскольникам. И столкновение взглядов человека религиозного и человека научного. Есть и хитроумные чиновники, и прихожане, и бедняки, готовые воровать в маске черта. И каждый здесь верит в свое, ищет свою истину.
 
«Соборяне» — непростой для театра материал. Очевидно, поэтому ставят его не так часто. В «Мастерской Фоменко» премьера «Чающие движения воды» вышла в 2022 году, а до этого «Соборяне» в постановке Романа Виктюка появлялись в Театре Вахтангова — аж в 1992 году. Тенденция обращаться к роману Лескова в непростые для страны времена — налицо. Очевидно, потому что каждый задается вопросом: как в сложные времена жить по совести и не потерять в себе человека?
 
К счастью, Полине Агуреевой удается сохранить в своем спектакле несколько глотков воздуха, которые позволяют каждому увидеть на сцене свое. Темы веры, истины, духовности, чести и пути русского народа – который тернист и извилист – звучат, но идейное не перекрывает человеческое.


Поделиться в социальных сетях: