Привычный репертуар Театра кукол им. Образцова встряхнул спектакль-хоррор «Извините, можно выйти?» режиссера Марселя Смердова. Написанная на основе реальных историй подростков, пьеса Лары Бессмертной буквально «закричала» о проблеме буллинга в школах.
Броско фиолетовый свет заполняет центр сцены, где появляется 13-летний Леня (Александр Городинский) в серых oversize штанах, графитовой толстовке и потрепанных кедах. Рядом – явно выделяющийся, ярко пурпурный рюкзак. Перед нами обыкновенный подросток, которого «заботливые родители» закидывают в новую школу, где кишат жуткие и мерзкие монстры, делающие жизнь новичка просто невыносимой. Лучший друг Лени – это дневник, куда он записывает подробный анализ каждого дня, проведенного в школе.
Вскоре рядом с мальчиком возникают те, кого он видит не просто одноклассниками, а вампиром и ведьмой: Гоблин (Егор Чудинов) и Шпилька (Халися Богданова), как называет их главный герой. Отсталые и вечно «ржущие» над дурацкими короткими видео в интернете. На их лицах – маски, поэтому об их эмоциях зритель может догадаться лишь по интонации. Да, впрочем, и гадать не приходится. Ведь эти безликие существа ничем не наполнены. Свою главную задачу они видят в том, чтобы поизощреннее измываться над новеньким, что, видимо, не составляет для них особого труда.
Зритель то и дело перемещается вместе с Леней по разным школьным локациям. То мы ненароком оказываемся в школьной столовой, где Буфетчица (Ирина Фёдорова) – с пышными формами и гигантскими паучьими лапами – накладывает силиконовые макароны с мясным деликатесом в виде огромного таракана. То вдруг попадаем в кабинет психолога Ледышки – холодной и бесчувственной субстанции, которой точно не стоит доверять, а то еще пожалуется классной – и пиши пропало. Нет, лучше уж Лёне вернуться в класс, где ждет Змиетта Павловна, педагог, которая, кажется, разговаривает одними шипящими, от чего становится неловко и хочется сбежать… Но даже это, кажется, невозможно: злобный и пугающий одноглазый охранник точно поймает своим щупальцем-краном и отправит к директору.
Все ополчились против Лёни. Но неужели нет никого, кто бы смог понять или хотя бы просто выслушать напуганного подростка? Неужели никому он не нужен? И здесь режиссер находит решение, вселяющее мизерную надежду на благоприятный исход. Это парящий по стенам школы призрак, способный сопереживать и «абсорбировать» боли и страхи находящихся здесь учеников. Именно он удерживает Лёньку от поджога школы, именно он срывает со всех маски и дает шанс монстрам проявиться как людям, показать свое истинное лицо, которое так долго скрывалось под плотным слоем лжи, недоверия и бегства от самого себя.
«Иногда ты вынужден закрыться, потому что вокруг монстры», – эта позиция подростка отстраивается как раз с помощью кукольной составляющей. Эпизоды, происходящие за ширмами с боковых сторон сцены, и буквально из ниоткуда появляющиеся куклы переносят зрителя в то самое фантазийное измерение, где охранник школы видится с камерой видеонаблюдения вместо головы, а Змиетта Павловна (Ирина Фёдорова) – с жалом из множества рук вместо языка. Поначалу это кажется странным, гиперболизированным и выдуманным. Но потом до тебя вдруг доходит, что этот спектакль про здесь и сейчас, эти Гоблин или Шпилька могут быть в любой школе, а Змиетта Павловна – не просто образ, взятый из головы автора пьесы Лары Бессмертной, но прообраз классной руководительницы, сформированный в сознании затравленного ученика. Пронзительная история, собранная из реальных рассказов школьников, цепляет своей неподдельной искренностью, а синтез кукол и игры актеров дают спектаклю тот самый нерв, который держит внимание зрителя до самой последней фразы.
Кто они, эти монстры в школе – страшные чудовища или все же Homo Sapiens? Способны ли они чувствовать и слышать? И главный вопрос: что нужно делать, чтобы не стать одним из них? В конце концов, Леня делает свой выбор. Окажется он верным или нет, неизвестно. Но понятно одно: этот выбор полностью меняет его взгляд на новую школу.
Броско фиолетовый свет заполняет центр сцены, где появляется 13-летний Леня (Александр Городинский) в серых oversize штанах, графитовой толстовке и потрепанных кедах. Рядом – явно выделяющийся, ярко пурпурный рюкзак. Перед нами обыкновенный подросток, которого «заботливые родители» закидывают в новую школу, где кишат жуткие и мерзкие монстры, делающие жизнь новичка просто невыносимой. Лучший друг Лени – это дневник, куда он записывает подробный анализ каждого дня, проведенного в школе.

Зритель то и дело перемещается вместе с Леней по разным школьным локациям. То мы ненароком оказываемся в школьной столовой, где Буфетчица (Ирина Фёдорова) – с пышными формами и гигантскими паучьими лапами – накладывает силиконовые макароны с мясным деликатесом в виде огромного таракана. То вдруг попадаем в кабинет психолога Ледышки – холодной и бесчувственной субстанции, которой точно не стоит доверять, а то еще пожалуется классной – и пиши пропало. Нет, лучше уж Лёне вернуться в класс, где ждет Змиетта Павловна, педагог, которая, кажется, разговаривает одними шипящими, от чего становится неловко и хочется сбежать… Но даже это, кажется, невозможно: злобный и пугающий одноглазый охранник точно поймает своим щупальцем-краном и отправит к директору.

«Иногда ты вынужден закрыться, потому что вокруг монстры», – эта позиция подростка отстраивается как раз с помощью кукольной составляющей. Эпизоды, происходящие за ширмами с боковых сторон сцены, и буквально из ниоткуда появляющиеся куклы переносят зрителя в то самое фантазийное измерение, где охранник школы видится с камерой видеонаблюдения вместо головы, а Змиетта Павловна (Ирина Фёдорова) – с жалом из множества рук вместо языка. Поначалу это кажется странным, гиперболизированным и выдуманным. Но потом до тебя вдруг доходит, что этот спектакль про здесь и сейчас, эти Гоблин или Шпилька могут быть в любой школе, а Змиетта Павловна – не просто образ, взятый из головы автора пьесы Лары Бессмертной, но прообраз классной руководительницы, сформированный в сознании затравленного ученика. Пронзительная история, собранная из реальных рассказов школьников, цепляет своей неподдельной искренностью, а синтез кукол и игры актеров дают спектаклю тот самый нерв, который держит внимание зрителя до самой последней фразы.
Кто они, эти монстры в школе – страшные чудовища или все же Homo Sapiens? Способны ли они чувствовать и слышать? И главный вопрос: что нужно делать, чтобы не стать одним из них? В конце концов, Леня делает свой выбор. Окажется он верным или нет, неизвестно. Но понятно одно: этот выбор полностью меняет его взгляд на новую школу.