Каждому овощу – свое время: балет «Чиполлино» в Большом театре

 
Целую неделю первой половины декабря на Новой сцене Большого театра правили бал овощи и фрукты. В репертуар вернулся любимый зрителями и артистами спектакль Генриха Майорова «Чиполлино» на музыку Карэна Хачатуряна – советская балетная классика, очень популярная на отечественной сцене. Капитальное возобновление осуществила дочь хореографа Анна Майорова. Она не только танцевала в этом спектакле, но была и ассистентом отца в постановках «Чиполлино» на многих сценах, в том числе, и зарубежных.

Возможно, ни современные родители, ни их дети не читали некогда очень популярную у нас в стране сказку Джанни Родари, настольную книгу нескольких поколений советских детей, по которой и поставлен спектакль. Ее автора-коммуниста, не раз приезжавшего в СССР, любили и читатели, и власти. Первых привлекали увлекательный сюжет и обаятельные персонажи – очеловеченные овощи, ягоды и фрукты, последних – острая социальная критика власть имущих богачей и сочувствие к угнетенным беднякам, побеждающим в финале в борьбе с притеснителями. Казалось бы, этот революционный пафос сегодня мало кого может взволновать, в отличие от тех, кто, будучи пионером дружно распевал «Взвейтесь кострами синие ночи». Но в балете, эта тема противостояния «пролетариев» – луковичек, редисок, тыкв и «эксплуататоров» – лимончиков, помидоров и их приспешников, решена так хореографически остроумно и изящно, что необходимая порция идеологии выглядит вполне художественно. 

В «Чиполлино» удачно сошлось все – музыка Карэна Хачатуряна, хореография Генриха Майорова, живописное оформление, захватывающий сюжет. Мировая премьера балета (как говорят теперь) состоялась в 1974 году в Киевском театре оперы и балета им.  Шевченко. Спустя два года, постановка удостоилась Государственной премии СССР, а уже в 1977 году на сцене Кремлевского Дворца съездов премьеру представил Большой театр. Среди ее участников – Михаил Цивин (Чиполлино), Нина Сорокина (Редисочка), Марина Кондратьева (Магнолия), Валерий Лагунов (граф Вишенка), Сергей Радченко (принц Лимон), Василий Ворохобко (синьор Помидор). Партии Лимона и Магнолии также исполняли Марис Лиепа и Светлана Адырхаева. Успешность и любовь зрителей обеспечивали и сценография, и костюмы Валерия Левенталя, погружавшие зрителя в мир сказочной Италии, с отсылками к итальянской комедии дель арте, что читается и в трактовке характеров героев. Шаловливый, подвижный как ртуть, борец за справедливость Чиполлино заставляет вспомнить проказника Арлекина. Меланхоличный граф Вишенка вызывает ассоциации с другим персонажем итальянской комедии масок – Пьеро, а Редисочка, ни дать, ни взять, Коломбина – активная участница развития сюжета. Словом, здесь есть не только что танцевать, но и что играть, благодаря чему, спектакль – прекрасная профессиональная школа для молодых исполнителей, которую, до того, как балет исчез из афиши, проходили практически все артисты труппы.

И вот, спустя более десятилетия, «Чиполлино» – веселый, задорный балет, богатый россыпью отличных вариаций, выразительными дуэтами и трио, заразительными ансамблевыми танцами, а также гэгами и погонями, – вернулся в афишу первого театра страны. Труппа явно соскучилась по такому материалу. Возможность полицедействовать и похулиганить артистам балета предоставляется редко. Некоторые участники возобновления танцевали и в прежнем спектакле, правда, многие из них выступают сегодня в других ролях. А некоторые – дебютанты. Среди них и исполнитель заглавной роли, танцевавший в первый премьерный вечер, – Ратмир Джумалиев. Впрочем, и остальные пять исполнителей – премьер Дмитрий Смилевски, первый солист Алексей Путинцев, Акиб Анвар, Иван Сорокин, Данила Клименко танцуют мальчика-луковку впервые.

Ратмир Джумалиев, второй год работающий в Большом, запомнившийся своими невероятными прыжками в премьере прошлого сезона «Ромео и Джульетта», и здесь справляется со всеми сюрпризами технически сложной партии, практически не уходя со сцены на протяжении двух действий. Отлично прыгает, вращается, летает по сцене, убегая от преследователей, прячется, участвует в потасовках, хитрит и лукавит. Возможно, ему пока не хватает озорства, придающего особый шарм этому персонажу, хотя, наверняка, это со временем придет. У героя постоянное меняются эмоциональные состояния. Вот он, после несправедливого ареста отца, подобно Спартаку, героически возглавляет толпу возмущенных овощей, а через несколько минут – он опечаленный мальчишка, понимающий, что отец по его вине заключен в темницу (Чиполлино наступил на ногу самому принцу Лимону). И почти тут же вдохновляется идеей коллективного строительства домика для кума Тыквы. А затем со своей преданной подружкой Редисочкой (Мария Мишина) отправляется в замок графинь Вишен спасать отца. Здесь он знакомится со скучающим, периодически падающим в обморок, очкариком Вишенкой и томной красавицей Магнолией, своим дурманом усыпляющей охрану, дабы вызволить из подземелья Чиполлино, который освободив отца из темницы, сам попадает в руки стражников. События развиваются стремительно, и в каждой сцене, в каждой вариации, в каждом дуэте, с каждым персонажем – Чиполлино разный, и поспевать за этими сменами  обстоятельств и настроений, на фоне насыщенного хореографического текста, не так уж и просто.                                                                                                                                                                                                     
Второй акт в замке аристократов контрастирует с первым «народным» на базарной площади с его тарантеллой и другими массовыми, почти эстрадными, танцами овощей-простолюдинов. Здесь господствует классика, но и она требует актерских перевоплощений. Хорош меланхолик Вишенка Клим Ефимов, успевший станцевать эту партию на излете прежней версии. Холодно-отстранена в партии Магнолии Мария Виноградова, также успевшая поучаствовать в старой версии. Выразителен дуэт хозяек замка – жеманных графинь Вишен (опытная Ангелина Влашинец и юная Дэйманте Таранда).  Атмосферу рафинированного акта «взрывает» комическое «хулиганское» трио стражников в отличном исполнении Георгия Гусева, Игоря Пугачева и Ивана Сорокина.

Что касается главных злодеев-угнетателей, их станцевали корифеи «Чиполлино» Александр Водопетов и Игорь Цвирко, ранее выступавшие в партии синьора Помидора. Водопетов вернулся к ней в новой постановке, а Цвирко поднялся вверх по социальной лестнице, получив партию принца Лимона, которую исполняет с блеском. Короля играет свита. В ее роли тут выступает не только окружение принца (гвардейцы и полицейские), но и зрительный зал, взрывающийся аплодисментами при первом же появлении Цвирко и продолжающий рукоплескать ему после каждой сцены. И надо признать – заслуженно. Актер «купается» в роли. Образ всевластного правителя и у Родари выписан сатирически-ярко. Что такое диктатура, писатель знал очень хорошо: в годы правления Муссолини он сам был членом Национально фашисткой партии. Лимон-Цвирко – гротескная фигура. Премьер великолепно справляется с острым танцевальным рисунком, представая заносчивым, высокомерным, властным и трусливым деспотом, смешным и ничтожным, но при этом не лишенным определенного обаяния, в своей глупой, даже в чем-то простодушной, самовлюбленности.

В балете – всё, как в пословице: каждому овощу свое время, все гармонично соразмерено. И разные стили танца, и фруктово-овощное разнообразие персонажей. Театральность и кинематографичность. Как известно, отправной точкой к созданию спектакля «Чиполлино» стал одноименный мультфильм 1961 года. Музыка к нему Карэна Хачатуряна и легла в основу партитуры балета, где действие несется со скоростью мелькания кинокадров, а погони и потасовки своей эксцентричностью напоминают схожие эпизоды немых фильмов, в том числе и чаплинских.  

Так что у обновленного «Чиполлино» есть все предпосылки продержаться в репертуаре не меньшее время, чем его предшественник, а это как-никак тридцать пять лет.  


Поделиться в социальных сетях: