Новосибирский театр «Старый дом» открыл сезон премьерой своего главного режиссера – Антона Федорова. Обладатель нескольких «Золотых Масок», бесспорный хэдлайнер столичной сцены, он только в прошлом сезоне выпустил общепризнанные спектакли-хиты «Собачье сердце» в МТЮЗе, «Мадам Бовари» в театре «Место» и «Вишневый сад» в Воронежском Камерном театре. Премьера во вверенном ему новосибирском театре носит название «Е-ее-ее», а в ее основе лежит советский мультипликационный блокбастер «Бременские музыканты». После первого же показа были раскуплены все билеты на следующие.
Федоров – режиссер с узнаваемым почерком, что в сегодняшних театральных реалиях редкость. Его постановки отличают аллюзии на знакомые любому русскому человеку фильмы и песни, черный юмор, фирменные словесные каламбуры, нестандартные гэги, роковый саундтрек. Так о русских людях никто больше не ставит (а Федоров всегда ставит про нас с вами, даже если берет за основу роман Флобера, место действия оказывается перенесенным в советские многоэтажки). Он лихо обращается с национальными мифами и культурным кодом – его спектакли свободны от штампов, они всегда про поиск и смысл. А еще – про неизменное щемящее чувство нежности и печали по отношению к тому, как устроен мир.
Спектакль «Е-ее-ее» легко вписывается в условную формулу федоровского спектакля – здесь нашлось место и «мерцающему» сквозь личный ассоциативный ряд знакомому сюжету, и абсурдистской постиронии, и магнетическому саундтреку, и психолингвистическому эксперименту. Но есть и отличие. В тревожную мрачность, которая всегда была отличительной чертой Федорова-режиссера и в новой версии «Бременских» тоже никуда не делась, добавилось сокрушительное чувство свободы. Премьерный спектакль – это самый настоящий гимн свободе и молодости. А еще мечтам без цели и любви без надежды. По силе воздействия на сегодняшнего зрителя он вполне сопоставим с культовым мультфильмом – и по внутренней энергии, в него заложенной.
Федоров традиционно опрокидывает ожидания зрителя – со знаменитым мультфильмом 1969 года у его спектакля общего – только дух и главные герои. Теперь это история только для взрослых, и смыслы ее тоже взрослые.
Перед нами – коммуна хиппи в новосибирских лесах. Маргинальная тусовка (то ли музыканты, то ли разбойники), Король (Юрий Кораблин) тоже Короля мало чем напоминает, просыпается после очередного загула. С видимым удовольствием играют в предложенные обстоятельства замечательные артисты труппы – Евгений Варава, Александр Шарафутдинов, Лилия Мусина, Тимофей Мамлин, Арсений Чудецкий.
Неприглядные подробности их общего «разбойничьего» утра показаны с видимой нежностью, при этом панковский угар тоже ощутим. Герои отчаянно пытаются проснуться, настраивают гитары, пьют остывший кофе и подкалывают друг друга. Маски животных на них (кстати, прекрасно сделанные) – чистой воды хулиганство, на которое сквозь пальцы смотрит Король. Как иначе, если его женой была Патти Смит, «крестная мама панк-рока».
Это ее фотографиями обклеен трейлер на колесах, который стоит прямо на сцене, а весь планшет, кстати, застелен советскими шерстяными коврами (художник – сам Федоров). На авансцене горит «пиксельный» костер, на заднике качаются «сосны-великаны» (видеохудожник – Владимир Щетинин). Повсюду разбросаны пустые бутылки из-под выпитого. Одного из мертвецки пьяных героев и вовсе приходится обойти, чтобы занять свое место в зрительном зале.
У истории есть условный Рассказчик (Андрей Сенько) – с чашкой «Самый крутой», в распахнутом линялом халате и в красной шапке, он напоминает Буковски из федоровского же спектакля-хита Гоголь-центра. Знаменитые федоровские «пасхалки», отсылающие к личным и дорогим моментам, – отдельная радость фанатов.
Сердито бурчит Рассказчик себе под нос текст с детской пластинки, а сюжет тем временем развивается в контрапункте с произносимым. Трубадур и Принцесса жаждут пожениться, однако на вопрос Короля: «А что будет дальше? Ну, после медового месяца», – молчат, смеются и смотрят друг на друга с плохо скрываемым вожделением. Король решает «разобраться» и нанимает сыщика, а тот – разбойников во главе с атаманшей (невероятно хороша в этой роли Анастасия Былинская). Все эти товарищи никак не могут договориться – не понимают произносимых фраз («принцессу связать, остальным горло перерезать, мост взорвать»), мычат, коверкают слова и смыслы и ничего не делают. Безумный, при этом абсолютно убедительный сюр набирает обороты и лихо несется к финалу (продолжительность спектакля – в пределах двух часов без антракта).
В спектакле предсказуемо много музыки – постоянные соавторы Федорова Григорий Калинин и Сергей Шайдаков обработали знакомые всем и каждому, вписанные в культурный код песни Геннадия Гладкова и Юрия Энтина. «Песня друзей», «Песня Трубадура» и другие хиты в их аранжировке не звучат торжественно и празднично. Современные рок-версии куда тяжелее и забористее. Но они и откликаются в сегодняшнем зрителе сильнее, перечеркивая «детский» контекст и выходя за рамки своей эпохи. Под финальную «Солнце взойдет» зал включает фонарики на телефонах и плачет. Однако пафоса в грандиозном и сентиментальном финале практически нет – любой пафос Федоров умеет уравновесить иронией. А ее в этом спектакле хоть отбавляй. И пусть все вопросы, включая вопрос Короля, заданный Принцессе с ее Трубадуром, остались без ответа. Зато «любовная» любовь, бесшабашная юность и свобода ничего не решать – всё и всех победили. Только в театре и только на один вечер, но тем не менее.
P.S. Хочется надеяться, что спектакль «Е-ее-ее» доедет и до Москвы.
Федоров – режиссер с узнаваемым почерком, что в сегодняшних театральных реалиях редкость. Его постановки отличают аллюзии на знакомые любому русскому человеку фильмы и песни, черный юмор, фирменные словесные каламбуры, нестандартные гэги, роковый саундтрек. Так о русских людях никто больше не ставит (а Федоров всегда ставит про нас с вами, даже если берет за основу роман Флобера, место действия оказывается перенесенным в советские многоэтажки). Он лихо обращается с национальными мифами и культурным кодом – его спектакли свободны от штампов, они всегда про поиск и смысл. А еще – про неизменное щемящее чувство нежности и печали по отношению к тому, как устроен мир.
Спектакль «Е-ее-ее» легко вписывается в условную формулу федоровского спектакля – здесь нашлось место и «мерцающему» сквозь личный ассоциативный ряд знакомому сюжету, и абсурдистской постиронии, и магнетическому саундтреку, и психолингвистическому эксперименту. Но есть и отличие. В тревожную мрачность, которая всегда была отличительной чертой Федорова-режиссера и в новой версии «Бременских» тоже никуда не делась, добавилось сокрушительное чувство свободы. Премьерный спектакль – это самый настоящий гимн свободе и молодости. А еще мечтам без цели и любви без надежды. По силе воздействия на сегодняшнего зрителя он вполне сопоставим с культовым мультфильмом – и по внутренней энергии, в него заложенной.
Федоров традиционно опрокидывает ожидания зрителя – со знаменитым мультфильмом 1969 года у его спектакля общего – только дух и главные герои. Теперь это история только для взрослых, и смыслы ее тоже взрослые.
Перед нами – коммуна хиппи в новосибирских лесах. Маргинальная тусовка (то ли музыканты, то ли разбойники), Король (Юрий Кораблин) тоже Короля мало чем напоминает, просыпается после очередного загула. С видимым удовольствием играют в предложенные обстоятельства замечательные артисты труппы – Евгений Варава, Александр Шарафутдинов, Лилия Мусина, Тимофей Мамлин, Арсений Чудецкий.
Неприглядные подробности их общего «разбойничьего» утра показаны с видимой нежностью, при этом панковский угар тоже ощутим. Герои отчаянно пытаются проснуться, настраивают гитары, пьют остывший кофе и подкалывают друг друга. Маски животных на них (кстати, прекрасно сделанные) – чистой воды хулиганство, на которое сквозь пальцы смотрит Король. Как иначе, если его женой была Патти Смит, «крестная мама панк-рока».
Это ее фотографиями обклеен трейлер на колесах, который стоит прямо на сцене, а весь планшет, кстати, застелен советскими шерстяными коврами (художник – сам Федоров). На авансцене горит «пиксельный» костер, на заднике качаются «сосны-великаны» (видеохудожник – Владимир Щетинин). Повсюду разбросаны пустые бутылки из-под выпитого. Одного из мертвецки пьяных героев и вовсе приходится обойти, чтобы занять свое место в зрительном зале.
У истории есть условный Рассказчик (Андрей Сенько) – с чашкой «Самый крутой», в распахнутом линялом халате и в красной шапке, он напоминает Буковски из федоровского же спектакля-хита Гоголь-центра. Знаменитые федоровские «пасхалки», отсылающие к личным и дорогим моментам, – отдельная радость фанатов.
Сердито бурчит Рассказчик себе под нос текст с детской пластинки, а сюжет тем временем развивается в контрапункте с произносимым. Трубадур и Принцесса жаждут пожениться, однако на вопрос Короля: «А что будет дальше? Ну, после медового месяца», – молчат, смеются и смотрят друг на друга с плохо скрываемым вожделением. Король решает «разобраться» и нанимает сыщика, а тот – разбойников во главе с атаманшей (невероятно хороша в этой роли Анастасия Былинская). Все эти товарищи никак не могут договориться – не понимают произносимых фраз («принцессу связать, остальным горло перерезать, мост взорвать»), мычат, коверкают слова и смыслы и ничего не делают. Безумный, при этом абсолютно убедительный сюр набирает обороты и лихо несется к финалу (продолжительность спектакля – в пределах двух часов без антракта).
В спектакле предсказуемо много музыки – постоянные соавторы Федорова Григорий Калинин и Сергей Шайдаков обработали знакомые всем и каждому, вписанные в культурный код песни Геннадия Гладкова и Юрия Энтина. «Песня друзей», «Песня Трубадура» и другие хиты в их аранжировке не звучат торжественно и празднично. Современные рок-версии куда тяжелее и забористее. Но они и откликаются в сегодняшнем зрителе сильнее, перечеркивая «детский» контекст и выходя за рамки своей эпохи. Под финальную «Солнце взойдет» зал включает фонарики на телефонах и плачет. Однако пафоса в грандиозном и сентиментальном финале практически нет – любой пафос Федоров умеет уравновесить иронией. А ее в этом спектакле хоть отбавляй. И пусть все вопросы, включая вопрос Короля, заданный Принцессе с ее Трубадуром, остались без ответа. Зато «любовная» любовь, бесшабашная юность и свобода ничего не решать – всё и всех победили. Только в театре и только на один вечер, но тем не менее.
P.S. Хочется надеяться, что спектакль «Е-ее-ее» доедет и до Москвы.