В Музее ГУЛАГа прошла творческая лаборатория о политических репрессиях прихожан и священников церкви на Маросейке 20-х годов прошлого века. Несмотря на то, что в эпицентре – трагедия локальная, по сути, горе общее для страны, которая еще недавно держалась на двух столпах: Боге и его помазаннике на Земле. Декретом от 2 февраля 1918 года советская власть постановила отделить церковь от государства, а фактически объявив ее вне закона.
Творческая лаборатория «Дело №107365. Результаты театрального исследования» интересна как феномен. Предтечей этого проекта был другой – видеопроект «Слово новомучеников» под руководством Кирилла Алексина. Идея ютуб-проекта заключалась в том, чтобы приехать на место, где письмо написал репрессированный человек, и зачитать его вслух. Таким образом, возникала связующая нить между прошлым и настоящим. Кирилл Алексин сохранил этот документальный концепт и перенес его в творческую лабораторию, режиссером которой стал Сергей Быстров.
– Для нас это очень сложная тема – репрессии того времени. Это большая травма в нашей общей судьбе и истории. Но нам необходимо рано или поздно осознать это и начать говорить на эту тему. Попытаться рефлексировать этот сложный исторический пласт, никого не пытаясь осудить, – поделился режиссер Сергей Быстров.
Участники этой лаборатории не являются профессиональными актерами. Они молодые студенты гуманитарных факультетов. Кто-то изучает филологию, кто-то решил связать жизнь с теологией. В любом случае, их объединяет христианская вера, как сто лет назад объединяла молодых студентов-прихожан церкви на Маросейке. В камерном зале музея ГУЛАГа 8 человек читают истории студентов 1920х годов. Среди них воспоминания студентки Елены Апушкиной о первом знакомстве с общиной, Петра Юргенсона, об аресте за желание отстоять храм, и прихожанки Татьяне Куприяновой. Для каждого церковь на Маросейке с ее настоятелями – отцом Алексием и его сыном Сергием – была местом священным в прямом и переносном смысле. Здесь они находили покой для души. В будущее, каким видела его Советская власть, они не вписывались, за что и подверглись арестам и ссылкам.
– В 1991-ом году храм был снова открыт и он хранил память о жившей в его стенах общине. Репрессированных было много, и после всех ссылок их раскидало по всему Союзу. Кто-то закончил жизнь в Днепропетровске, кто-то в Москве, кто-то в Калуге. Несмотря на это, они в значительной степени продолжали общение с друг с другом, – рассказал руководитель проекта Кирилл Алексин.
Спектакль «Дело №107365» поднимает тему, о которой почти не говорится не только в учебниках истории, но и в произведениях искусства, в частности, в театре. Если на наших сценах и ставят что-то на религиозную тематику, то речь идет либо о переосмыслении канонов (как, например, в спектакле «Песнь любви. Песнь скорби» режиссера Полины Кардымон), либо о библейских святых. В эпицентре этой истории – живые люди, нашедшие друг друга в общине. Это объединяет как участников творческой лаборатории, так и прихожан церкви на Маросейке. В спектакле звучат голоса как из прошлого, так и из настоящего. Последние тоже делятся сокровенным: говорят о семье, примирении в Прощенное воскресенье, переживании Пасхи во время пандемии.
– Мы попробовали с помощью своих личных историй очертить какой-то контур. За счет личных переживаний, острых моментов, очень интимных. Это, наверное, возможно именно в камерном документальном театре, когда мы исследуем события нашей повседневности, – рассказал режиссер спектакля Сергей Быстров.
Как сто лет назад, так и сегодня вера объединяет людей. Очевидно, что человеку всегда нужен человек. И община дает самое главное –возможность не быть одиноким.
Когда материал готовился к печати стало известно, что с 14 ноября Музей истории ГУЛАГа временно приостанавливает свою работу. Специалисты Центра экспертиз обнаружили в здании нарушения пожарной безопасности. Сроки прекращения работы не уточняются.
Творческая лаборатория «Дело №107365. Результаты театрального исследования» интересна как феномен. Предтечей этого проекта был другой – видеопроект «Слово новомучеников» под руководством Кирилла Алексина. Идея ютуб-проекта заключалась в том, чтобы приехать на место, где письмо написал репрессированный человек, и зачитать его вслух. Таким образом, возникала связующая нить между прошлым и настоящим. Кирилл Алексин сохранил этот документальный концепт и перенес его в творческую лабораторию, режиссером которой стал Сергей Быстров.
– Для нас это очень сложная тема – репрессии того времени. Это большая травма в нашей общей судьбе и истории. Но нам необходимо рано или поздно осознать это и начать говорить на эту тему. Попытаться рефлексировать этот сложный исторический пласт, никого не пытаясь осудить, – поделился режиссер Сергей Быстров.
Участники этой лаборатории не являются профессиональными актерами. Они молодые студенты гуманитарных факультетов. Кто-то изучает филологию, кто-то решил связать жизнь с теологией. В любом случае, их объединяет христианская вера, как сто лет назад объединяла молодых студентов-прихожан церкви на Маросейке. В камерном зале музея ГУЛАГа 8 человек читают истории студентов 1920х годов. Среди них воспоминания студентки Елены Апушкиной о первом знакомстве с общиной, Петра Юргенсона, об аресте за желание отстоять храм, и прихожанки Татьяне Куприяновой. Для каждого церковь на Маросейке с ее настоятелями – отцом Алексием и его сыном Сергием – была местом священным в прямом и переносном смысле. Здесь они находили покой для души. В будущее, каким видела его Советская власть, они не вписывались, за что и подверглись арестам и ссылкам.
– В 1991-ом году храм был снова открыт и он хранил память о жившей в его стенах общине. Репрессированных было много, и после всех ссылок их раскидало по всему Союзу. Кто-то закончил жизнь в Днепропетровске, кто-то в Москве, кто-то в Калуге. Несмотря на это, они в значительной степени продолжали общение с друг с другом, – рассказал руководитель проекта Кирилл Алексин.
Спектакль «Дело №107365» поднимает тему, о которой почти не говорится не только в учебниках истории, но и в произведениях искусства, в частности, в театре. Если на наших сценах и ставят что-то на религиозную тематику, то речь идет либо о переосмыслении канонов (как, например, в спектакле «Песнь любви. Песнь скорби» режиссера Полины Кардымон), либо о библейских святых. В эпицентре этой истории – живые люди, нашедшие друг друга в общине. Это объединяет как участников творческой лаборатории, так и прихожан церкви на Маросейке. В спектакле звучат голоса как из прошлого, так и из настоящего. Последние тоже делятся сокровенным: говорят о семье, примирении в Прощенное воскресенье, переживании Пасхи во время пандемии.
– Мы попробовали с помощью своих личных историй очертить какой-то контур. За счет личных переживаний, острых моментов, очень интимных. Это, наверное, возможно именно в камерном документальном театре, когда мы исследуем события нашей повседневности, – рассказал режиссер спектакля Сергей Быстров.
Как сто лет назад, так и сегодня вера объединяет людей. Очевидно, что человеку всегда нужен человек. И община дает самое главное –возможность не быть одиноким.
Когда материал готовился к печати стало известно, что с 14 ноября Музей истории ГУЛАГа временно приостанавливает свою работу. Специалисты Центра экспертиз обнаружили в здании нарушения пожарной безопасности. Сроки прекращения работы не уточняются.