Что случилось с Аладдином

«Аладдин. Сын портного» Красноярского театра юного зрителя

 
Известный литературный материал – это всегда большой риск впасть в сценическую иллюстративность. Особенно когда мы говорим про спектакли для детской и подростковой аудитории. Почему-то принято считать, что нужнее и важнее дать публике привычный нарратив, чем откапывать в нем авторские смыслы и разбираться в судьбах героев.

«Аладдин. Сын портного» Красноярского театра юного зрителя (режиссер-постановщик и сценограф Даниил Ахмедов) из другой категории. Кроме визуальной роскоши и изящных актерских работ он предлагает любопытную драматургию, основанную не только и не столько на линейном сюжете, но еще и на пристальном внимании к личности персонажей. Почему мы вырастаем такими? Почему в той или иной ситуации поступаем именно так? Как выбираем свой путь? В нашей ли власти изменить судьбу?

Обманутый женой царь Шахрияр (Александр Дьяконов) полностью разочарован в любви. Он твердит, что «женщины убивают мужчин», и отвечает им взаимностью. После первой брачной ночи с правителем всех прекрасных девушек ожидает смерть. Вереница роскошных красавиц в черном лишается жизни в смертельном танце. Пока не появляется Шахразада (Александра Булатова). Хотя первая встреча героев поначалу и намека не дает, что что-то пойдет не так. Хореограф (Илья Романов) не миндальничает: царь хватает свою избранницу за волосы, указывая ей на ее место, и эта сцена заставляет замереть от неожиданности. В последние годы в театре даже красных шапочек перестали есть, а тут такая неприкрытая беспощадность. Ужас героини заметен даже несмотря на бургу из драгоценных камней, закрывающую половину лица. И вот Шахразада начинает говорить и слово за слово увлекает Шахрияра своим рассказом, словно спутывая жестокий нрав кружевом арабской вязи, проекция которой мягко-витиевато обрамляет портал сцены.  

Шахразада и Шахрияр на протяжении всего спектакля с нами. Она будет плести свою историю, он – увлекаться и проживать свои травмы, вместе они заглянут в дом Аладдина, полетают на ковре-самолете, а в финале их будет уже трое. Вместе с ними мальчик лет восьми, который в начале исполнял роль маленького Аладдина (Александр Мкртычьян).  А что же Аладдин? Кстати, Шахразада называет его «Ала ад-Дин», и это почтительное размеренное произношение имени, мне кажется, намекает на знатное происхождение слушателя. Ведь весь этот длинный рассказ хитроумной принцессы – это не только спасение своей жизни, но и своеобразная терапия царя. Некоторые сюжеты триггерят Шахрияра, в определенные моменты он ассоциирует себя с героем сказки, и остро ему сопереживает. А, например, в сцене, когда за Аладдином наглухо захлопывается стена, и вовсе впадает в состояние панической атаки. В центре пещеры огромная голова Будды. Залитая потусторонним светом, она плавно поднимается, наклоняется и вращается, чем производит невероятный визуальный эффект. Гигантское каменное изваяние – одно из многих сокровищ, скрытых в темнице. Это знак пути от страдания к абсолютному счастью, которое уж точно заключается не в материальном комфорте. И этот путь пройдет наш герой.

Аладдин – обычный ребенок, он носится по дому, предпочитая игры с друзьями постижению портновского ремесла. Ренат Бояршинов, исполняющий роль взрослого Аладдина, необыкновенно пластичен. Он всегда в движении, по-обезьяньи непоседлив и легок, и тем эффектнее выглядят редкие физические паузы. Его отец рано умер: актер (Артем Цикало) встает из-за швейной машинки и уходит сквозь стену. И дыра от этой потери остается не только в стене, расписанной под ковер – тут сразу возникают ассоциации с погребальными обрядами – но и в душе мальчика. Отправившись в путь с «дядей», магрибским колдуном (Антон Заборовский), он среди прочих детских вопросов, которые сыплются из него без остановки, не раз повторит: «Мама плюс папа – я. Я минус папа, что останется?» Потеря отца будет его беспокоить, он совершит большое путешествие, чтобы закрыть свои гештальты.

Родители Аладдина всегда много работали, и до встречи с Будур он видел только усталое лицо матери. Именно поэтому его настолько сильно потянуло к необремененной тяготами жизни принцессе – такую женскую красоту он увидел впервые. Отважным мотыльком он рвется на свет легкой жизни. Но потеряв все, полученное от волшебной лампы, Аладдин понимает, что на самом деле было главным и что уже никогда не получить ни за какие сокровища мира. Он завернется в огромный кусок белой материи, тот самый, который тяжело таскала мать, подавая отцу. Такая слабая детская попытка невыросшего взрослого спрятаться в иллюзии, словно в уютном теплом коконе. Укрыться в беззаботном прошлом.

Джинн (Гоча Путкарадзе) вырастает из-под земли одномоментно с тем, как отец уходит под землю. Дух отца словно материализуется в этом всемогущем исполине, который пытается помогать Аладдину и оберегать его. Нужно пустить пыль в глаза султану? Пожалуйста. Построить дворец? Да легко! И от великолепного роскошества, возникающего на сцене – тут тебе и слон, и павлин, как живые (!), и дервиши, и наложницы в диковинных костюмах – восхищенно замирают не только султан и будущая невеста. Цветовая палитра спектакля завораживает уверенным индиго, амбициозным винным, таинственным черным и щедрой охрой. Но богатство исчезает так же легко, как и появляется. А потом пропадает и Аладдин. Мать и Будур молятся «только бы вернулся», и ему действительно предстоит трудное возвращение. Но не к ним, а к себе. К настоящему. К тому, который знает, что за ним сила – а отец это или джин, пусть каждый решает сам…


Поделиться в социальных сетях: