Павел Курочкин: «В трудный момент человек вспоминает светлые моменты жизни…»

 
К 80-летнему юбилею Победы «Ведогонь-театр» поставит лирическую драму «Звездопад» по одноименной повести Виктора Астафьева. В преддверии премьеры поговорили с режиссером спектакля, художественным руководителем театра, заслуженным артистом России Павлом Курочкиным.

- Почему при выборе названия для постановки Ваш выбор пал на произведение Астафьева «Звездопад»?
- В преддверии 80-летнего юбилея Победы в Великой Отечественной войне театру особенно важно высказаться на эту тему. Поэтому мы искали материал, который отвечал бы на этот запрос, но при этом был созвучен нам, как творческому коллективу. И когда мы вспоминаем об этой трагической странице нашей истории, пройти мимо Виктора Астафьева – мощнейшей писательской фигуры второй половины XX-начала XXI века – нельзя. У него уникальная биография, непростая судьба и свой особый взгляд на ту трагическую эпоху, события и отношения людей. Им было сказано своё, очень особое и очень значимое, слово о войне.
 
«Звездопад» – это как раз одна из тех историй, где в центре внимания автора отношения между людьми. Бои мы на сцене все равно не покажем, а вот окунуться в то, как люди проживали эти трагические события и рассказать об этом сегодняшнему зрителю – это, мне кажется, важная и творчески интересная задача.
 
- Вы работаете над постановкой именно повести, хотя существует пьеса, написанная самим автором. Почему остановились на прозаическом материале?
- Астафьев все-таки, прежде всего, прозаик. И мы обращаемся к первоисточнику. А поскольку мы имеем дело с прозой, нам нужно перевести ее на язык театра, и это очень индивидуальный процесс. Часто само произведение диктует какой-то ход. Мы не первый раз обращаемся к прозе, и здесь мы оттолкнулись от формы самой повести. «Звездопад» написан Астафьевым от первого лица, как воспоминание человека, выжившего на войне, уже зрелого, отдаленного от тех событий, о которых говорит. Но мне пришла в голову мысль, что тут можно было бы остаться в рамках того времени, чтобы не разделять того, кто вспоминает и того, о ком вспоминают. В нашей версии герой на сцене погружается в прошлое, будучи под наркозом: снова больница, ранение, и где-то на границе сознания всплывают воспоминания о первой любви, случившейся с ним не так давно. Известно, что сам автор, Виктор Петрович Астафьев, был несколько раз ранен, несколько раз лежал в госпиталях. Так что я посчитал возможным эту ситуацию использовать и представил себе, что это может быть новое ранение. Молодой человек, лёжа на операционном столе, вспоминает девушку Лиду, свою первую и, может быть, единственную любовь.  Наш спектакль - это короткий сон, во время которого, как часто бывает, человек может снова прожить целую историю.
 
- А как это будет решено визуально?
- С самого начала мы с Кириллом Даниловым, нашим главным художником и художником-постановщиком этого спектакля, хотели уйти от бытовой реалистичности в сценографическом решении и поместить героев этой истории в условное пространство, которое бы позволило нам создать не совсем реальную  атмосферу. Помимо декорации, которую придумал Кирилл Анатольевич, очень важную роль, конечно, будет играть световая партитура Евгения Лисицына и видеоэффекты на экране. На решение этой задачи будет работать и пластика персонажей, и особенно главного героя, над которой работает Ольга Короткова, а также музыкальное и звуковое оформление Андрея Гаврилова. Нам важно, чтобы зритель понимал - всё это только видится герою.
 
- Ещё в спектакле будет народное пение, насколько я понимаю...
- Да, будет.  Мы обращаемся к городскому фольклору первой половины XX века. Это не аутентичные народные песни и не широко известные мелодии военных лет. Это музыка, которая бытовала в ту эпоху. Сейчас как раз идет активная работа над этим материалом под руководством педагога по вокалу Натальи Табачковой.
 
- Можно сказать, что спектакль скорее о любви, нежели о войне?
- Это спектакль о людях, об эмоциях, об отношениях, о чувствах и, конечно, о любви, которая в данном случае помогает людям пережить бедствие.  Думаю, Астафьев неслучайно написал историю о первой любви, так озарившей в этот момент жизнь молодого человека, и, может быть, даже спасшей его от гибели, от смерти. А ещё это, безусловно, история взросления молодого человека в трагическую эпоху.
 
- Как вы думаете, молодёжи, для которой Великая Отечественная война уже становится далекой историей будет ли близок и понятен этот спектакль, эта история?
- Роли главных героев в спектакле исполняют очень молодые люди, недавно пришедшие в театр – Данил Никитин и Арина Храмова. Для Арины это дебютная роль в «Ведогонь-театре». По тому, как они репетируют, я понимаю, что им эта история интересна, она их увлекает и захватывает. Мы читаем, смотрим, слушаем для того, чтобы узнать и понять эту эпоху, людей, которые в это время жили. В слух на репетициях читали фрагменты одного из самых главных романов Астафьева «Прокляты и убиты», смотрели хронику, отыскивали воспоминания современников о событиях тех лет. Понятно, что сейчас молодые люди не знают реалии того времени. С другой стороны, вот же они эти реалии – у нас перед глазами. Мы выступали в госпиталях, видели этих молодых ребят с протезами, контуженных, на костылях и инвалидных колясках. И в театре мы принимали участников СВО, разговаривали мы с ними... Думаю, что для многих современных людей эта история и не такая уж далекая. Как справляться с бедой, которая приходит в чью-то семью? Мы же про это здесь пытаемся рассказать на примере того времени. Все персонажи, которые появляются вокруг главных героев, нагружены этими проблемами: воевавших мужчин и женщин, остающихся без мужей, отцов, братьев... Все они переживают страшное горе и тяжелейшие потери. Так что, мне кажется, эта тема вновь к нам приблизилась и воспринимается, пожалуй, даже обострённее, чем это было бы лет десять назад.
 
- С какими чувствами Вы бы хотели, чтобы зритель уходил из зала после этого спектакля?
- Мне бы хотелось, чтобы люди уходили с надеждой и верой в то, что все-таки жизнь победит. Жизнь, любовь — вот такие вещи останутся.  В этой ранней повести В. П. Астафьева есть вера в хорошее. И самые, на мой взгляд, выдающиеся с художественной точки зрения страницы его книг, освещены этой верой. Это потрясающие, удивительные страницы, там столько теплоты и позитивной энергии, и сам текст будто начинает светиться! Пусть эта непростая, драматическая история, которую мы расскажем в нашем спектакле, поддержит в зрителях надежду, свет и веру в добро.
 
 Премьера спектакля «Звездопад» в «Ведогонь-театре» состоится 23 и 24 ноября.


Поделиться в социальных сетях: