Худрук Московского Губернского театра Сергей Безруков с 25 июня по 13 октября проводил обучение в «Академии Сергея Безрукова «Художественные руководители театров Будущего». Программа была запущена Академией творческих индустрий «Меганом» (проектом «Таврида. АРТ») совместно с Московским Губернским театром. Ее участниками стали художественные руководители и режиссеры региональных и столичных театров. Об этом проекте Сергей Безруков рассказал в интервью.
– Сейчас говорить о театре нужно, необходимо и должно, потому что это одно из древнейших искусств, театр был, есть и будет, он вечен, – говорит Сергей Безруков. – А режиссёр растворяется в театре, в актёре, и очень важно, чтобы он делал это профессионально и не в ущерб искусству. Всегда важно содержание, а не форма, и я надеюсь, что наша программа как раз про это – про помощь художественным руководителям и режиссерам в грамотном и аккуратном взаимодействии с театром, со всей его структурой, чтобы потом можно было с гордостью говорить об общих успехах».
– Сергей Витальевич, расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы запустили совместно с Академией «Меганом» и Московским Губернским театром. Для чего она? Кто участники программы?
– В Академии «Меганом» уже проходила программа для директоров театров, но вот программы для художественных руководителей не было. А художественные руководители должны вникать в проблемы театра и знать всё, вплоть до бухгалтерского учета и маркетинга, а не просто выстраивать репертуар и взаимодействовать непосредственно с труппой театра. Все-таки есть определенные методики, есть определенные знания, которые хорошо было бы освоить и получить. И нам нужно помогать выстраивать тот самый «театр Будущего», будущее нашего российского театра. Поэтому возникла идея создания программы «Академия Сергея Безрукова «Художественные руководители театров Будущего» на базе Московского Губернского театра. Худруки и режиссеры обучались в течение четырех месяцев. Здесь были представлены детские театры, театр кукол, национальные и драматические театры.
Помимо творческих идей, которые привносит главный режиссер, существует общественный запрос – это потребность зрителей, которая формирует репертуар театра. Выявить направления развития театра и зрительские запросы – также одна из основных задач нашей программы.
Мы постарались разобраться, какие спектакли нужны, какие постановки, направления и жанры сегодня волнуют российского зрителя. Мы уже добились на этой программе формирования новых идей по привлечению в театр совсем молодого зрителя, моложе 30-ти. И я рад, что все участники программы из разных регионов сдружились в процессе выстраивания стратегий развития «театров Будущего». В результате мы получили 4 варианта стратегий: для драматических театров, семейных театров, музыкальных театров и экспериментальных проектов.
Рассуждая о детских театрах, можно сказать, что это основа, первоначальная база. Первое знакомство детей с искусством театра ложится на плечи детских театров. И то, что представители этих театров присутствовали на программе в таком большом количестве, не случайно. Мы даже подумали о возможности здесь, в Академии «Меганом», создать отдельную программу для руководителей именно детских театров, в том числе музыкальных театров и театров кукол, потому что им нужна особенная подготовка, включая психологическую. Психология – это одна из необходимых составляющих тех знаний, которые нужны для того, чтобы взаимодействовать с подрастающим поколением, с юным зрителем, который только начинает формировать свое мировоззрение.
– А после такого большого пути в офлайн- и онлайн-форматах видны уже какие-то результаты?
– Худруки еще ни разу прежде не собирались вместе. Это факт. Потому что они самодостаточные единицы, а театр – это такая планета, которая крутится вокруг творческого ядра. Творческое ядро – это, конечно же, большой актерский коллектив, сама труппа, которая является основной составляющей театра. Театр живет своей собственной жизнью, своими собственными проектами и делиться, а уж тем более получать опыт от взаимодействия с другими театрами не очень хочет. Это понятно, я думаю, любому художнику. Но тот факт, что в нашем формате участники помогали друг другу создавать проекты, не остается незамеченным. Здесь был абсолютный молодежный креатив, хотя в нем участвовали и взрослые, и совсем молодые режиссеры, и худруки, которые наравне друг с другом пускались в эту затею, в выстраивание стратегий развития «театров Будущего».
– Можно ли сказать, что сейчас появился тренд на коллаборации театров, какие-то совместные проекты, то, чего раньше не было?
– Почему бы не объединяться? Время единоличного, мне кажется, закончилось. Хотя я всегда выступал и буду выступать за свободу творчества. Настоящий художник – это полет фантазии. А как можно ограничить фантазию? Художник всегда стремится к своей точке зрения, к своему взгляду. Другое дело, что внутренний цензор, который всегда во все времена назывался совестью, должен быть. Всё остальное абсолютно свободно, в том числе и выбор реализации, когда у тебя есть такая возможность, например, на нашей программе.
– А вообще есть сейчас какие-то тренды среди театров?
– Вы знаете, как всегда, мода быстролётная, ускользающая. Сейчас популярно одно, завтра популярно другое. Однако я могу сказать, что театр – вечный. Вот это однозначно. Наши предки представляли 2024 год как далекое фантастическое будущее. И сейчас, наблюдая из этого будущего, мы понимаем, что театр всё равно останется одной из важных составляющих искусства. И увлечение театром, любовь к нему – это то, что сохраняет это самое живое искусство, его непосредственное восприятие здесь и сейчас.
– Что отличает современный российский театр от зарубежного, наших театральных деятелей от их коллег? На решении каких основных задач предстоит сосредоточиться в ближайшее время на пути к такому современному российскому «театру Будущего»?
– Реалистический театр, русский психологический театр во многом отличали нашу российскую школу от западной. Хотя нельзя быть настолько категоричным, потому что спектакли Петера Штайна, да и других западных мастеров, всё-таки следовали традициям русского психологического театра, когда во главе стоял и основным действующим лицом был человек с его внутренним миром, с его страстями человеческими, с его проблемами. Живой артист на сцене всегда был интересен и будет интересен. А это, конечно, самая главная составляющая русского психологического театра. Разобраться, понять самого себя – вот что очень важно. Театр лечит, театр – храм. Как в храм мы приходим за исповедью, за покаянием, причащением, так и в театр мы идем лечить душу. Театр через душевную боль вскрывает «болезни» зрителей, и, чтобы вылечить болезнь, порой нужно усилить эту боль. Эта «система лечения» во взаимодействии с очень тонкой психологией является одной из составляющих современного театра.
– Как вы в целом оцениваете уровень развития региональных театров?
– Так получилось, что я когда-то выступил в поддержку детских театров. У меня особенное отношение к детским театрам, потому что они, можно сказать, находятся на творческой передовой. Они работают с совсем маленькими зрителями. И спектакли бывают от 0+. Это очень важно. От впечатления, которое получит ребенок, зависит придет он потом во взрослом возрасте в театр или нет. Получит ли он это ощущение живого искусства, которое воздействует сильнее, чем школьная программа по литературе. Необходимо тесное взаимодействие школы и театра. Хороший спектакль по школьной классике – это всегда полезно, потому что хороший спектакль визуально воздействует гораздо сильнее. И те традиционные ценности, которые сейчас мы несем, они все – в классике.
Очень хочется помочь и частным театрам стать театрами, поддерживаемыми государством. В регионах масса театров с яркими качественными спектаклями. Есть замечательные постановки! Например, один из режиссёров, Григорий Лифанов, будет ставить у нас в Московском Губернском театре «Старшего сына» с Леонидом Громовым. Так что все мы одним миром живем, одними проблемами, так или иначе. И есть решение этих проблем – это взаимодействие с органами власти, которые тоже участвовали в нашей программе.
– Каковы перспективы развития театров в регионах?
– Вопрос в людях, вопрос в кадрах. Мне бы очень хотелось, чтобы, конечно же, уделяли внимание молодым кадрам и принимали их в театры. Более того, нужно обеспечить их жильем, потому что порой этого не хватает. И зарплаты. Это те самые основы, которые необходимы для развития молодого художника, молодого артиста, чтобы он мог создать семью. Все-таки люди, которые занимаются творчеством, во многом альтруисты. Они создают, они творят, забывая о себе. И в этом смысле им необходимо помогать. Это я уже обращаюсь к органам власти, к их инициативе, потому что, конечно, они тоже не всесильны. Они порой и рады помочь, но бюджета не хватает. Но нужно пробивать, отстаивать эту позицию на федеральном уровне, это я уже обращаюсь к местным властям. Как только они поймут, что театр и искусство – это и есть как раз идеологическая составляющая национальной идеи воспитания подрастающего поколения, это будет большой плюс.
– Что вы планируете в дальнейшем?
– Было приятно почувствовать атмосферу настоящей крымской осени, такой тёплой, хорошей. В Москве уже холодно, а здесь будет тепло всегда. Это такой оазис. Природа, конечно же, располагает! Я даже представляю, что будет здесь лет через пять – это будет отдельный молодежный город с совершенно фантастической инфраструктурой. Хотел бы я здесь бывать каждый год. Для этого нужна программа, потому что это все-таки Академия, это кузница кадров. Я думаю, что многие из тех, кто пройдет здесь обучение, станут теми самыми кадрами, резервом нашей страны.
В следующем году я уже предложил провести здесь, в Академии творческих индустрий «Меганом», 130-летний юбилей Сергея Александровича Есенина и Есенинский конкурс поэтов. Я надеюсь, что приеду на эту площадку, почитаю, спою, покажу спектакль «Хулиган. Исповедь», который уже много лет подряд собирает полные залы, причем приходит всегда очень много молодежи.
– Сейчас говорить о театре нужно, необходимо и должно, потому что это одно из древнейших искусств, театр был, есть и будет, он вечен, – говорит Сергей Безруков. – А режиссёр растворяется в театре, в актёре, и очень важно, чтобы он делал это профессионально и не в ущерб искусству. Всегда важно содержание, а не форма, и я надеюсь, что наша программа как раз про это – про помощь художественным руководителям и режиссерам в грамотном и аккуратном взаимодействии с театром, со всей его структурой, чтобы потом можно было с гордостью говорить об общих успехах».
– Сергей Витальевич, расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы запустили совместно с Академией «Меганом» и Московским Губернским театром. Для чего она? Кто участники программы?
– В Академии «Меганом» уже проходила программа для директоров театров, но вот программы для художественных руководителей не было. А художественные руководители должны вникать в проблемы театра и знать всё, вплоть до бухгалтерского учета и маркетинга, а не просто выстраивать репертуар и взаимодействовать непосредственно с труппой театра. Все-таки есть определенные методики, есть определенные знания, которые хорошо было бы освоить и получить. И нам нужно помогать выстраивать тот самый «театр Будущего», будущее нашего российского театра. Поэтому возникла идея создания программы «Академия Сергея Безрукова «Художественные руководители театров Будущего» на базе Московского Губернского театра. Худруки и режиссеры обучались в течение четырех месяцев. Здесь были представлены детские театры, театр кукол, национальные и драматические театры.
Помимо творческих идей, которые привносит главный режиссер, существует общественный запрос – это потребность зрителей, которая формирует репертуар театра. Выявить направления развития театра и зрительские запросы – также одна из основных задач нашей программы.
Мы постарались разобраться, какие спектакли нужны, какие постановки, направления и жанры сегодня волнуют российского зрителя. Мы уже добились на этой программе формирования новых идей по привлечению в театр совсем молодого зрителя, моложе 30-ти. И я рад, что все участники программы из разных регионов сдружились в процессе выстраивания стратегий развития «театров Будущего». В результате мы получили 4 варианта стратегий: для драматических театров, семейных театров, музыкальных театров и экспериментальных проектов.
Рассуждая о детских театрах, можно сказать, что это основа, первоначальная база. Первое знакомство детей с искусством театра ложится на плечи детских театров. И то, что представители этих театров присутствовали на программе в таком большом количестве, не случайно. Мы даже подумали о возможности здесь, в Академии «Меганом», создать отдельную программу для руководителей именно детских театров, в том числе музыкальных театров и театров кукол, потому что им нужна особенная подготовка, включая психологическую. Психология – это одна из необходимых составляющих тех знаний, которые нужны для того, чтобы взаимодействовать с подрастающим поколением, с юным зрителем, который только начинает формировать свое мировоззрение.
– А после такого большого пути в офлайн- и онлайн-форматах видны уже какие-то результаты?
– Худруки еще ни разу прежде не собирались вместе. Это факт. Потому что они самодостаточные единицы, а театр – это такая планета, которая крутится вокруг творческого ядра. Творческое ядро – это, конечно же, большой актерский коллектив, сама труппа, которая является основной составляющей театра. Театр живет своей собственной жизнью, своими собственными проектами и делиться, а уж тем более получать опыт от взаимодействия с другими театрами не очень хочет. Это понятно, я думаю, любому художнику. Но тот факт, что в нашем формате участники помогали друг другу создавать проекты, не остается незамеченным. Здесь был абсолютный молодежный креатив, хотя в нем участвовали и взрослые, и совсем молодые режиссеры, и худруки, которые наравне друг с другом пускались в эту затею, в выстраивание стратегий развития «театров Будущего».
– Можно ли сказать, что сейчас появился тренд на коллаборации театров, какие-то совместные проекты, то, чего раньше не было?
– Почему бы не объединяться? Время единоличного, мне кажется, закончилось. Хотя я всегда выступал и буду выступать за свободу творчества. Настоящий художник – это полет фантазии. А как можно ограничить фантазию? Художник всегда стремится к своей точке зрения, к своему взгляду. Другое дело, что внутренний цензор, который всегда во все времена назывался совестью, должен быть. Всё остальное абсолютно свободно, в том числе и выбор реализации, когда у тебя есть такая возможность, например, на нашей программе.
– А вообще есть сейчас какие-то тренды среди театров?
– Вы знаете, как всегда, мода быстролётная, ускользающая. Сейчас популярно одно, завтра популярно другое. Однако я могу сказать, что театр – вечный. Вот это однозначно. Наши предки представляли 2024 год как далекое фантастическое будущее. И сейчас, наблюдая из этого будущего, мы понимаем, что театр всё равно останется одной из важных составляющих искусства. И увлечение театром, любовь к нему – это то, что сохраняет это самое живое искусство, его непосредственное восприятие здесь и сейчас.
– Что отличает современный российский театр от зарубежного, наших театральных деятелей от их коллег? На решении каких основных задач предстоит сосредоточиться в ближайшее время на пути к такому современному российскому «театру Будущего»?
– Реалистический театр, русский психологический театр во многом отличали нашу российскую школу от западной. Хотя нельзя быть настолько категоричным, потому что спектакли Петера Штайна, да и других западных мастеров, всё-таки следовали традициям русского психологического театра, когда во главе стоял и основным действующим лицом был человек с его внутренним миром, с его страстями человеческими, с его проблемами. Живой артист на сцене всегда был интересен и будет интересен. А это, конечно, самая главная составляющая русского психологического театра. Разобраться, понять самого себя – вот что очень важно. Театр лечит, театр – храм. Как в храм мы приходим за исповедью, за покаянием, причащением, так и в театр мы идем лечить душу. Театр через душевную боль вскрывает «болезни» зрителей, и, чтобы вылечить болезнь, порой нужно усилить эту боль. Эта «система лечения» во взаимодействии с очень тонкой психологией является одной из составляющих современного театра.
– Как вы в целом оцениваете уровень развития региональных театров?
– Так получилось, что я когда-то выступил в поддержку детских театров. У меня особенное отношение к детским театрам, потому что они, можно сказать, находятся на творческой передовой. Они работают с совсем маленькими зрителями. И спектакли бывают от 0+. Это очень важно. От впечатления, которое получит ребенок, зависит придет он потом во взрослом возрасте в театр или нет. Получит ли он это ощущение живого искусства, которое воздействует сильнее, чем школьная программа по литературе. Необходимо тесное взаимодействие школы и театра. Хороший спектакль по школьной классике – это всегда полезно, потому что хороший спектакль визуально воздействует гораздо сильнее. И те традиционные ценности, которые сейчас мы несем, они все – в классике.
Очень хочется помочь и частным театрам стать театрами, поддерживаемыми государством. В регионах масса театров с яркими качественными спектаклями. Есть замечательные постановки! Например, один из режиссёров, Григорий Лифанов, будет ставить у нас в Московском Губернском театре «Старшего сына» с Леонидом Громовым. Так что все мы одним миром живем, одними проблемами, так или иначе. И есть решение этих проблем – это взаимодействие с органами власти, которые тоже участвовали в нашей программе.
– Каковы перспективы развития театров в регионах?
– Вопрос в людях, вопрос в кадрах. Мне бы очень хотелось, чтобы, конечно же, уделяли внимание молодым кадрам и принимали их в театры. Более того, нужно обеспечить их жильем, потому что порой этого не хватает. И зарплаты. Это те самые основы, которые необходимы для развития молодого художника, молодого артиста, чтобы он мог создать семью. Все-таки люди, которые занимаются творчеством, во многом альтруисты. Они создают, они творят, забывая о себе. И в этом смысле им необходимо помогать. Это я уже обращаюсь к органам власти, к их инициативе, потому что, конечно, они тоже не всесильны. Они порой и рады помочь, но бюджета не хватает. Но нужно пробивать, отстаивать эту позицию на федеральном уровне, это я уже обращаюсь к местным властям. Как только они поймут, что театр и искусство – это и есть как раз идеологическая составляющая национальной идеи воспитания подрастающего поколения, это будет большой плюс.
– Что вы планируете в дальнейшем?
– Было приятно почувствовать атмосферу настоящей крымской осени, такой тёплой, хорошей. В Москве уже холодно, а здесь будет тепло всегда. Это такой оазис. Природа, конечно же, располагает! Я даже представляю, что будет здесь лет через пять – это будет отдельный молодежный город с совершенно фантастической инфраструктурой. Хотел бы я здесь бывать каждый год. Для этого нужна программа, потому что это все-таки Академия, это кузница кадров. Я думаю, что многие из тех, кто пройдет здесь обучение, станут теми самыми кадрами, резервом нашей страны.
В следующем году я уже предложил провести здесь, в Академии творческих индустрий «Меганом», 130-летний юбилей Сергея Александровича Есенина и Есенинский конкурс поэтов. Я надеюсь, что приеду на эту площадку, почитаю, спою, покажу спектакль «Хулиган. Исповедь», который уже много лет подряд собирает полные залы, причем приходит всегда очень много молодежи.