Миучча Прада и «Аттила» в Metropolitan Opera, Ив Сен-Лорран и балеты Ролана Пети, Джоржио Армани и современное прочтение «Cosi fan tutte» Моцарта, Пьер Карден и «Анна Каренина» с Плисецкой, Юбер де Живанши и «Жизель» – это список можно продолжать бесконечно. Сотрудничество Домов Моды и известных дизайнеров с театрами совсем не удивительно, ведь и те и другие представляют яркие шоу на высоких подмостках: спектакли на театральной сцене и дефиле на подиумах.
При этом некоторые из современных модных показов превращаются почти в полноценные театральные представления со своей драматургией и сценографией (подиумы теперь необязательно представляют собой «взлётную полосу», а приобретают самые причудливые формы и размеры). Здесь сразу всплывают в памяти постановки Готье «Le Defile» и «Fashion Freak Show» – смесь танца, драматической истории и модного показа. Искушённый театрал, конечно же, ещё вспомнит театральные костюмы легендарных модельеров начала прошлого века Чарльза Уорта, Коко Шанель и незабвенного Леона Бакста. Пожалуй, театральные софиты неминуемо вспыхивают на жизненной сцене каждого выдающегося дизайнера, ведь театральные костюмы – это всегда что-то яркое, привлекающее всеобщее внимание и в то же время огромное поле для творчества со свободой выбора от исторической классики до острого на вкус авангарда. Чаша сия не обходит конечно же и известных российских дизайнеров, в череде которых можно выделить имя Сергея Пугачёва, художника-модельера возглавляющего собственный Дом Моды вот уже более 25 лет (www.sergeypugachev.com), не первый год сотрудничающего с театрами, а с недавних пор занимающего должность художника по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова.
25 июля 2024 в Новосибирском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "Риголетто" с новыми костюмами и в новых декорациях, созданных Сергеем в качестве приглашённого художника. Новое прочтение либретто классической оперы принадлежит главному режиссеру театра Вячеславу Стародубцеву.
В своих костюмах к спектаклю Сергей, опираясь на свое видение эпохи и на видение общей картины режиссером, остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса: с одной стороны – оммаж эпохе, с другой – актуальные, созвучные современной эстетике визуальные образы, в том числе стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним.

Рассказывает сам художник:
«Когда главный режиссёр Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев предложил мне стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто" Верди, я сразу ответил, что с огромным удовольствием стану частью команды создателей. Для меня это был интересный вызов – как рассказать известнейшею историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, чтобы заинтересовать публику, но сохранить уважение к классике.
«Маэстро итальянской революции» создавал свой шедевр в 1850-1851 годах, но события пьесы «Король забавляется» Гюго, который лёг в основу либретто происходят в начале шестнадцатого века. Было очевидным, что костюмы должны отражать эпоху позднего ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Опираясь прежде всего на видение общей картины режиссёром и на значение самого термина (франц. renaissance, от лат. renasci – рождаться заново, возрождаться), я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне, как всегда, были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой многолетний опыт художника-модельера.
Прилетев впервые в Новосибирск и подойдя к театру, я внезапно остановил взгляд на кованных воротах с изысканно-строгим узором. Я вспомнил свои прогулки по усадьбам и классическим дворцово-парковым комплексам в Европе, то эстетическое наслаждение, которое получаешь, смотря на благоухающий сад сквозь диковинные кованые вензели. Мне захотелось перенести эти чувства и состояние в узоры на костюмах. Это стало отправной точкой и лейтмотивом линий в костюмах моего нового прочтения, под девизом неоклассической геометрии, стиля и роскоши образов эпохи Возрождения: симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игры контрастов, сочная цветовой гамма, богатая ручная расшивка.
Действия оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из которых своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование же выразилось в использовании линий высокой моды.
Костюмы созданы из благородных материалов: бархат, жаккард, парча, шелковый креп, тафта, вуаль, шелк. Для богатой, но деликатной ручной расшивки костюмов использовались муранское стекло, стразы, цветные ювелирные камни, жемчуг, крученый декоративный шнур.

ГЕРЦОГ МАНТУАНСКИЙ – воплощение короля Франциска I из уже отрецензированной пьесы Гюго вне всяких сомнений человек богатый, властный, влиятельный и величавый. Перед зрителем он появляется в роскошном домашнем халате с необычным рукавами и высокой шляпой, похожей на корону. Костюм сшит из насыщенного синего бархата с богатым резным декором подбитый золотой парчей.
Авторский головной убор подчёркивает высокое происхождение героя.
В сценах со шпиками костюм – чёрный и более сдержанный: графические чёрные текстуры, матовая и полу глянцевая на рельефных ребрах камзола с декором из парчи благородного золотого цвета.

РИГОЛЕТТО
Образ неоднозначный, противоречивый и, как и все шуты в классических произведениях, немного мистический. Идея костюма пришла сразу. День и ночь, где тёмная сторона – это злая язвительность придворного шута и ярость мстителя, а светлая – нежность к своей любимой дочери. Здесь как раз и стали символичными чёткие линии кованых парковых решеток, которые как будто сковывают по рукам и ногам героя, вынужденного исполнять подвластную и в какой-то мере унизительную роль шута при дворе беспринципного герцога Мантуи.
Он заложник своего положения, вынужденный скрывать свои истинные эмоции и чувства. Готический стиль костюма подчёркивает высокая корона с острыми пиками, загнутыми с одной стороны, символизирующая шутовской колпак.
https://sergeypugachev.com/ru-stage/













Реклама. Erid: 2Vtzqws8FyW
При этом некоторые из современных модных показов превращаются почти в полноценные театральные представления со своей драматургией и сценографией (подиумы теперь необязательно представляют собой «взлётную полосу», а приобретают самые причудливые формы и размеры). Здесь сразу всплывают в памяти постановки Готье «Le Defile» и «Fashion Freak Show» – смесь танца, драматической истории и модного показа. Искушённый театрал, конечно же, ещё вспомнит театральные костюмы легендарных модельеров начала прошлого века Чарльза Уорта, Коко Шанель и незабвенного Леона Бакста. Пожалуй, театральные софиты неминуемо вспыхивают на жизненной сцене каждого выдающегося дизайнера, ведь театральные костюмы – это всегда что-то яркое, привлекающее всеобщее внимание и в то же время огромное поле для творчества со свободой выбора от исторической классики до острого на вкус авангарда. Чаша сия не обходит конечно же и известных российских дизайнеров, в череде которых можно выделить имя Сергея Пугачёва, художника-модельера возглавляющего собственный Дом Моды вот уже более 25 лет (www.sergeypugachev.com), не первый год сотрудничающего с театрами, а с недавних пор занимающего должность художника по костюмам Государственного академического центрального театра кукол имени С.В. Образцова.
25 июля 2024 в Новосибирском театре оперы и балета состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "Риголетто" с новыми костюмами и в новых декорациях, созданных Сергеем в качестве приглашённого художника. Новое прочтение либретто классической оперы принадлежит главному режиссеру театра Вячеславу Стародубцеву.
В своих костюмах к спектаклю Сергей, опираясь на свое видение эпохи и на видение общей картины режиссером, остановился на варианте неоклассической стилизации Ренессанса: с одной стороны – оммаж эпохе, с другой – актуальные, созвучные современной эстетике визуальные образы, в том числе стилизованные элементы дворцовых кованых решеток – эту идею Сергею навеяли экстерьеры самого новосибирского театра при первом знакомстве с ним.

Рассказывает сам художник:
«Когда главный режиссёр Новосибирского театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев предложил мне стать художником по костюмам новой оперной постановки «Риголетто" Верди, я сразу ответил, что с огромным удовольствием стану частью команды создателей. Для меня это был интересный вызов – как рассказать известнейшею историю с колоссальным бэкграундом постановок новым визуальным языком, чтобы заинтересовать публику, но сохранить уважение к классике.
«Маэстро итальянской революции» создавал свой шедевр в 1850-1851 годах, но события пьесы «Король забавляется» Гюго, который лёг в основу либретто происходят в начале шестнадцатого века. Было очевидным, что костюмы должны отражать эпоху позднего ренессанса. Но буквальное копирование той эпохи художники проделывали уже много раз. Опираясь прежде всего на видение общей картины режиссёром и на значение самого термина (франц. renaissance, от лат. renasci – рождаться заново, возрождаться), я остановился на варианте стилизации и приступил к отрисовке эскизов костюмов в неоклассическом стиле. В помощь мне, как всегда, были текст либретто, богатая психологическими оттенками музыка Верди и мой многолетний опыт художника-модельера.
Прилетев впервые в Новосибирск и подойдя к театру, я внезапно остановил взгляд на кованных воротах с изысканно-строгим узором. Я вспомнил свои прогулки по усадьбам и классическим дворцово-парковым комплексам в Европе, то эстетическое наслаждение, которое получаешь, смотря на благоухающий сад сквозь диковинные кованые вензели. Мне захотелось перенести эти чувства и состояние в узоры на костюмах. Это стало отправной точкой и лейтмотивом линий в костюмах моего нового прочтения, под девизом неоклассической геометрии, стиля и роскоши образов эпохи Возрождения: симбиоз архитектурного кроя, переплетения линий, остроты асимметрии и игры контрастов, сочная цветовой гамма, богатая ручная расшивка.
Действия оперы строится на резких драматических контрастах. И Верди в своей музыке воплощает эти контрастные характеры персонажей замечательно и очень выпукло. Эту музыкальную драматургию хотелось отразить и в костюмах. Каждый наряд стилистически связан с яркими психологическими чертами героев, у каждого из которых своя история, характер, своя тайна жизни. Современное трактование же выразилось в использовании линий высокой моды.
Костюмы созданы из благородных материалов: бархат, жаккард, парча, шелковый креп, тафта, вуаль, шелк. Для богатой, но деликатной ручной расшивки костюмов использовались муранское стекло, стразы, цветные ювелирные камни, жемчуг, крученый декоративный шнур.

ГЕРЦОГ МАНТУАНСКИЙ – воплощение короля Франциска I из уже отрецензированной пьесы Гюго вне всяких сомнений человек богатый, властный, влиятельный и величавый. Перед зрителем он появляется в роскошном домашнем халате с необычным рукавами и высокой шляпой, похожей на корону. Костюм сшит из насыщенного синего бархата с богатым резным декором подбитый золотой парчей.
Авторский головной убор подчёркивает высокое происхождение героя.
В сценах со шпиками костюм – чёрный и более сдержанный: графические чёрные текстуры, матовая и полу глянцевая на рельефных ребрах камзола с декором из парчи благородного золотого цвета.

РИГОЛЕТТО
Образ неоднозначный, противоречивый и, как и все шуты в классических произведениях, немного мистический. Идея костюма пришла сразу. День и ночь, где тёмная сторона – это злая язвительность придворного шута и ярость мстителя, а светлая – нежность к своей любимой дочери. Здесь как раз и стали символичными чёткие линии кованых парковых решеток, которые как будто сковывают по рукам и ногам героя, вынужденного исполнять подвластную и в какой-то мере унизительную роль шута при дворе беспринципного герцога Мантуи.
Он заложник своего положения, вынужденный скрывать свои истинные эмоции и чувства. Готический стиль костюма подчёркивает высокая корона с острыми пиками, загнутыми с одной стороны, символизирующая шутовской колпак.
https://sergeypugachev.com/ru-stage/













