Юрий Муравицкий: «Дионис мне представлялся таким Энди Уорхолом»

 
Третий фестиваль авторского кино «КАРО.Арт», который стартует в Москве 15 октября, подготовил обширную программу: помимо фильмов зрителям представят и театральные перформансы. 17 октября гости киноцентра «Октябрь» смогут увидеть «Вакханок» – древнегреческую трагедию в воплощении молодых артистов курса Юрия Муравицкого. Как создавался этот спектакль и чего стоит ждать на фестивале, режиссёр рассказал «Театралу».

– Юрий, с актёрами своего курса вы решили взяться за древнегреческую трагедию. Почему выбор пал именно на «Вакханок» Еврипида?
– Давно хотел поставить эту пьесу. В ней мне нравится всё: многоуровневый конфликт, сюжет, построение, язык. И это единственная (насколько мне известно) дошедшая до нас пьеса, где главный герой – Дионис. Меня уже много лет увлекает его фигура. Он не просто отправная точка, он, на мой взгляд – квинтэссенция театра.

– Насколько пьеса, которую впервые поставили на сцене в 405 году до нашей эры, оказалась близка вашим студентам?
– Возможно, об этом лучше спросить самих студентов. Но, я, по крайней мере, сделал всё, чтобы пьеса оказалась им понятна. Насколько вообще может быть близка сегодня пьеса про столкновение старого и нового, порядка и хаоса? Я думаю, что может. Хотя пьеса, конечно, не только об этом.

– Вы – режиссер, известный своим неклассическим подходом к пьесам и ярким театральным действом на сцене. Если на Шекспира в МХТ смотрели через призму панка, то как на «Вакханок»?
– На самом деле, у меня суперклассический, традиционный подход к пьесам. Просто традиция другая.

Была идея посмотреть на «Вакханок» через призму современного искусства и его героев. Но сейчас мы, скорее, играем в древнегреческий театр, в древнегреческую трагедию. Точнее играем в какое-то общее представление о ней. Всё строится на стереотипах и ассоциациях первого порядка. Мне нравится играть в такую игру. Надеюсь, студентам тоже.

– Насколько нам известно, работа над «Вакханками» велась ещё в 2022-2023 годах. Вы разобрали с первокурсниками текст, потом они начали создавать этюды…  Как менялась концепция спектакля со временем? Возможно, в начале работы иначе представляли себе будущий спектакль?
– Сначала была идея, что костюмы и вообще всё оформление будет таким, как если бы его создавал какой-то абсолютно безбашенный художник авангардист, а сам спектакль придумала и играла группа молодых современных художников. И Дионис мне представлялся таким Энди Уорхолом. Потом всё поменялось. Решили, что интереснее поиграть именно с эстетикой и принципами античного театра.

– На «Театральном бульваре» премьера «Вакханок» прошла в декорациях под стать жанру: в день показа, шёл дождь, на сцене играли древнегреческую трагедию... Как приняли спектакль гости фестиваля? Это же был первый показ для такого количества зрителей?
– Приняли очень хорошо. И сам показ, и открытые репетиции. Пространство было крутое. Только это была не премьера, а эскиз. И в киноцентре «Октябрь» 17-го октября будет именно специальный показ. Премьера пройдёт чуть позже: 29, 30 и 31 октября на открытии Учебного Театра Московского Международного Университета. И там спектакль опять будет выглядеть по-другому, потому что все три пространства очень разные, спектакль естественным образом видоизменяется вместе с ними.

– Играть спектакль в кинозале – какие сложности это накладывает на артистов и на всю постановочную команду?
– Сложностей очень много. Отсутствие театрального света, плохая (с театральной точки зрения) акустика: звук не летит совсем – всё как в вату, а микрофонами мы стараемся не пользоваться. Но в этом пространстве есть своя магия и её надо использовать. Что мы и пытаемся сделать.

– Проекту «Театр в кино» вы говорили, что изменения затронули и музыкально-звуковую партитуру. Расскажите, пожалуйста, подробнее, как она изменилась? Что вообще зрителям ждать на показе 17 октября?
– Если говорить конкретно про музыку, её просто будет намного больше (и это опять же из-за акустики кинозала). Еще хочу сразу сказать, что форма актерского существования ожидается достаточно специфическая: актеры-студенты будут существовать в технике «аватар». Мы не сразу к этому пришли, но, когда попробовали на «Театральном бульваре», стало ясно, что это может быть интересно. Это работает – помогает открыть текст.

Ну и главное, наверное, то, что мы всё-таки будем использовать экран. Я это не очень люблю – мне кажется, это уже всем надоело. Но в данном случае это абсолютно оправданно и уместно.


Поделиться в социальных сетях: