«Квинтэссенция мимолетности жизни»: в «OPEN театре» показали трагикомедию на тарелке

 
В начале театрального сезона на площадке Музея Скрябина прошла премьера спектакля «Театр на тарелке» от «OPEN театра», которым руководит актриса, сценарист и преподаватель актерского мастерства Екатерина Максимова. Харчо, Оливье, Мороженное, Шампанское, Холодец, Утка, Плов, Кровавая Мэри, Сельдь под шубой, Какао, Шашлык и Вино. А еще Ложка, Вилка и Нож. Такой дружной компанией герои спектакля говорили со зрителем о смысле жизни, любви, о боли и страхах. Профессии актеров «OPEN театра» можно перечислить таким же большим списком, главное – что все они нашли в театре место, где их душа может развернуться и вдоволь начувствоваться.



«OPEN театр» родился из курса «Ключ Станиславского», в рамках которого Екатерина Максимова учит людей из самых разных сфер импровизировать, раскрепощаться, подавать себя. Для тех, кто не только извлек пользу, но и полюбил актерское мастерство, атмосферу занятий, существуют вторая и третья ступени этого курса. Выпускники «Ключа Станиславского», не сумевшие отпустить театр, формируют труппу «OPEN театра».

В обычной жизни актеры мало связаны с искусством. Театр для них – хобби. При этом «OPEN театр» не ограничивается статусом «любительский». Художественный руководитель Екатерина Максимова хочет не просто обучить своих студентов актерскому мастерству, но и сделать их жизнь лучше. «В какой-то момент я увидела, что у людей начинают происходить позитивные изменения в жизни. Кто-то выходит замуж, кто-то находит новую работу. У 80% процентов курса началась какая-то динамика. Я стала разбираться, изучать в этом ключе систему Станиславского. И со временем поняла, что приемы, описанные им, имеют терапевтичные свойства». Здесь очень бережно относятся к эмоциям, которые актеры испытывают на репетициях и на сцене. Роли, задания или подходы к ним подбираются исходя из индивидуальных особенностей артистов.

Вместе со своими студентами Екатерина Максимова поставила уже шесть спектаклей. Последняя постановка «Театр на тарелке» – это работа, созданная из результатов одного учебного задания. Режиссер предложила вытянуть своим ученикам по два листочка. На одном было указано название блюда или напитка, на втором – прилагательное, описывающее персонажа.

В театре уже были спектакли, рождавшиеся из учебных заданий. Так, постановка «Вещие вещи» создана из монологов, где студенты выступали от лица предметов.

Актеры «Театра на тарелке» сами писали монологи героям, изучали историю блюда или напитка, представляли его характер, черты, наделяли определенной историей. Так как режиссер не обозначал рамок, творческий поиск теснейшим образом оказался связан с самими артистами, их мироощущением. В монологи они вложили весомую частичку себя.



Действие спектакля происходит в Новый год, праздник, объединяющий на одном столе много разных блюд.

В начале спектакля повар перечисляет количество продуктов, которые он, среднестатистический человек, успел съесть за свою жизнь. Еда не просто помогла ему выжить, но и стала его частью. Обозначив одну из микро-тем – мы то, что мы едим – сюжет знакомит нас с главными героями.

Спектакль объединяет любовная линия, необычная, как и весь спектакль. Нож и Ложка вместе уже много лет, несмотря на свою несовместимость. Во время приема пищи они практически не взаимодействуют. Зато, волею человека, Нож то и дело встречается с Вилкой. Между ними, острыми и страстными, возникает роман, который сильно ранит Ложку.

Между выяснениями отношений столовых приборов на сцене появляются блюда или напитки, которые рассказывают свои истории перед тем, как отправиться на съедение человеку. После этого героев на импровизированных тарелках увозят за кулисы, а по сути, в мир иной.



Некоторые персонажи выходят на сцену в масках, которые к кульминации рассказа снимаются. Например, Злое Харчо показывает настоящее лицо, когда признается зрителю, что в душе оно очень доброе. Нужно лишь правильно его готовить.

Актеры нередко описывали в своих монологах нарушения рецептов блюд, которые со временем люди стали считать нормой. Оливье, Харчо, Кровавая Мэри негодовали от их современных исполнений. В итоге же все герои приходят к тому, что душа блюда важнее, чем идеальное соотношений ингредиентов в нем.

У каждого участника «OPEN театра» есть свой запрос. Кому-то важно стать увереннее, кому-то креативнее. Один хочет прожить на сцене свои эмоции, а другой желает быть услышанным. И эти запросы отражаются в монологах артистов.

Например, в выступлении от лица Спокойной Сельди под шубой актриса обращается к женщинам, просит их обратить внимание на то, что расцвести можно только в безопасной среде. А в монологе Дерзкой Утки эта же артистка заявляет в первую очередь себе, что быть громкой, яркой, взбалмошной – это здорово.



Линия любовного треугольника оказывается серьезнее, чем кажется, и, вероятно, найдет свое продолжение в следующем спектакле Екатерины Максимовой «Плод под запретом. Эдем во гневе». Во-первых, сюжет с изменой не заканчивается преображением Ложки и возвращением блудного Ножа. Героиня ищет проблему в себе, пытается найти другой столовый прибор мужского пола, преображается внешне, добивается возвращения мужа и по итогу бросает его. Раз за разом выслушивая исповеди блюд, чьи жизни прерывались у нее на глазах, узнавая их истории счастья, Ложка осознает ценность момента, ценность себя.
Возможно, из-за такой глобальной трансформации, а, возможно, из-за игры, голоса актрисы, Ложечка ощущается главной героиней этой истории.

Так как у театра практически нет профессионального оборудования, перед Екатериной Максимовой стояла важная задача – наполнить монологи динамикой и деталями, чтобы было не скучно. Так, Какао провело зрителям сеанс медитации, а Холодец исполнил частушки.

В театре есть традиция – после каждого показа актеры выходят на сцену и отвечают на вопросы зрителей. На одной из таких встреч актриса, сыгравшая Шампанское и Мороженное, призналась, что монолог игристого был придуман за считанные минуты. Образ совпал с характером участницы «Open театра», поэтому дался ей очень легко. И только спустя большое количество репетиций, несколько показов перед зрителями актриса поняла, какие идеи неосознанно вложила в выступление. И как сильно текст соотносится с ее же жизнью.



Некоторые участники намеренно искали сюжеты, несвойственные их характерам. Другие отталкивались от истории блюда, углублялись в рецепты. В своих рассказах актеры затронули темы созависимых отношений, личностных кризисов, маленьких людей, отстаивания границ, поисков счастья и многие другие.

Все монологи объединяет тема скоротечности жизни, ее смысла. Герои знают, что существуют лишь для того, чтобы принести пользу некому человеку. И что без этого человека их бы не было. Именно он добывает ингредиенты, придумывает рецепт, готовит и поглощает сделанное. Если цепочка ясна, исход ее предвиден, зачем все это?

Екатерина Максимова считает еду и напитки «квинтэссенцией мимолетности жизни». Ее спектакль не дает конкретных ответов, но он заставляет задуматься о самой жизни, а не о том, что будет после нее. Предлагает сконцентрироваться на моменте настоящем, чувствовать, искать себя, создавать театры на тарелках, творить. Спектакль завершается словами Ножа, которому судьбой был дарован еще один шанс на жизнь: «Мы не знаем, откуда и куда мы. Главное – в нашей жизни есть аплодисменты!»


Поделиться в социальных сетях: