«На месте хаоса создавать космос»

 
27 сентября в Санкт-Петербурге стало на одно культурное пространство больше. На улице Комсомола прошло торжественное открытие площадки «Театрального проекта 27», независимого театра для подростков под руководством Наталии Сергеевской.
 
Пять лет «Театральный проект 27» показывал свои спектакли на разных площадках Москвы и Петербурга. За это время команда представила 16 работ, объездила с ними более 30 городов, даже организовала фестиваль. А теперь у театра появился собственный дом, который удалось создать благодаря очень сильной любви.
 
Основательница театра Наталия Сергеевская, кажется, раскрыла секрет многозадачности. Она занимает должность начальника отдела развития Большого театра кукол, помощника руководителя Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров, а также исполнительного директора спецпроектов Международного Большого Детского фестиваля. Наталия – двигатель театра.
 
«Театральный проект 27» – это единственный театр в городе, который целенаправленно работает с подростками… Это очень сложная аудитория, странная, непонятная. Наша миссия – соединить театры и подростков, и она в этом смысле уникальна. Я очень рада, что мы ввязались в это дело. Быть независимым театром в принципе сложно, но быть независимым театром для подростков – это вдвойне сложнее», – делится создательница проекта.
 
Спектакли «Театрального проекта 27» игрались на разных сценах Петербурга: в Александринском театре, Театре на Фонтанке, пространствах «Цех», «Скороход» и многих других. В Москве театр показывал свои работы на «Арт-платформе» в Новом манеже.
 
Чаще всего постановки «Театрального проекта 27» ставятся по историям, которые происходили с режиссерами-резидентами в подростковом возрасте. В работах затрагиваются темы буллинга, первой любви, конфликтов с родителями и сверстниками, выбора профессии и даже смерти близких. В юном возрасте говорить об этом непросто, больно, многое еще не осознается. Поэтому режиссеры театра – вчерашние подростки, которые уже со всем справились – как никто другой могут помочь навести порядок в душах и мыслях зрителей.
 
При этом работы «Театрального проекта 27» полезны не только подросткам, но и их родителям. Они помогают наладить диалог, показывают взрослым чувства детей, всю их серьезность и величину. «Театр становится катализатором нормализации отношений в семье. И это самое главное», – говорит Наталия Сергеевская.
 
В театре не боятся экспериментировать с форматами. В репертуаре есть спектакли, которые идут три часа без антракта, есть спектакли-игры, одна из постановок ставится и вовсе в ночном клубе.
 
Со временем спектаклей становилось больше, вместе с этим росла и необходимость в своем помещении. Подходящую площадку подарил случай. Новый дом театра расположился на территории машиностроительного завода «Арсенал». Ремонтные работы длились 14 месяцев и обошлись театру в 24 миллиона рублей. Эту немалую сумму удалось собрать благодаря помощи более 40 партнеров, среди которых Президентский фонд культурных инициатив и Комитет по культуре Санкт-Петербурга.
 
Во время строительства не обошлось без трудностей. Для того, чтобы вернуть помещению его первоначальный вид, пришлось много ломать и рушить. А потом «на месте хаоса создавать космос». Ремонтные работы еще не закончены, но уже сейчас пространство выглядит достойно.
 
Команда проекта поставила перед собой очень высокую планку. Они хотели хороший свет, качественную звуковую систему, удобные стулья, комфортные условия за кулисами. И благодаря партнерам, друзьям, помощи от государства всего этого удалось достичь. Кроме сценического пространства, у театра есть фойе и музей, где планируется проведение мастер-классов, лекций, репетиций и не только.
 
Официальную часть открытия вел и режиссировал Иван Пачин, постановщик первого спектакля «Театрального проекта 27» – «Сочинение про Джобса». Главная цель мероприятия – выразить благодарность всем, кто принимал участие в создании театра. Иван Пачин озвучил около 170 фамилий. Дипломы и подарки вручили всем: друзьям, вдохновителям, строителям, журналистам, артистам, постановочной команде, партнерам и многим другим неравнодушным к театру людям. Планом награждения стал дневник Наталии Сергеевской, где в стихах гостям рассказали обо всех этапах строительства театра. А в промежутках между лирикой и благодарностями артисты «Театрального проекта 27» исполняли музыкальные номера из спектаклей «Ключ от 505-й» и «Лина-Марлина».
 
Отдельно Наталия Сергеевская поблагодарила свою постановочную команду: «Честно, мне весь вечер хочется переключить с себя внимание, потому что на самом деле театр – это артисты, режиссеры, звукорежиссеры, художники по свету. Творческие люди. У меня спрашивают: «Как вы делаете так, что к вам ходят подростки?» Да просто моя команда делает офигенные спектакли!»
 
Петербург можно смело назвать столицей негосударственных театров. Здесь их более шестидесяти, у многих проектов есть свои площадки. Среди гостей открытия был Станислав Молдованов, заместитель председателя Комитета по культуре Санкт-Петербурга. Он отметил значимость театральных площадок, ориентированных на молодежь, и важность поддержки культурных инициатив.
 
Успехов проекту пожелал еще один гость, Дмитрий Бикбаев, певец, режиссёр, актёр и руководитель открытого театрального пространства «Арт-платформа»: «Спектакли «Театрального проекта 27», которые идут у нас в самом центре Москвы, в Новом манеже – это всегда успех. Это всегда переполненные залы, это огромное количество благодарных зрителей. Спектакли, которые создают ребята, – это работы, которые люди готовы смотреть не один раз, а два раза и три… Покорить столичную публику, сами понимаете, – непростая задача. И у этого театра получилось».
 
В первом театральном сезоне на своей площадке театр подготовит несколько премьер. Анна Морозова поставит «Фабрику по изготовлению вундеркиндов». К Новому году в репертуаре появится премьера «Кот и Новый год» в постановке Алины Гулимовой. А режиссер Иван Пачин планирует ставить «Концерт по физике».
 
«Это ведь именно то, о чем мы с тобой мечтали?»
 
Этот проект Наталия Сергеевская посвятила своей бабушке, Зайцевой Кире Александровне. «Она вложила в меня так много любви, что ее хватило на создание этого места», – делится создательница. – «И я благодарю ее родителей. Я очень много про них узнавала и почему-то чувствовала с ними связь, хотя никогда их не знала». Папа Киры Александровны был директором пивоваренного завода, а мама – балериной, она играла в Мариинском театре. «Я знаю, что они очень любили мою бабушку, и эта любовь передается из поколения в поколение… И я знаю, что подростки, которые придут и почувствуют здесь нашу любовь, наше отношение, наше тепло, – для них это тоже не пройдет просто так... Очень часто родители пишут о том, что после спектакля они с ребенком стали разговаривать, стали проводить вместе время, ходить в парк, что ребенок даже попросил прочитать книжку и спросил: «Может мы еще куда-то сходим?» А до этого они вообще не разговаривали. И я понимаю, что это никогда ни в каких отчетах не отразится. Это эффект, который дает театр, а ведь он самый важный. Мы меняем климат в одной маленькой семье. И пусть эта любовь передается и дальше. Мир – это энергия. Бог есть любовь. Пусть все это идет».


Поделиться в социальных сетях: