«Всегда есть свет в конце»: в Театре Вахтангова представили «Утиную охоту» с Максимом Севриновским

 
Советская версия «лишнего человека», рефлексирующий интеллигент, представитель времени брежневского «застоя», пустой человек или человек, терзаемый душевной болью – образ Зилова трактовали (и трактуют) по-разному. Режиссер Аскар Галимов, вчерашний выпускник гитисовской Мастерской Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, в роль молодого рефлексирующего советского инженера предложил вжиться Максиму Севриновскому. Переносить в наше время действие вампиловской пьесы режиссер не стал, но и строго следовать тексту тоже не пожелал. В результате в спектакле появились не придуманные драматургом шутки, интерактив с залом и даже новые герои – на сцену Аскар Галимов вывел родителей Зилова, каждая встреча с которыми трогает до слез.  
 
«Пьеса зацепила меня тем, что она про взаимоотношения людей, про любовь, – рассказал «Театралу» режиссер. – Она коррелируется с историей моих родителей. Желание разобраться в их непростых отношениях стало отправной точкой, почему я взялся за этот спектакль. Я попытался себе, ребенку, объяснить что такое взаимоотношения родителей, что такое взаимоотношения отца и сына. Это моя попытка понять папу».
 
Главный герой для Аскара Галимова – это человек, который «однажды столкнулся с большой любовью. Но любовь дала трещину. Зилова это сильно ранит внутри, разрушает. И трещина все разрастается и разрастается». Свою жизнь (и подспудно жизни близких людей) Зилов рушит постепенно, шаг за шагом, к концу спектакля «венчая» это пьяной выходкой на собственном дне рождения, когда свою порцию гадостей получает каждый – и бывшая любовница, и нынешняя, и лучший друг, и начальник. По словам Максима Севриновского, на такое разрушительство Зилова толкает внутренняя боль. «А вот какая это боль – у каждого сформируется свой ответ после просмотра», – уверен артист.
 
На вопрос, как складывалась работа с режиссером, Севриновский отвечает так: «Аскар прекрасный! Он наивный, как ребенок, у него и театр такой же наивный. И это плюс! Сейчас про любовь и чувства никому не надо, а он ставит про это, потому что верит. Меня его вера впечатляет».
 
В спектакле Зилов оказывается человеком и не хорошим, и не плохим. Человеком, мучимым своими страстями, обидами и страхами. Он оказывается человеком ранимым. В разгар новоселья память подбрасывает ему триггерное воспоминание, и тогда праздник перестает быть праздником: все танцующие под «Черного кота», который жил за углом и был ненавидим всем двором, вдруг начинают двигаться в режиме слоу-мо, и между ними и Зиловым словно возникает невидимая стена. А еще главный герой оказывается отчасти прав, когда обвиняет друзей в неискренности дружбы.

«Я к Зилову как к другу отношусь, – говорит Виталий Иванов, исполнитель роли Саяпина. – Но, понимаете, там стоит вопрос квартиры. Поэтому иногда мой персонаж переступает через свои принципы и идет на обман, сдает друга... Но это все ради семьи, этим его можно как-то оправдать. Вообще Анатолий Саяпин считается лучшим другом Зилова, я так для себя решил».
 
Трещина пошла не только в большой любви Зилова, но и в его отношениях с родителями (Андрей Зарецкий и Наталья Масич). Нежелание ехать к больному отцу, который его так ждет, мысли про «еще успеется, он крепкий старик»... Когда Зилов получает телеграмму о смерти отца, он ни с того ни с сего начинает петь все ту же песню про черного кота. В этой странности его поддерживают девушка-мечта Вера (Анастасия Жданова), Саяпин (Виталий Иванов) и Кузаков (Клим Кудашкин), передавая из рук в руки злополучную телеграмму... Поет про черного кота Зилов все громче и громче, пропорционально нарастающей внутри боли.
 
Кстати, именно с отцом у Зилова связано и первое воспоминание об утиной охоте, на которую он мечтает попасть примерно так же, как чеховские три сестры в Москву. Но в отличие от сестер, Зилов на утиную охоту исправно ходит вместе с «ужасным» Димой, правда дичи не приносит. «Ну скажи, убил ты что-нибудь хоть раз? Признайся! Ну хотя бы маленькую, ну хоть вот такую птичку?», – допытывает его жена Галина (Полина Чернышова). Охота для героя Максима Севриновского – это страсть, возможность вырваться из привычного круга жизни. И он снова будет собираться на утиную охоту, после неудачной попытки суицида, вместе с официантом Димой, который намеренно уточнит, что ружье полностью заряжено, и – уйдет, оставив Зилова один на один с оружием. «Это, скорее, вызов, чем любезность», – отмечает Данила Гнидо (Официант).
 
Говоря про актуальность пьесы, артисты сходятся в одном: люди не меняются. «Они все так же любят, предают, изменяют, верят, дружат. Такие же есть враги, такое же начальство и такие же прекрасные женщины», – считает Евгений Косырев, играющий в спектакле Кушака. А Дарья Щербакова (Валерия) добавляет: «Но тогда люди чуть больше друг друга ценили, оказывались рядом в нужный момент (это показано в конце спектакля), находили время и внутренние силы друг на друга. А сейчас много сил тратится куда-то вовне. Моя героиня, например, очень много отдает сил мужу, чтобы у него все сложилось».
 
Действие спектакля разворачивается в мрачном, на первый взгляд, пространстве: развалившийся узор яркой плитки на полу, не переживший испытание временем, запылившиеся стеклянные плитки в стенной перегородке и подиум из красного кирпича, едва прикрытого бетоном. Но здесь же, выше, фрагмент потолочного свода с тремя ликами, словно с церковной фрески. В одной из сцен, в полностью черном пространстве, именно их выхватывает яркий свет карманного фонарика. Режиссер говорит, что это одна из отсылок к теме мытарств души, которая находится в поиске. «Всегда есть свет в конце, другой вопрос: пойдешь ты в этот свет или нет», – рассказывает Аскар Галимов.
 
Пойдет ли Зилов в свет, каждый, по словам режиссера, решит для себя сам.


Поделиться в социальных сетях: